Влияние социальных медиа на дипломатические стратегии КНР | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Позднякова, Е. Н. Влияние социальных медиа на дипломатические стратегии КНР / Е. Н. Позднякова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 76-80. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/517/18557/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье автор исследует воздействие социальных медиа на дипломатические стратегии Китайской Народной Республики. Анализируется их эффективность в изменении глобального восприятия, укреплении публичной дипломатии и продвижении геополитических целей Китая. Рассматриваются проблемы и ограничения, связанные с использованием социальных сетей в дипломатической деятельности Китая, включая цензуру и блокировку западных веб-платформ.

Ключевые слова: социальные медиа, публичная дипломатия, цифровая дипломатия, дипломатия КНР.

Публичная дипломатия на сегодняшний день играет важнейшую роль в установлении и поддержании международных отношений и в первую очередь представляет собой форму международной коммуникации, которую государства применяют для построения и укрепления национального имиджа. В отличие от традиционных видов дипломатии, которые предполагают взаимодействие между правительствами, публичная дипломатия направлена на глобальную общественность, стремясь создать благоприятные условия для достижения внешнеполитических целей страны. За последние несколько десятилетий правительство Китая значительно развило сферу публичной дипломатии, признавая важность «мягкой силы» для реализации своей политики.

В последние годы в Китае начали активно развивать одно из современных направлений публичной дипломатии, а именно цифровую дипломатию, с целью повышения прозрачности китайской внешней политики. Признавая огромный потенциал цифровых платформ, в КНР стремятся использовать цифровую дипломатию для более активного и открытого взаимодействия с глобальной аудиторией, изменения своего международного имиджа и продвижения государственных геополитических интересов [1].

Цифровая дипломатия представляет собой использование цифровых инструментов, таких как веб-сайты, мобильные приложения и социальные медиа, так же известные как социальные сети. Данное направление дипломатии позволяет правительствам общаться и взаимодействовать с иностранной общественностью в режиме реального времени, способствуя более прямой и вовлекающей форме дипломатии [2].

Для КНР цифровая дипломатия имеет особое значение, поскольку правительство стремится противостоять негативному восприятию и продвигать более позитивный и точный образ страны на международном уровне. Однако, в Китае существует уникальная Интернет-среда, характеризующаяся широкой цензурой и блокировкой многих западных социальных сетей. Данная технология цензуры, официально названная «Золотой щит», ограничивает доступ к таким глобальным платформам как YouTube, WhatsApp, Google. Такая политика в сфере цифровых медиа позволяет китайскому правительству полностью контролировать онлайн-пространство [3]. Стоит отметить, что КНР применяет эти меры для поддержания социальной стабильности и защиты национальной безопасности и безопасности данных граждан. В результате этого, Интернет в Китае функционирует в рамках собственной экосистемы, что способствует росту внутренних платформ, адаптированных к особенностям политики страны.

Индивидуальное китайское интернет-пространство привело к появлению и доминированию отечественных социальных медиа. Среди них особую значимость представляет Weibo — основной сервис микроблогов, который часто воспринимается как альтернатива социальной платформе Twitter. Китайский сервис микроблогов Weibo был запущен в 2009 году корпорацией Sina и нацелен на публикацию коротких сообщений, мультимедиа и взаимодействие с людьми.

В последние годы роль Weibo выходит за рамки общего социального взаимодействия. Данную социальную платформу начали использовать правительственные учреждения и отдельные политики и дипломаты для распространения информации о политическом курсе, обмена новостями и поддержания контакта с общественностью. МИД Китая создал свой первый аккаунт на Weibo в апреле 2011 года. Его основной целью стало предоставлять обновленную информацию о международных событиях, разъяснять внешнеполитические позиции Китая и отвечать как китайской, так и иностранной аудитории [4].

В Китае огромную ценность также представляет коммуникационная система WeChat, которая является эффективным инструментом обмена текстовыми сообщениями, информацией и услугами. Стоит отметить, что количество пользователей WeChat в 2024 году составляет 1,36 миллиарда пользователей, что обеспечивает широкое распространение информации [5]. В Китае официальные аккаунты представителей власти образуют важную интерактивную платформу, которая позволяет правительству публиковать информацию, общаться с гражданами и участвовать в политических дебатах в режиме реального времени [6].

Таким образом на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что диалог, дискурс и вовлеченность представителей власти Китая в социальных медиа напрямую оказывают положительное влияние на развитие взаимодействия между глобальной общественностью и правительством КНР, что является основной целью цифровой дипломатии. Более того, поощрение общественности к активному участию в подобном взаимодействии является одной из основных задач политиков. С помощью таких платформы как Weibo и WeChat правительство КНР создает более позитивный образ государства, противостоит дезинформации и способствует развитию более современным видам дипломатии. Активное присутствие китайских дипломатов в социальных медиа свидетельствует о переходе к более интерактивной и открытой дипломатической практике. Следовательно, по мере развития социальных сетей их роль в дипломатическом ландшафте КНР будет только укрепляться.

Литература:

1. Надежкина, Е. С. Изучение китайских социальных медиа-площадок и микроблогов в контексте публичной дипломатии / Е. С. Надежкина. — Текст: непосредственный // Коммуникология. — 2020. — № 8 (1). — С. 167–179.

  1. Чуб А. Д. Цифровая дипломатия — язык цифровой дипломатии / А. Д. Чуб // Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения, языковой коммуникации и лингводидактики: сб. материалов XXIII Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием, Красноярск, 2023. — С. 133–136.
  2. Шапорто, Т. В. Интернет-политика Китая как залог политической стабильности / Т. В. Шапорто, А. Ю. Мохорова. — Текст: непосредственный // Россия в глобальном мире. — 2021. — № 18 (41). — С. 135–142.
  3. Huang, Z. A. Exploring China’s Digitalization of Public Diplomacy on Weibo and Twitter: A Case Study of the U. S.– China Trade War / Z. A. Huang, R. Wang // International Journal of Communication. — 2021. — № 15. — P. 1912–1939.
  4. Shubham, Singh 18 WeChat Statistics — Users & Revenue Data / Singh Shubham. — Текст: электронный // Demandsage: [сайт]. — URL: https://www.demandsage.com/wechat-statistics/ (дата обращения: 29.05.2024).
  5. Social media interactions between government and the public: A Chinese case study of government WeChat official accounts on information related to COVID-19 / C. Shao, X. Guan, J. Sun [и др.]. // Frontiers in Psychology. — 2022. — P. 23.