Китайская концепция прав человека и её международное продвижение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 08.05.2022

Статья просмотрена: 931 раз

Библиографическое описание:

Федонова, А. С. Китайская концепция прав человека и её международное продвижение / А. С. Федонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 383-387. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91272/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье рассматриваются факторы, которые определили понимание прав человека руководством Китая, а также цели, задачи и механизмы «дипломатии прав человека» в стране.

Ключевые слова: Китайская концепция прав человека, международная система, правительство Китая.

Сегодня права человека являются не только предметом дискуссий, но и полноценным фактором международных отношений. Институциональная основа международной системы прав человека обширна и включает Совет ООН по правам человека, Договорную систему ООН по правам человека, ряд НПО (Amnesty International, Human Rights Watch) — они являются элементами системы осуществления и защиты прав человека, основанной на Всеобщей декларации прав человека (1948), международных пактах о правах, договорах и конвенциях ООН и международной правовой практике. Однако эти институты и нормативные документы в основном отражают западное либеральное понимание прав человека и призывают к их осуществлению всеми странами мира. Все государства, подписавшие Всеобщую декларацию прав человека, должны выполнять ее положения и пропагандировать идеи в области прав человека, но отсутствие четкого определения «юрисдикции” государств и механизмов контроля за выполнением обязательств по Декларации создает препятствия для обеспечения глобального верховенства прав человека.

Таким образом, существует комплексная система международных организаций, национальных правительств, экспертного сообщества, неправительственных организаций (в частности, в сфере защиты прав человека), которые регистрируют нарушения прав человека [1]. Поскольку глобальный характер современных международных отношений исключает абсолютную изоляцию отдельного субъекта, каждое государство занимает определенную позицию в этой системе в рамках «группы государств-единомышленников”. Существует мощный механизм влияния на внутреннюю и внешнюю деятельность всех государств, но его работа осложняется тем, что нарушение прав человека может быть неоднозначным из-за различий в национальных правовых системах и трудностей в поиске консенсуса по этому вопросу в международных отношениях. Более того, как фактор международных отношений права человека выходят за рамки компетенции специальных международных институтов и становятся предметом дискуссий в Совете Безопасности ООН, Генеральной Ассамблее ООН и т. д.

Официальная политика Китая в области прав человека подвергается критике со стороны западных стран. До сих пор существуют санкции против Китая, введенные после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Китайское правительство обвиняется в нарушении прав национальных меньшинств и свободы слова, коррупции судебной системы и т. д. [2]. В свою очередь, китайские власти утверждают, что государства и регионы различаются по культурному и цивилизационному развитию, поэтому западную модель прав человека нельзя считать универсальной. Кроме того, Китай продвигает свою собственную концепцию прав человека, и необходимо учитывать факторы, повлиявшие на разработку этой концепции, а также позицию китайских властей по вопросу прав человека на национальном и международном уровнях.

Сегодняшняя концепция прав человека в Китае основана в первую очередь на традициях конфуцианства и марксизма. Согласно Р. Уэтерли, интерпретация индивидуальных ролей и прав человека в китайском обществе уходит корнями в принципы Конфуция, которые все еще актуальны в современном Китае [3]. Ключевая идея Конфуция состоит в том, что у каждого человека есть четко определенные обязанности. Прежде всего, это самосовершенствование и законопослушание, умение довольствоваться малым и приоритет общего блага. В конфуцианстве коллективные / групповые права преобладают над индивидуальными правами, то есть каждый человек имеет обязательства перед группой. Таким образом, в конфуцианстве нет индивидуальных прав. Более того, индивидуальные права несовместимы с конфуцианством, потому что права (обязательно) независимые от ролей обязательства и права, тогда как в конфуцианстве все обязательства и права зависят от ролей. Таким образом, индивидуальные права угрожают семейным общественным связям и несовместимы с иерархическими социальными структурами, которые ценят конфуцианцы [4].

Основной социальной целью в этом контексте является поддержание порядка и уважение иерархических отношений [5]. Согласно этой теории, индивид находит смысл своей жизни в своих социальных ролях. Конфуцианство подчеркивает индивидуальную ответственность как простых людей, так и правителей перед другими людьми и обществом. Таким образом, вопрос прав личности напрямую связан с положением и обязанностями человека в обществе, а государство рассматривается как большая семья, возглавляемая отцом-правителем: он заботится о китайском народе, который, в свою очередь, относится к нему с должным уважением (то же самое относится и к отношениям старшего и молодого поколения).

В дополнение к конфуцианству, именно марксистская интерпретация прав человека определила концепцию прав человека в современном Китае. Р. Уэзерли отмечает, что конфуцианство и марксистские идеи прав человека имеют много параллелей, в частности, в убеждении, что права человека имеют классовую и коллективную природу [3]. Согласно марксизму, права и свободы человека определяются положением индивида в социально-экономической структуре общества и его политической системой. Индивид находит свою ценность во взаимодействии с обществом. В либеральных концепциях прав человека, несмотря на все индивидуальные обязанности, отношения между индивидом и государством основаны на индивидуальной свободе, и права человека в основном предназначены для защиты индивида от государства. В отличие от либеральных концепций прав человека, марксизм настаивает на неразрывной связи между индивидуальными правами и обязанностями. Такое единство прав и обязанностей способствует укреплению справедливых социальных отношений, которые исключают любые привилегии для отдельных лиц или общин вместе с любой дискриминацией. Марксистская концепция исходит из того, что единство индивидуальных прав и ответственности за свои поступки обеспечивают индивидуальную свободу [6]. Марксистская концепция признает важность всех категорий прав человека, но подчеркивает, что только истинные экономические права создают реальные условия для эффективного использования гражданских и политических прав.

Как отмечает Синь Чуньин, «до основания КНР в 1949 году термин «права человека» использовался Коммунистической партией Китая для противодействия правлению Гоминьдана. Однако после основания КНР этот термин исчез. Права человека «были заменены» правами гражданина” и «правами народа», чтобы более четко обозначить социалистический характер китайского государства» [7].

С 1991 года вышло много изданий так называемых «Белых книг Китая по правам человека» [8]. Первая Белая книга, опубликованная в ноябре 1991 года, была своего рода ответом китайского правительства на критику западных стран в отношении нарушений прав человека в Китае после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году и на последующие санкции, введенные Западом. С 1991 года Государственный совет Китая опубликовал более десяти «Белых книг» под названием «Прогресс в области прав человека в Китае». Последняя Белая книга по правам человека была опубликована в 2017 году.

Следует отметить, что содержание «Белых книг» отличается не только статистически, но и в определении прав человека. Согласно Белой книге «Прогресс в области прав человека в Китае», опубликованной в 1995 году, «право на существование» и «право на развитие» являются наиболее важными правами человека для китайского народа. Существует некоторое противоречие с западными странами в самой интерпретации основных прав китайского народа — «права на существование» и «права на развитие». В своем описании «права на существование» Белая книга объединила независимость китайской нации от колониального господства и право на развитие с правом китайского народа на достаточное питание, одежду и жилье [9]. В Белой книге 1995 года утверждается, что китайские власти, руководствуясь целями и принципами Устава ООН по защите прав человека, выступают против двойных стандартов некоторых стран в отношении прав человека в других странах, особенно в развивающихся, и сопротивляются навязыванию моделей одних стран другим, т. е. “противостоять гегемонистским попыткам вмешательства во внутренние дела других стран, используя” права человека «в качестве предлога» [9].

Китайские власти прилагают усилия для создания положительного имиджа Китая как одного из главных защитников прав человека не только внутри страны, но и на международном уровне. С юридической точки зрения Китай вошел в международную систему прав человека, подписав широкий спектр договоров по правам человека. В последние годы правительство Китая также признало принцип универсальности прав человека. Согласно Белой книге «Новый прогресс в правовой защите прав человека в Китае», Китай активно участвует в создании правовой системы международных прав человека в рамках построения «сообщества общего будущего для человечества» [10]. Таким образом, правительство Китая признает важность глобальных прав человека в «новую эру» международных отношений: Китай участвует в более чем 50 диалогах по правам человека с западными и развивающимися странами.

Одной из основных международных платформ, которую Китай использует для продвижения своей концепции прав человека и для опровержения обвинений в нарушениях прав человека, является система органов ООН. Взаимодействие Китая с ООН началось в 1971 году, когда резолюция 2758 Генеральной Ассамблеи ООН признала Китайскую Народную Республику (КНР) «единственным законным представителем Китая в Организации Объединенных Наций»: Китай стал членом всех органов и структур ООН. Комиссия ООН по правам человека была одним из последних крупных органов ООН, к которым присоединился Китай. Китай направил наблюдателей в Комиссию в 1979 г. и стал ее полноправным членом в 1982 г.

В 1990-е годы Китай начал активное сотрудничество с международным сообществом по правам человека в рамках ООН [11]. Китай присоединился к ряду договоров ООН по правам человека, таких как Международный пакт о гражданских и политических правах (подписан в 1998 году, не ратифицирован), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (подписан в 1997 году, ратифицирован в 1980 году), Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (подписана в 1986 году, ратифицирована в 1988 году), Конвенция ООН о правах ребенка (подписана в 1990 году, ратифицирована в 1992 году) и др.

В 2006 году Китай стал членом Совета ООН по правам человека, который заменил Комиссию ООН по правам человека. В последующие десять лет Китай регулярно переизбирался в качестве ее члена (в 2016 году Китай получил этот статус в четвертый раз).

Одной из основных платформ для реализации китайской дипломатии в области прав человека и концепции прав человека является Пекинский форум по правам человека, который проводится ежегодно. Первый Форум состоялся в 2008 году в связи с 60-летием Всеобщей декларации прав человека (1948). В дополнение к Пекинскому форуму по правам человека в Китае также проводится «Форум по правам человека Юг-Юг» (первый форум состоялся в 2018 году). Ключевыми элементами «концепции прав человека с китайскими особенностями” являются следующие:

— Развитие и мир: официальные лица Китая заявляют, что права на мир и развитие являются основными правами людей во всем мире. Право на мир определяется не только как отсутствие войн и конфликтов, но и как свобода от структурных, институциональных и других форм давления и принуждения, т. е. Китай призывает к солидарности с развивающимся миром.

— Приоритет социально-экономических прав: по мнению китайских официальных лиц, в развивающихся странах приоритет социально-экономических прав может привести к достижению целей устойчивого развития.

Несмотря на усилия китайских властей по созданию положительного имиджа страны как защитника прав человека, права человека в Китае являются одним из проблемных вопросов в отношениях между Китаем и Западом. На международном уровне, как в рамках многосторонних, так и двусторонних отношений с Западом, Китай занимает жесткую позицию в отношении прав человека: любая критика Китая в Совете по правам человека должностными лицами ООН или специальными процедурами влечет за собой жесткий ответ. Официальные лица Китая успешно используют принципы суверенитета и невмешательства во внутренние дела, чтобы отказаться от всех обвинений в нарушениях прав человека [12]. На двустороннем уровне проблема прав человека оказывает негативное влияние на отношения между Китаем, США и некоторыми европейскими странами. Кроме того, Пекин использует различные дипломатические меры: так, в ответ на ежегодные страновые доклады о практике в области прав человека, публикуемые США. Государственный департамент с 1998 года Информационное бюро Государственного Совета КНР публикует ежегодные доклады о нарушениях прав человека в Соединенных Штатах под названием «Отчет о правах человека в Соединенных Штатах».

Таким образом, основные черты китайской концепции прав человека можно резюмировать следующим образом:

— Приоритет коллективных прав над индивидуальными правами: с древности и до наших дней права человека в основном определяются как коллективные права, а не права человека. Термин «человек» относится к единственной «сущности» людей, а не отдельных людей, то есть ни один человек не может претендовать на свои права человека, протестуя против статус-кво.

— Приоритет гражданских прав над правами человека: последние должны признаваться властями, а не претендовать на них самим или для себя; более того, «права» существуют только как нечто данное государством.

— Приоритет социально-экономических прав перед другими видами прав для первых способствует устойчивому развитию Китая и развивающихся стран.

— Мир и развитие: права на мир и развитие рассматриваются не только как наиболее важные универсальные права, но и как свобода от структурных, институциональных и других форм давления и принуждения.

— Принципы невмешательства и суверенитета: права человека определяются как часть внутренней политики в рамках юрисдикции национальных правительств.

Литература:

  1. Rabet D. Human rights and globalization: The myth of corporate social responsibility. Journal of Alternative Perspectives in the Social Sciences. 2009: 1 (2)
  2. Heilmann S. China, der Westen und die Menschenrechte. CHINA Aktuell. 1994; 23
  3. Weatherley R. The Discourse of Human Rights in China: Historical and Ideological Perspectives. New York: St. Martin’s Press; 1999.
  4. Peerenboom R. Confucian Harmony and Freedom of Thought in Confucianism and Human Rights. New York: Columbia University Press; 1998.
  5. Sun Pinhua. Chinese Discourse on Human Rights in Global Governance. The Chinese Journal of Global Governance. 2016:1(2):192–213.
  6. Christensen D. Breaking the deadlock: Toward a socialist-confucianist concept of human rights for China. Michigan Journal of International Law. 1992; 13 (2).
  7. A brief history of the modern human rights discourse in China. 1995. https://www.carnegiecouncil.org/publications/archive/dialogue/1_03/articles/515.
  8. Svensson M. Debating Human Rights in China — a Conceptual and Political History. Lanham: Rowman and Littlefield Publishers; 2002
  9. Progress of Human Rights in China. 1995. http://www.china.org.cn/e-white/phumanrights19/ index.htm
  10. New Progress in the Legal Protection of Human Rights in China. 2017. http://www.scio.gov.cn/ zfbps/32832/Document/1613604/1613604.htm
  11. Na Jiang. China and International Human Rights: Harsh Punishments in the Context of the International Covenant on Civil and Political Rights. Springer Science & Business Media; 2013.
  12. Sceats S., Breslin Sh. China and the International Human Rights System. London: Chatham House; 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, Белая книга, китайский народ, отношение, Всеобщая декларация, Запад, Конвенция ООН, международная система, международный уровень, правительство Китая.


Ключевые слова

международная система, Китайская концепция прав человека, правительство Китая

Похожие статьи

Влияние социальных медиа на дипломатические стратегии КНР

В статье автор исследует воздействие социальных медиа на дипломатические стратегии Китайской Народной Республики. Анализируется их эффективность в изменении глобального восприятия, укреплении публичной дипломатии и продвижении геополитических целей К...

Интернационализация высшего образования в Китае: стратегии, механизмы и перспективы

Данная статья рассматривает историю высшего образования в Китае, стратегии и механизмы его развития и феномен интернационализации.

Китайский опыт глобализма: маоизм в качестве альтернативы доктринам США и СССР

В статье выявляется, описывается и анализируется попытка КНР в периоды руководства Мао Цзэдуна занять равное положение с СССР в глобальном коммунистическом движении, причины и последствия этой попытки для КНР и мира.

Публичная дипломатия: культурные продукты и проекты для международного продвижения страны

В статье автор исследует методы публичной дипломатии как способ международного продвижения страны.

История стратегии «мягкой силы» в дискурсе коммунистической партии Китая в период 2007-2018 гг.

Данное исследование имеет целью продемонстрировать развитие идеи «гибкой силы» в политических верхах Китайской народной республики, а также выведение из результатов исследования целей и задач «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности Китая.

Государственная политика в сфере преодоления гендерного неравенства в Казахстане

В данном исследовании исследуется государственная политика по преодолению гендерного неравенства в Казахстане. Анализ сосредоточен на инициативах, законодательстве и программах, реализуемых казахстанским правительством для продвижения гендерного раве...

Основные противоречия России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества

В статье анализируются расхождения стратегических интересов России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Несмотря на членство в ШОС, способы реализация внешней политики, видение главной цели ШОС, модель отношений с другими странами, ...

Русско-китайское высшее образование в контексте «Один пояс и одна дорога»

В статье кратко анализируется текущая ситуация и особенности сотрудничества в области высшего образования между двумя странами, а также непрерывное развитие китайско-российских отношений в контексте инициативы «Один пояс и одна дорога». Также анализи...

Институциональные и политические проблемы реформирования ООН

В данной статье рассматриваются актуальные институциональные и политические проблемы реформирования Организации Объединенных Наций (ООН) в контексте глобального управления. Анализируются основные слабости существующей структуры ООН, предлагаются подх...

Эволюция миграционной политики США: от прошлого к будущему

Автор статьи рассматривает эволюцию миграционной политики США. Автор анализирует ключевые события, законы, тенденции, благодаря которым сформировалась современная миграционная политика Соединенных Штатов Америки. В статье освещаются факторы, влияющие...

Похожие статьи

Влияние социальных медиа на дипломатические стратегии КНР

В статье автор исследует воздействие социальных медиа на дипломатические стратегии Китайской Народной Республики. Анализируется их эффективность в изменении глобального восприятия, укреплении публичной дипломатии и продвижении геополитических целей К...

Интернационализация высшего образования в Китае: стратегии, механизмы и перспективы

Данная статья рассматривает историю высшего образования в Китае, стратегии и механизмы его развития и феномен интернационализации.

Китайский опыт глобализма: маоизм в качестве альтернативы доктринам США и СССР

В статье выявляется, описывается и анализируется попытка КНР в периоды руководства Мао Цзэдуна занять равное положение с СССР в глобальном коммунистическом движении, причины и последствия этой попытки для КНР и мира.

Публичная дипломатия: культурные продукты и проекты для международного продвижения страны

В статье автор исследует методы публичной дипломатии как способ международного продвижения страны.

История стратегии «мягкой силы» в дискурсе коммунистической партии Китая в период 2007-2018 гг.

Данное исследование имеет целью продемонстрировать развитие идеи «гибкой силы» в политических верхах Китайской народной республики, а также выведение из результатов исследования целей и задач «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности Китая.

Государственная политика в сфере преодоления гендерного неравенства в Казахстане

В данном исследовании исследуется государственная политика по преодолению гендерного неравенства в Казахстане. Анализ сосредоточен на инициативах, законодательстве и программах, реализуемых казахстанским правительством для продвижения гендерного раве...

Основные противоречия России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества

В статье анализируются расхождения стратегических интересов России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Несмотря на членство в ШОС, способы реализация внешней политики, видение главной цели ШОС, модель отношений с другими странами, ...

Русско-китайское высшее образование в контексте «Один пояс и одна дорога»

В статье кратко анализируется текущая ситуация и особенности сотрудничества в области высшего образования между двумя странами, а также непрерывное развитие китайско-российских отношений в контексте инициативы «Один пояс и одна дорога». Также анализи...

Институциональные и политические проблемы реформирования ООН

В данной статье рассматриваются актуальные институциональные и политические проблемы реформирования Организации Объединенных Наций (ООН) в контексте глобального управления. Анализируются основные слабости существующей структуры ООН, предлагаются подх...

Эволюция миграционной политики США: от прошлого к будущему

Автор статьи рассматривает эволюцию миграционной политики США. Автор анализирует ключевые события, законы, тенденции, благодаря которым сформировалась современная миграционная политика Соединенных Штатов Америки. В статье освещаются факторы, влияющие...

Задать вопрос