В данной статье исследуется динамика Public Relations (PR) в контексте возрастающего влияния государства на информационную сферу и эскалации информационных войн. Анализируются ключевые тенденции в эволюции PR, правовые аспекты его регулирования, а также угрозы и вызовы, порождаемые информационным противоборством. Особое внимание уделяется методам противодействия информационным угрозам и роли коммуникационного менеджмента в обеспечении информационной безопасности с привлечением конкретных примеров и аналитических выкладок, а также обоснованием выбора данных категорий для анализа.
Ключевые слова: Public Relations, правовое регулирование, государственное регулирование информации, информационное противоборство, коммуникационный менеджмент, информационная безопасность.
С момента своего зарождения в начале XX века PR опирался на различные теоретические концепции, включая: Теорию систем: PR рассматривается как система взаимосвязанных элементов, включающих организацию, ее целевые аудитории и каналы коммуникации. Теорию управления: PR рассматривается как функция управления, направленная на достижение организационных целей через эффективную коммуникацию. Теорию коммуникации: PR использует различные модели коммуникации, такие как модель Шеннона-Уивера и модель двухступенчатого потока коммуникации, для анализа и планирования коммуникационных процессов. Теорию общественного мнения: PR изучает факторы, влияющие на формирование общественного мнения, и разрабатывает стратегии его формирования в благоприятном для организации направлении.
В последние десятилетия в теории PR наблюдается сдвиг от односторонней модели информирования к двусторонней модели диалога и взаимодействия с целевыми аудиториями. Это связано с развитием социальных сетей и других интерактивных платформ, которые позволяют организациям вести прямой диалог с своими стейкхолдерами.
Public Relations (PR), как научная дисциплина и практическая деятельность, направленная на формирование и поддержание благоприятного имиджа организации, претерпевает значительные трансформации в условиях современного информационного общества. Его эволюция обусловлена комплексным взаимодействием ряда факторов, включая развитие цифровых технологий, изменение общественно-политических процессов и возрастающее влияние государства на информационное пространство.
В данной статье для анализа трансформации PR были выбраны следующие категории: Государственный дирижизм: возрастающее влияние государства на информационное пространство, что существенно влияет на деятельность PR-специалистов и требует от них адаптации к новым условиям. Информационное противоборство: использование информационных технологий и ресурсов для достижения политических, экономических и военных целей, что создает новые угрозы и вызовы для PR. Данные категории были выбраны, поскольку они отражают ключевые тенденции в развитии информационного пространства и оказывают существенное влияние на деятельность PR [3].
Интеграция PR в государственные стратегии: PR становится инструментом реализации государственных интересов, формирования благоприятного имиджа страны на международной арене и поддержания внутренней стабильности. Примером может служить использование PR-технологий в рамках реализации национальных проектов, таких как «Цифровая экономика» в России или «Made in China 2025». Государство акмтивно использует PR-технологии для продвижения своих программ, инициатив и идей. Выбор данной категории обусловлен тем, что она отражает растущее влияние государства на информационное пространство и его стремление использовать PR для достижения своих целей.
Доминирование государственных медиа: Государственные средства массовой информации становятся основным каналом коммуникации с обществом, формируя общественное мнение и продвигая государственную повестку дня. Например, в Китае государственные СМИ, такие как CCTV и Xinhua, играют доминирующую роль в информационном пространстве, формируя нарративы, соответствующие позиции Коммунистической партии [4]. Выбор данной категории обусловлен тем, что она показывает, как государство использует медиа для формирования общественного мнения и продвижения своей повестки дня.
Контроль информационного пространства: Государство стремится контролировать информационные потоки, ограничивая доступ к нежелательным ресурсам и препятствуя распространению информации, противоречащей официальной позиции. Примером может служить «Великий китайский файрвол», блокирующий доступ к многим зарубежным веб-сайтам и социальным сетям. Выбор данной категории обусловлен тем, что она демонстрирует, как государство ограничивает доступ к информации и контролирует информационное пространство [3].
Пример дирижизма: В России ярким примером дирижизма является создание и развитие медиахолдинга «Россия сегодня», который объединяет ряд государственных СМИ, таких как РИА Новости, Sputnik и RT. Этот холдинг активно продвигает государственную повестку дня на международном уровне. Данная тенденция порождает ряд дилемм. С одной стороны, государство имеет право и обязанность информировать общество о своей деятельности и обеспечивать информационную безопасность. С другой стороны, чрезмерное вмешательство государства в информационное пространство может привести к ограничению свободы слова, манипуляции общественным мнением и созданию неравных условий для различных политических и общественных сил [5].
Информационные войны — это форма противоборства, в которой используются информационные технологии и ресурсы для достижения политических, экономических и военных целей [2]. Они характеризуются многообразием методов, в арсенале информационных войн присутствуют дезинформация, пропаганда, кибератаки, экономический шпионаж и другие методы воздействия на информационное пространство и общественное мнение.
Информационные войны представляют серьезную угрозу безопасности и стабильности, как на национальном, так и на международном уровне. Они могут привести к политической дестабилизации, разжигание социальных конфликтов, подрыв доверия к государственным институтам, манипуляция выборами. Например, вмешательство России в президентские выборы в США в 2016 году с использованием информационных технологий [2]. Выбор данной категории обусловлен тем, что она показывает, как информационные войны могут быть использованы для дестабилизации политической ситуации в стране.
Также, к нарушениям работы финансовых рынков, снижение инвестиционной привлекательности, ущерб репутации компаний. Например, кибератаки на крупные компании и финансовые институты могут привести к утечке конфиденциальной информации и финансовым потерям. Выбор данной категории обусловлен тем, что она демонстрирует, как информационные войны могут привести к экономическим потерям для компаний и стран.
Кроме этого, к эскалации напряженности, провоцирование военных действий, подрыв обороноспособности страны. Например, использование дезинформации и пропаганды для разжигания военных конфликтов. Выбор данной категории обусловлен тем, что она показывает, как информационные войны могут быть использованы для эскалации напряженности и провоцирования военных конфликтов.
Правовое регулирование PR представляет собой сложную задачу, требующую учета различных интересов и баланса между свободой слова, национальной безопасностью и экономическими интересами. Для эффективного противодействия информационным войнам и обеспечения информационной безопасности необходимо комплексное применение различных стратегий:
Укрепление кибербезопасности: Развитие и совершенствование систем защиты информации, а также повышение квалификации специалистов по информационной безопасности. Это включает в себя внедрение современных технологий защиты данных, проведение регулярных аудитов информационной безопасности и обучение сотрудников основам кибергигиены. Например, использование многофакторной аутентификации, шифрование данных и регулярное обновление программного обеспечения. Выбор данной категории обусловлен тем, что она показывает, как технические меры могут быть использованы для защиты от информационных угроз.
Мониторинг и анализ данных: Постоянное наблюдение за информационным пространством, выявление попыток дезинформации и манипуляции, а также анализ их источников и методов. Для этого необходимо использовать специализированные инструменты мониторинга социальных сетей, СМИ и других источников информации, а также привлекать экспертов по анализу данных. Например, использование инструментов мониторинга социальных сетей для выявления фейковых аккаунтов и бот-сетей. Выбор данной категории обусловлен тем, что она показывает, как мониторинг и анализ данных могут быть использованы для выявления информационных угроз.
Стратегическое коммуникационное планирование: Разработка четких коммуникационных стратегий и ключевых сообщений, а также обеспечение согласованности действий различных подразделений организации. Важно разработать план реагирования на информационные атаки, который будет включать в себя меры по противодействию дезинформации, информированию общественности и восстановлению репутации. Например, разработка коммуникационной стратегии для реагирования на кибератаку и информирования клиентов о принятых мерах. Выбор данной категории обусловлен тем, что она показывает, как стратегическое коммуникационное планирование может быть использовано для противодействия информационным угрозам [5].
Образование и тренинги: Повышение уровня информационной грамотности сотрудников и общества в целом, обучение методам анализа информации и выявления дезинформации. Это может включать в себя проведение тренингов по медиаграмотности, критическому мышлению и фактчекингу. Например, обучение сотрудников основам кибергигиены и методам выявления фишинговых писем. Выбор данной категории обусловлен тем, что она показывает, как образование и тренинги могут быть использованы для повышения информационной грамотности и противодействия информационным угрозам. Обмен информацией о киберугрозах, координация действий по обеспечению информационной безопасности, а также разработка совместных механизмов противодействия информационным войнам. Это может включать в себя участие в международных инициативах по борьбе с дезинформацией, сотрудничество с правоохранительными органами и спецслужбами. Например, сотрудничество компаний с государственными органами в расследовании кибератак. Выбор данной категории обусловлен тем, что она показывает, как сотрудничество может быть использовано для противодействия информационным угрозам [1].
PR в условиях государственного дирижизма и информационных войн сталкивается с новыми вызовами и угрозами. Правовое регулирование, разработка эффективных стратегий противодействия информационным угрозам и повышение роли коммуникационного менеджмента являются необходимыми условиями обеспечения информационной безопасности и устойчивого развития общества.
В заключение, важно отметить, что эффективное противодействие информационным угрозам возможно только при условии сотрудничества государства, бизнеса и гражданского общества. Необходим комплексный подход, включающий в себя правовое регулирование, развитие технологий информационной безопасности, повышение информационной грамотности населения и формирование культуры открытости и доверия. Только совместными усилиями мы сможем обеспечить информационную устойчивость и безопасность нашего общества. Выбор рассмотренных в статье категорий и примеров обусловлен их актуальностью и значительностью для понимания современных тенденций в развитии PR и информационного пространства. Анализ данных категорий позволяет выявить вызовы и угрозы, с которыми сталкиваются PR-специалисты, а также разработать эффективные стратегии противодействия им.
Литература:
- Катлип, Г., Сентер, А., Брум, Г. (2001). Паблик рилейшнз. Теория и практика. Москва: Издательский дом «Вильямс». — С. 72–75
- Шарков, Ф.И. (2002). Паблик рилейшнз. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». С. 122–89
- Cuttinglip, S.M., Center, A.H., & Broom, G.M. (2006). Effective Public Relations (9th ed.). Upper Saddle River, NJ: Pearson Prentice Hall. (pp. 1–7).
- Grunig, J. E. & Hunt, T. (1984). Managing Public Relations. New York: Holt, Rinehart and Winston. (pp. 6–9).
- Grunig, J. E. (2001). Two-Way Symmetrical Public Relations: Past, Present, and Future. In R. L. Heath (Ed.), Handbook of Public Relations (pp. 11–30). Thousand Oaks, CA: Sage.