Публичная дипломатия: культурные продукты и проекты для международного продвижения страны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 12.01.2024

Статья просмотрена: 149 раз

Библиографическое описание:

Сорокина, К. Д. Публичная дипломатия: культурные продукты и проекты для международного продвижения страны / К. Д. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 289-291. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110051/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор исследует методы публичной дипломатии как способ международного продвижения страны.

Ключевые слова: публичная дипломатия, международное сообщество, международные отношения, международное сотрудничество, внешняя политика государства

В мировой истории обмен культурными ценностями всегда был важной частью международных отношений. Путешественников по миру, ученых и представителей творческих профессий можно считать родоначальниками публичной дипломатии. Ведь любой человек, взаимодействующий с разными культурами, способствует обогащению множества форм культурного обмена, в самых разнообразных областях, искусство и литература, спорт и наука, бизнес и экономика. Благодаря взаимодействию разных народов происходит процесс совершенствования отношений между разными государствами. В 19 веке появляются первые национальные учреждения культуры за рубежом, все больше развивается выдача грантов и премий для иностранных ученых. А распространение языков становится одним из важных инструментов культурного взаимодействия.

На международный уровень сотрудничество между странами в сфере культуры вышло с помощью ООН, которая для улучшения содействия культурному сотрудничеству проводила исследование о мировых ресурсах знаниях, навыках и достижениях в области образования, науки, искусства. Развитие общения, взаимопомощи и уважения к культурным ценностям разных государств являлось одной из самых главных задач международных организаций.

И на сегодняшний день актуальность изучения и развития публичной дипломатии только возрастает. Причиной этому служит понимание, что традиционная, иначе выражаясь, «силовая» дипломатия не всегда способна обеспечить решение серьезных международных проблем из-за особенностей культуры каждого государства. Благодаря методам политической дипломатии страны могут создавать себе положительный образ на международной арене, приходить к эффективным договоренностям и налаживать сотрудничество, которое будет выгодно обоим сторонам.

Понятие «публичная дипломатия», описанное в 1965 Эдмундом Галлионом, является совокупностью определенных действий, которые направлены на построение международных взаимоотношений, достижение целей внешней политики государства и понимания национальных ценностей страны за рубежом. Хотя разнообразные инструменты публичной дипломатии использовались для установления международных отношений на протяжении нескольких столетий, но конкретное описание понятие получило только в середине 20 века, благодаря Эдмунду Галлиону. В то время, когда США и СССР соревновались за мировое лидерство и началось развитие публичной дипломатии: и для итого страны активно использовали ее методы. Еще один исследователь, который затронул данную тему — американский политолог Джозеф С. Най, который сформулировал концепцию «мягкой силы» [4]. Он описывает несколько измерений публичной дипломатии:

— Общение во внутренней и внешней политике государства для решения вопросов на регулярной основе;

— Коммуникация, затрагивающая важные текущие политические темы страны;

— Формирование взаимоотношений на долгосрочной основе.

Методы публичной дипломатии можно разделить на два вида: традиционной формы и цифровой. Еще до момента, как появился интернет, публичная дипломатия использовала такие способы влияния, как: пропаганду через ТВ и радио; влияние на отдельные группы граждан для формирования групп, которые будут лояльно настроены к государству; продвижения популяризация культуры с помощью выставок, музыкальных произведений и кинофильмов. С появлением возможности выходить в интернет стало реальным влиять и на граждан других стран с использованием следующих приемов: публикации радио и ТВ-передач; распространение литературных произведений через интернет; регулярное отслеживание текущих тенденций через онлайн-сообщества других стран; регистрация и ведение персональных веб-страниц членов власти.

В современной России механизму публичной дипломатии начали уделять внимание в начале 2000-х годов в Концепции внешней политики РФ, но закрепляется понятие «публичная дипломатия» в 2008 году на страницах обновленной версии Концепции, тогда начинают задействоваться методы публичной дипломатии, способствующие реализации задач по международным взаимоотношениям. В Концепции сказано, что одной из главных целей России является создание положительного образа страны в других государствах. Также в 2000 году Президентом России В. В. Путиным согласована и утверждена Доктрина информационной безопасности РФ, которая описывает, что «государственная поддержка деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок недостаточна» [1]. В 2003 году производился опрос, направленный выявить, насколько хорошо в других государствах знают про российские продукты. Результаты опроса остро показали необходимость в том, что необходимо эффективнее выстраивать международный образ страны.

Некоторые политологи и ученые считают публичную и общественную дипломатии разными вариантами перевода одного и того же термина, однако, эти понятия имеют большую разницу. Публичная дипломатия — это система выстраивания взаимоотношений с зарубежными странами в политических целях, заказчиком здесь служит государство, а общественную дипломатию можно рассматривать в более широком смысле, так как это проявление любой активности граждан, и обычно, совсем не связанной с активным участием в ней государства. Примером общественной дипломатии являются концертные туры музыкальных групп по миру — они вовсе не преследуют политических целей, а их выступления воспринимаются как межкультурное общение.

В современном мире страны все больше внимания уделяют политике в сфере культуры. При успешном применении внешняя культурная политика может быть эффективным средством поддержки общей внешнеполитической стратегии страны.

Выделяются пять основных принципов, благодаря которым должно развиваться международное культурное сотрудничество:

— уважение культурных ценностей и наследия государств;

— глобальная межкультурная коммуникация;

— закон и равенство;

— защита международных прав человека;

— глобальный мир и стабильность.

Главной целью публичной дипломатии является улучшение межкультурной коммуникации между гражданами своего государства и зарубежными.

Важно отметить, что построение взаимоотношений с другими странами предполагает осознание того, что любое общество разнится. Для граждан одной страны будет важным фактором одно, для другой — другое. Следовательно, в этом вопросе нет универсального механизма «мягкой силы», а значит, не существует универсальной для всех публичной дипломатии. В качестве примера можно привести российское образование в медицинской сфере — она интереса многим гражданам Индии в соответствии с показателем «цена — качество», а вот для большинства граждан Европы, ориентированным на дорогое медицинское оборудование, это будет не столь интересно. Поэтому для того, чтобы правильно влиять на внешний образ страны с помощью публичной дипломатии необходимо правильно определить и адресата для воздействия.

В сравнении с традиционной дипломатической деятельностью методы публичной дипломатии имеют ряд плюсов. Во-первых, они требует меньших денежных вложений, во-вторых, характеризуется лучшей адаптированностью к разным условиям и могут быть использованы даже при затрудненных отношениях между странами. Используя методы публичной дипломатии возможно обеспечить лояльность зарубежных государств на долгосрочной перспективе, а также выстроить устойчивый привлекательный образ.

К механизмам применения публичной дипломатии можно отнести воздействие через социальные сети; проекты и программы, направленные на помощь нищим странам; культурные обмены. Здесь важную роль играют как государственные, так и негосударственные благотворительные фонды.

Влияние на другие страны порождает противодействие, это может выливаться в самые разнообразные формы, вплоть до начала информационных войн, не являющиеся, по своей сути, ни механизмом «мягкой силой», ни методом публичной дипломатии, однако, иногда такой метод показывает себя эффективно. Так же сложно обстоят дела и с механизмами публичной дипломатии — здесь может возникнуть проблема в гармоничном сочетании использования государственных и негосударственных каналов воздействия. Государственные каналы могут быть восприняты как пропаганда, в то время как неофициальные — будут менее поддаваться их регулированию, поэтому необходимо создание координирующего органа для устранения возможных возникающих сложностей.

Выбор методов публичной дипломатии определяется конкретно теми направлениями в социально-экономической жизни граждан, на которые необходимо влиять в данный момент.

Социальные проекты обычно направлены на развитие культурного потенциала страны и укрепление связей в обществе. Такие проекты могут включать в себя различные направления, например:

— Организация мероприятий, фестивалей, выставок и концертов, направленных на пропаганду культуры и искусства;

— Поддержка творческих и культурных инициатив, улучшение условий в центрах для развития талантов;

— Развитие культурного туризма, создание условий для привлечения культурно-географического и культурно-исторического потенциала региона;

— Открытие музеев, библиотек, центров культуры, способствующих сохранению и развитию культурного наследия;

— Организация и поддержка образовательных программ, культурных курсов и тренингов.

Социальные проекты в сфере культуры могут получать финансовую поддержку от государственных и муниципальных органов, а также от частных и корпоративных спонсоров. Кроме того, проекты могут быть реализованы с помощью волонтеров и других некоммерческих организаций.

Государственные проекты в России, напрямую касающиеся публичной дипломатии и запущенные на сегодняшний можно разделить по направлениям:

— Экономическое направление: здесь можно выделить экономические проекты и форумы, которые проводятся государством. Например, «ПМЭФ-2023» [5], где в качестве гостей в 2023 году приглашены следующие государства: ОАЭ, Монголия, Куба, Сербия.

— Культурное направление: здесь также выделяются научные и образовательные проекты и мероприятия. Например, «Санкт-Петербургский международный культурный форум» [6], который в 2023 году примет участников из разных государств.

— Социальное направление: здесь можно выделить мероприятия, акции, благотворительные ярмарки и проекты, целью которых является улучшения качества жизни людей. Например, проект Юлии Барановской «Женщины Донбасса» [7].

— Спортивное направление: здесь можно выделить проекты и форумы, направленные на продвижение ценностей здорового образа жизни и спорта. Например, Международный спортивный форум «Россия — спортивная держава» [8].

— Медийное направление: например, Международный дискуссионный клуб «Валдай» [9], созданный в 2004 году.

Еще одним из важных проектов является Международное информационное агентство «Россия сегодня» [10], созданное для освещения происходящих в мире событий. На сегодняшний день медиагруппа проводит радиовещание в 17 странах мира и владеет десятком новостных брендов. В других государствах медиагруппа представлена как бренд Sputnik и направлена на вещание для международной аудитории.

Федеральное агентство «Россотрудничество» [12] является важным исполнительным органом власти для международных отношений России. В основном, это касается участников Содружества Независимых Государств. Основными целями организации можно назвать гуманитарное сотрудничество и объективное раскрытие образа России в зарубежных странах. Стоит подчеркнуть и то, что Россотрудничество вносит огромный вклад в продвижение российского образования, науки и культуры.

Стоит также сказать о ценности культурно-исторического наследия в целом. Люди едут в другие страны именно за культурной составляющей. Но дело не в обычных развлечениях и эмоциях, а именно в обучении самого себя и познании мира. И может показаться, что смысл хранить наследие заключается только в туризме. Но в большей степени культурно-историческое наследие влияет именно на самих граждан. Благодаря нему расширяется кругозор и мышление людей. Наследие задает уровень интеллекта населения, соответственно, его потенциал. Оттуда же и появляется желание поехать и сравнить наследие других стран, что мотивирует и рождает рост культуры в родной стране и мире в целом. Именно наследие прошлого закладывает фундамент для будущих культурных побед. Мало кому повезло иметь такую богатую историю и обширную культуру, как сейчас в России. В этом большая заслуга государства, которое не пренебрегает важностью этих аспектов и понимает, как культурное поддержание развивает будущее страны.

Можно также рассмотреть культурно-историческое наследие России, как ресурс для влияния на международной арене. Дипломатия России во многом опирается на историю и уникальную культуру нашего государства. Это еще раз подчеркивает связь культуры и будущее граждан.

Еще один из действенных механизмов публичной дипломатии — использование СМИ для массового распространения положительных образов о государстве. Страны приглашают журналистов на мероприятия или организовывают пресс-конференции для выступлений с оглашением своих достижений или для высказывания позиции по определенным вопросам.

Публичная дипломатия является эффективным инструментом, способствующим формированию «мягкой силы» в международных отношениях. «Мягкая власть» страны на международной арене схожа с репутацией человека: если высказывается заслуживающая уважениеточка зрения, если действия государства последовательны и правильны — оно становится болеепривлекательным для других мировых сообществ. И наоборот, негативный образ государстваотрицательно скажется, даже если будет заявлена правильная точка зрения. Успех страны на международной арене в процессе достижения своих целей характеризуется именно результатами деятельности публичной дипломатии. Главные компоненты публичной дипломатии — открытость, взаимопомощь и доверие своим партнерам, последовательность в принятии и реализации соответствующих решений.

Россия в международном сообществе выступает за сохранение своих культурных ценностей и многообразие наций и народов. Публичная дипломатия Российской Федерации в основном осуществляется в рамках связей с другими государствами в области культурных обменов и искусства, науки, здравоохранения и образования, издательского, музейного, библиотечного и архивного дела, здравоохранения и спорта, туризма. Сегодня Россия использует множество инструментов, дающих ей возможность формировать положительный имидж на международной арене, и имеет большой потенциал для роста своего влияния.

Литература:

  1. «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895)
  2. Демидов А. В. От «мягкой силы» к «управляемому хаосу» // Международные отношения, 2014. — 6 c.
  3. Лысакова А. А. Стратегии создания и потребления художественных ценностей в условиях трансформации арт-рынка. Автореф. дис. канд. культурол. наук, 2012. — 168 с.
  4. Joseph Nye Soft Power: The Means to Success in World Politics, 2004. — 191 с.
  5. Официальный сайт Петербургского международного экономического форума. Режим доступа: https://forumspb.com/
  6. Официальный сайт Санкт-Петербургского международного культурного форума. Режим доступа: https://culturalforum.ru
  7. Официальный сайт проекта «Женщины Донбасса». Режим доступа: https://donbasswomen.ru
  8. Официальный сайт проекта «Россия — спортивная держава». Режим доступа: https://sportforumrussia.ru
  9. Официальный сайт Международного дискуссионного клуба «Валдай». Режим доступа: https://ru.valdaiclub.com
  10. Официальный сайт Международной медиагруппы «Россия сегодня». Режим доступа: https://россиясегодня.рф
  11. Официальный сайт фонда Владимира Потанина. Режим доступа: https://fondpotanin.ru
  12. Официальный сайт Россотрудничества. Режим доступа: https://rs.gov.ru
Основные термины (генерируются автоматически): публичная дипломатия, государство, Россия, международная арена, проект, внешняя политика государства, общественная дипломатия, сфера культуры, культурно-историческое наследие, международное сообщество.


Похожие статьи

Университеты как акторы публичной дипломатии в современных международных отношениях

Статья посвящена изучению высших учебных заведений как акторов публичной дипломатии. Автор уделяет большое внимание такому феномену как сотрудничество университетов, находящихся в разных странах. Также автор статьи анализирует, как политические проце...

Турция как перспективное пространство для межкультурного диалога

Данная статья посвящена проблематике межкультурного диалога в международных отношениях. Турция рассматривается как поле пресечения ценностей Западной европейской цивилизации и исламским миром.

Влияние социальных медиа на дипломатические стратегии КНР

В статье автор исследует воздействие социальных медиа на дипломатические стратегии Китайской Народной Республики. Анализируется их эффективность в изменении глобального восприятия, укреплении публичной дипломатии и продвижении геополитических целей К...

Влияние корпоративной культуры на кадровый потенциал организации

В статье автор предпринимает попытку оценить зависимости и взаимосвязи корпоративной культуры и кадрового потенциала организаций, и их современное значение.

Академическая мобильность в вузах Кыргызстана

В статье рассмотрены теоретические основы процессов глобализации в мировом образовательном пространстве. Большое внимание уделяется академической мобильности иностранных студентов в вузах Кыргызской Республики.

Международный бизнес и его развитие в Кыргызстане

В статье рассматриваются возможности развития отечественного бизнеса параллельно с развитием разнообразных форм реализации международного бизнеса в Кыргызстане.

Подходы к внешней политике и национальным интересам в теории международных отношений (на примере исламской республики Иран)

В статье рассматривается подходы к внешней политике и национальным интересам в теории международных отношений. Автор дает оценку состоянию внешней политики в современном мире на основе теорий известных политологов и существующих политических течений.

Государственная поддержка бизнеса как одна из важнейших задач государства

Статья посвящена рассмотрению вопросов государственной поддержки бизнеса как одной из важнейших задач государства. Автором анализируются актуальные проблемы в данной сфере.

Актуальные проблемы защиты интересов государства в международных экономических отношениях

В статье раскрыта взаимосвязь с некоторыми международными экономическими организациями, а также некоторые актуальные проблемы, затрагивающие Российскую Федерацию, как на уровне мировой экономики, так и во внутреннем экономическом пространстве.

Североевропейский опыт борьбы с коррупцией

В статье автор рассматривает опыт стран североевропейской модели. Проводится исследования в области мер, которые используют эти страны, а также рассматривается роль гражданского общества в противодействие коррупции.

Похожие статьи

Университеты как акторы публичной дипломатии в современных международных отношениях

Статья посвящена изучению высших учебных заведений как акторов публичной дипломатии. Автор уделяет большое внимание такому феномену как сотрудничество университетов, находящихся в разных странах. Также автор статьи анализирует, как политические проце...

Турция как перспективное пространство для межкультурного диалога

Данная статья посвящена проблематике межкультурного диалога в международных отношениях. Турция рассматривается как поле пресечения ценностей Западной европейской цивилизации и исламским миром.

Влияние социальных медиа на дипломатические стратегии КНР

В статье автор исследует воздействие социальных медиа на дипломатические стратегии Китайской Народной Республики. Анализируется их эффективность в изменении глобального восприятия, укреплении публичной дипломатии и продвижении геополитических целей К...

Влияние корпоративной культуры на кадровый потенциал организации

В статье автор предпринимает попытку оценить зависимости и взаимосвязи корпоративной культуры и кадрового потенциала организаций, и их современное значение.

Академическая мобильность в вузах Кыргызстана

В статье рассмотрены теоретические основы процессов глобализации в мировом образовательном пространстве. Большое внимание уделяется академической мобильности иностранных студентов в вузах Кыргызской Республики.

Международный бизнес и его развитие в Кыргызстане

В статье рассматриваются возможности развития отечественного бизнеса параллельно с развитием разнообразных форм реализации международного бизнеса в Кыргызстане.

Подходы к внешней политике и национальным интересам в теории международных отношений (на примере исламской республики Иран)

В статье рассматривается подходы к внешней политике и национальным интересам в теории международных отношений. Автор дает оценку состоянию внешней политики в современном мире на основе теорий известных политологов и существующих политических течений.

Государственная поддержка бизнеса как одна из важнейших задач государства

Статья посвящена рассмотрению вопросов государственной поддержки бизнеса как одной из важнейших задач государства. Автором анализируются актуальные проблемы в данной сфере.

Актуальные проблемы защиты интересов государства в международных экономических отношениях

В статье раскрыта взаимосвязь с некоторыми международными экономическими организациями, а также некоторые актуальные проблемы, затрагивающие Российскую Федерацию, как на уровне мировой экономики, так и во внутреннем экономическом пространстве.

Североевропейский опыт борьбы с коррупцией

В статье автор рассматривает опыт стран североевропейской модели. Проводится исследования в области мер, которые используют эти страны, а также рассматривается роль гражданского общества в противодействие коррупции.

Задать вопрос