В статье рассматриваются факторы, которые определили понимание прав человека руководством Китая, а также цели, задачи и механизмы «дипломатии прав человека» в стране.
Ключевые слова: Китайская концепция прав человека, международная система, правительство Китая.
Сегодня права человека являются не только предметом дискуссий, но и полноценным фактором международных отношений. Институциональная основа международной системы прав человека обширна и включает Совет ООН по правам человека, Договорную систему ООН по правам человека, ряд НПО (Amnesty International, Human Rights Watch) — они являются элементами системы осуществления и защиты прав человека, основанной на Всеобщей декларации прав человека (1948), международных пактах о правах, договорах и конвенциях ООН и международной правовой практике. Однако эти институты и нормативные документы в основном отражают западное либеральное понимание прав человека и призывают к их осуществлению всеми странами мира. Все государства, подписавшие Всеобщую декларацию прав человека, должны выполнять ее положения и пропагандировать идеи в области прав человека, но отсутствие четкого определения «юрисдикции” государств и механизмов контроля за выполнением обязательств по Декларации создает препятствия для обеспечения глобального верховенства прав человека.
Таким образом, существует комплексная система международных организаций, национальных правительств, экспертного сообщества, неправительственных организаций (в частности, в сфере защиты прав человека), которые регистрируют нарушения прав человека [1]. Поскольку глобальный характер современных международных отношений исключает абсолютную изоляцию отдельного субъекта, каждое государство занимает определенную позицию в этой системе в рамках «группы государств-единомышленников”. Существует мощный механизм влияния на внутреннюю и внешнюю деятельность всех государств, но его работа осложняется тем, что нарушение прав человека может быть неоднозначным из-за различий в национальных правовых системах и трудностей в поиске консенсуса по этому вопросу в международных отношениях. Более того, как фактор международных отношений права человека выходят за рамки компетенции специальных международных институтов и становятся предметом дискуссий в Совете Безопасности ООН, Генеральной Ассамблее ООН и т. д.
Официальная политика Китая в области прав человека подвергается критике со стороны западных стран. До сих пор существуют санкции против Китая, введенные после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Китайское правительство обвиняется в нарушении прав национальных меньшинств и свободы слова, коррупции судебной системы и т. д. [2]. В свою очередь, китайские власти утверждают, что государства и регионы различаются по культурному и цивилизационному развитию, поэтому западную модель прав человека нельзя считать универсальной. Кроме того, Китай продвигает свою собственную концепцию прав человека, и необходимо учитывать факторы, повлиявшие на разработку этой концепции, а также позицию китайских властей по вопросу прав человека на национальном и международном уровнях.
Сегодняшняя концепция прав человека в Китае основана в первую очередь на традициях конфуцианства и марксизма. Согласно Р. Уэтерли, интерпретация индивидуальных ролей и прав человека в китайском обществе уходит корнями в принципы Конфуция, которые все еще актуальны в современном Китае [3]. Ключевая идея Конфуция состоит в том, что у каждого человека есть четко определенные обязанности. Прежде всего, это самосовершенствование и законопослушание, умение довольствоваться малым и приоритет общего блага. В конфуцианстве коллективные / групповые права преобладают над индивидуальными правами, то есть каждый человек имеет обязательства перед группой. Таким образом, в конфуцианстве нет индивидуальных прав. Более того, индивидуальные права несовместимы с конфуцианством, потому что права (обязательно) независимые от ролей обязательства и права, тогда как в конфуцианстве все обязательства и права зависят от ролей. Таким образом, индивидуальные права угрожают семейным общественным связям и несовместимы с иерархическими социальными структурами, которые ценят конфуцианцы [4].
Основной социальной целью в этом контексте является поддержание порядка и уважение иерархических отношений [5]. Согласно этой теории, индивид находит смысл своей жизни в своих социальных ролях. Конфуцианство подчеркивает индивидуальную ответственность как простых людей, так и правителей перед другими людьми и обществом. Таким образом, вопрос прав личности напрямую связан с положением и обязанностями человека в обществе, а государство рассматривается как большая семья, возглавляемая отцом-правителем: он заботится о китайском народе, который, в свою очередь, относится к нему с должным уважением (то же самое относится и к отношениям старшего и молодого поколения).
В дополнение к конфуцианству, именно марксистская интерпретация прав человека определила концепцию прав человека в современном Китае. Р. Уэзерли отмечает, что конфуцианство и марксистские идеи прав человека имеют много параллелей, в частности, в убеждении, что права человека имеют классовую и коллективную природу [3]. Согласно марксизму, права и свободы человека определяются положением индивида в социально-экономической структуре общества и его политической системой. Индивид находит свою ценность во взаимодействии с обществом. В либеральных концепциях прав человека, несмотря на все индивидуальные обязанности, отношения между индивидом и государством основаны на индивидуальной свободе, и права человека в основном предназначены для защиты индивида от государства. В отличие от либеральных концепций прав человека, марксизм настаивает на неразрывной связи между индивидуальными правами и обязанностями. Такое единство прав и обязанностей способствует укреплению справедливых социальных отношений, которые исключают любые привилегии для отдельных лиц или общин вместе с любой дискриминацией. Марксистская концепция исходит из того, что единство индивидуальных прав и ответственности за свои поступки обеспечивают индивидуальную свободу [6]. Марксистская концепция признает важность всех категорий прав человека, но подчеркивает, что только истинные экономические права создают реальные условия для эффективного использования гражданских и политических прав.
Как отмечает Синь Чуньин, «до основания КНР в 1949 году термин «права человека» использовался Коммунистической партией Китая для противодействия правлению Гоминьдана. Однако после основания КНР этот термин исчез. Права человека «были заменены» правами гражданина” и «правами народа», чтобы более четко обозначить социалистический характер китайского государства» [7].
С 1991 года вышло много изданий так называемых «Белых книг Китая по правам человека» [8]. Первая Белая книга, опубликованная в ноябре 1991 года, была своего рода ответом китайского правительства на критику западных стран в отношении нарушений прав человека в Китае после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году и на последующие санкции, введенные Западом. С 1991 года Государственный совет Китая опубликовал более десяти «Белых книг» под названием «Прогресс в области прав человека в Китае». Последняя Белая книга по правам человека была опубликована в 2017 году.
Следует отметить, что содержание «Белых книг» отличается не только статистически, но и в определении прав человека. Согласно Белой книге «Прогресс в области прав человека в Китае», опубликованной в 1995 году, «право на существование» и «право на развитие» являются наиболее важными правами человека для китайского народа. Существует некоторое противоречие с западными странами в самой интерпретации основных прав китайского народа — «права на существование» и «права на развитие». В своем описании «права на существование» Белая книга объединила независимость китайской нации от колониального господства и право на развитие с правом китайского народа на достаточное питание, одежду и жилье [9]. В Белой книге 1995 года утверждается, что китайские власти, руководствуясь целями и принципами Устава ООН по защите прав человека, выступают против двойных стандартов некоторых стран в отношении прав человека в других странах, особенно в развивающихся, и сопротивляются навязыванию моделей одних стран другим, т. е. “противостоять гегемонистским попыткам вмешательства во внутренние дела других стран, используя” права человека «в качестве предлога» [9].
Китайские власти прилагают усилия для создания положительного имиджа Китая как одного из главных защитников прав человека не только внутри страны, но и на международном уровне. С юридической точки зрения Китай вошел в международную систему прав человека, подписав широкий спектр договоров по правам человека. В последние годы правительство Китая также признало принцип универсальности прав человека. Согласно Белой книге «Новый прогресс в правовой защите прав человека в Китае», Китай активно участвует в создании правовой системы международных прав человека в рамках построения «сообщества общего будущего для человечества» [10]. Таким образом, правительство Китая признает важность глобальных прав человека в «новую эру» международных отношений: Китай участвует в более чем 50 диалогах по правам человека с западными и развивающимися странами.
Одной из основных международных платформ, которую Китай использует для продвижения своей концепции прав человека и для опровержения обвинений в нарушениях прав человека, является система органов ООН. Взаимодействие Китая с ООН началось в 1971 году, когда резолюция 2758 Генеральной Ассамблеи ООН признала Китайскую Народную Республику (КНР) «единственным законным представителем Китая в Организации Объединенных Наций»: Китай стал членом всех органов и структур ООН. Комиссия ООН по правам человека была одним из последних крупных органов ООН, к которым присоединился Китай. Китай направил наблюдателей в Комиссию в 1979 г. и стал ее полноправным членом в 1982 г.
В 1990-е годы Китай начал активное сотрудничество с международным сообществом по правам человека в рамках ООН [11]. Китай присоединился к ряду договоров ООН по правам человека, таких как Международный пакт о гражданских и политических правах (подписан в 1998 году, не ратифицирован), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (подписан в 1997 году, ратифицирован в 1980 году), Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (подписана в 1986 году, ратифицирована в 1988 году), Конвенция ООН о правах ребенка (подписана в 1990 году, ратифицирована в 1992 году) и др.
В 2006 году Китай стал членом Совета ООН по правам человека, который заменил Комиссию ООН по правам человека. В последующие десять лет Китай регулярно переизбирался в качестве ее члена (в 2016 году Китай получил этот статус в четвертый раз).
Одной из основных платформ для реализации китайской дипломатии в области прав человека и концепции прав человека является Пекинский форум по правам человека, который проводится ежегодно. Первый Форум состоялся в 2008 году в связи с 60-летием Всеобщей декларации прав человека (1948). В дополнение к Пекинскому форуму по правам человека в Китае также проводится «Форум по правам человека Юг-Юг» (первый форум состоялся в 2018 году). Ключевыми элементами «концепции прав человека с китайскими особенностями” являются следующие:
— Развитие и мир: официальные лица Китая заявляют, что права на мир и развитие являются основными правами людей во всем мире. Право на мир определяется не только как отсутствие войн и конфликтов, но и как свобода от структурных, институциональных и других форм давления и принуждения, т. е. Китай призывает к солидарности с развивающимся миром.
— Приоритет социально-экономических прав: по мнению китайских официальных лиц, в развивающихся странах приоритет социально-экономических прав может привести к достижению целей устойчивого развития.
Несмотря на усилия китайских властей по созданию положительного имиджа страны как защитника прав человека, права человека в Китае являются одним из проблемных вопросов в отношениях между Китаем и Западом. На международном уровне, как в рамках многосторонних, так и двусторонних отношений с Западом, Китай занимает жесткую позицию в отношении прав человека: любая критика Китая в Совете по правам человека должностными лицами ООН или специальными процедурами влечет за собой жесткий ответ. Официальные лица Китая успешно используют принципы суверенитета и невмешательства во внутренние дела, чтобы отказаться от всех обвинений в нарушениях прав человека [12]. На двустороннем уровне проблема прав человека оказывает негативное влияние на отношения между Китаем, США и некоторыми европейскими странами. Кроме того, Пекин использует различные дипломатические меры: так, в ответ на ежегодные страновые доклады о практике в области прав человека, публикуемые США. Государственный департамент с 1998 года Информационное бюро Государственного Совета КНР публикует ежегодные доклады о нарушениях прав человека в Соединенных Штатах под названием «Отчет о правах человека в Соединенных Штатах».
Таким образом, основные черты китайской концепции прав человека можно резюмировать следующим образом:
— Приоритет коллективных прав над индивидуальными правами: с древности и до наших дней права человека в основном определяются как коллективные права, а не права человека. Термин «человек» относится к единственной «сущности» людей, а не отдельных людей, то есть ни один человек не может претендовать на свои права человека, протестуя против статус-кво.
— Приоритет гражданских прав над правами человека: последние должны признаваться властями, а не претендовать на них самим или для себя; более того, «права» существуют только как нечто данное государством.
— Приоритет социально-экономических прав перед другими видами прав для первых способствует устойчивому развитию Китая и развивающихся стран.
— Мир и развитие: права на мир и развитие рассматриваются не только как наиболее важные универсальные права, но и как свобода от структурных, институциональных и других форм давления и принуждения.
— Принципы невмешательства и суверенитета: права человека определяются как часть внутренней политики в рамках юрисдикции национальных правительств.
Литература:
- Rabet D. Human rights and globalization: The myth of corporate social responsibility. Journal of Alternative Perspectives in the Social Sciences. 2009: 1 (2)
- Heilmann S. China, der Westen und die Menschenrechte. CHINA Aktuell. 1994; 23
- Weatherley R. The Discourse of Human Rights in China: Historical and Ideological Perspectives. New York: St. Martin’s Press; 1999.
- Peerenboom R. Confucian Harmony and Freedom of Thought in Confucianism and Human Rights. New York: Columbia University Press; 1998.
- Sun Pinhua. Chinese Discourse on Human Rights in Global Governance. The Chinese Journal of Global Governance. 2016:1(2):192–213.
- Christensen D. Breaking the deadlock: Toward a socialist-confucianist concept of human rights for China. Michigan Journal of International Law. 1992; 13 (2).
- A brief history of the modern human rights discourse in China. 1995. https://www.carnegiecouncil.org/publications/archive/dialogue/1_03/articles/515.
- Svensson M. Debating Human Rights in China — a Conceptual and Political History. Lanham: Rowman and Littlefield Publishers; 2002
- Progress of Human Rights in China. 1995. http://www.china.org.cn/e-white/phumanrights19/ index.htm
- New Progress in the Legal Protection of Human Rights in China. 2017. http://www.scio.gov.cn/ zfbps/32832/Document/1613604/1613604.htm
- Na Jiang. China and International Human Rights: Harsh Punishments in the Context of the International Covenant on Civil and Political Rights. Springer Science & Business Media; 2013.
- Sceats S., Breslin Sh. China and the International Human Rights System. London: Chatham House; 2012.