Реализация творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями путём включения их в музыкально-театрализованную деятельность | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Столярова, И. Н. Реализация творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями путём включения их в музыкально-театрализованную деятельность / И. Н. Столярова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/508/18331/ (дата обращения: 17.12.2024).



Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту образовательная деятельность направлена на формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей,навоспитание человека, проявляющего стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.

Воспитание и развитие детей с особыми образовательными потребностями — трудоемкий и кропотливый процесс. Успех достигается благодаря грамотному взаимодействию всех участников образовательного процесса.

Одним из условий эмоционально-личностного развития является создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникам. Наиболее эффективным путём развития возможностей и способностей, а также совершенствования психических процессов является вовлечение ребёнка в театрализованную деятельность.

Коррекционно-развивающая направленность образовательной деятельности позволяет привить ребенку навыки позитивного взаимодействия со сверстниками, научить его справляться с трудностями, что является важнейшим условием для включения ребенка в социум.

Какие же трудности возникают в работе с детьми с особыми образовательными потребностями?

— не испытывают потребности в общении;

— уровень познавательной активности снижен или не выражен;

— замедленный темп и качественное своеобразие эмоционального развития;

— задержка речевого развития или полностью отсутствующая разговорная речь;

— бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения;

— склонность к быстрой смене настроения, однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений, неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности);

— повышенная склонность к беспокойству, тревожности, страхам;

— как правило, нарушено зрительно — пространственное восприятие.

Ожидаемые результаты:

— формируется принятие собеседника;

— снижается напряженность в коммуникативном процессе;

— у ребенка повышается интерес к общению;

— у родителей появляется вера в возможности ребенка;

— раскрывается творческий потенциал ребенка;

— формируется понятие добра и справедливости.

Дети с ограниченными образовательными потребностями нуждаются в постоянной помощи педагогов на занятиях, они самостоятельно затрудняются делать движения в танцах, участвовать в играх, соревнованиях, им бывает сложно соблюдать режимные требования. Состав нашего 1 класса представляет собой детей с расстройствами аутистического спектра, отягощенного интеллектуальными расстройствами. Есть дети с тяжелыми поведенческими реакциями, выражающимися в аутоагрессии, разрушающем поведении и стереотипиями. В силу перечисленных причин, на всех праздниках почти каждый ученик сопровождается педагогом.

Хочу рассказать вам, как мы с учениками готовили музыкальную театрализацию. Во второй половине дня мы часто поём детям фольклорные песенки, играем в музыкальные игры, слушаем аудиосказки, музыку, посещаем фольклорный музей. Ребятам очень близко народное творчество. Мы обратили внимание, что дети живо реагируют на весёлое музыкальное произведение «Жили у бабуси два весёлых гуся». Это произведение близко им по темпераменту, вызывает положительный эмоциональный отклик, побуждает детей к танцевальной активности. Мы решили сделать театрализацию по этому произведению.

Простота и доступность текста и мелодии позволяют оживить картинку и включиться в эту игру бабушки и гусей. Дети любят играть в прятки, поэтому они с удовольствием создают весёлую деревенскую историю, изображая гусей, которые спрятались от бабушки.

Несмотря на систематичную и последовательную работу по театрализованной деятельности, включить детей в музыкальную игру, побудить их на самостоятельные игровые действия было непросто. И мы считаем, что это не только успех педагогов, но и успех наших детей! Этот номер особенно ярко демонстрирует взаимодействия педагога и ребёнка. Сначала мы рассматривали гусей на иллюстрации, затем посмотрели фильм про гусей, потом сделали имитацию походки гусей. Предложили спрятаться, как это делают гуси. Играли в прятки в классе и на прогулке. И вот решили, став гусями — поиграть! Ну, а я — стала бабушкой. Дети танцевали, прятались за бабушку, им это очень понравилось! Даже то, что они берут друг друга за руки, уже маленький успех! Трудно им было ориентироваться в пространстве, встать там, где надо, выйти одному с левой, а другому с правой стороны. Объяснять приходилось зеркально. Мы с детьми танцуем, а другой педагог помогает, показывает. Отрепетировали и сделали театрализацию. Теперь нужно надеть костюмы. Костюмы одеть было сложно. Несмотря на увлечённость детей театрализованным процессом, у них было сопротивление. Приучение детей к костюмам проходило постепенно. Сначала шляпку одевали на куклу, кукле понравилось и ничего с ней не случилось. Потом воспитатели надели шляпки на себя. После этого ребята согласились примерить, посмотрели на себя в зеркало.

И вот наши герои надели костюмы и готовы выступить! Выступление прошло успешно, дети довольны! Они себя реализовали, чувствовали себя уверенно и комфортно, получили удовольствие, радовались результатам!

Литература:

  1. Алвин, Дж. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Дж. Алвин, Э. Уорник; перевод с английского Ю. В. Князькиной. — Москва: Теревинф, 2008
  2. Приходько О. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по организации инклюзивных театральных школ «Театральный проект как пространство для всестороннего развития слепоглухих людей и людей с другими особенностями здоровья». Москва АНО «Инклюзион» 2018
  3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. —М.: Просвещение, 1991

Похожие статьи

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Работа с одарёнными обучающимися: организация их развития в различных областях образовательной и творческой деятельности

Патриотическое воспитание дошкольников путём приобщения их к культурному наследию

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Создание условий в детских и подростковых клубах по месту жительства для привлечения подрастающего поколения к занятиям физической культурой и спортом и развития у подростков качеств жизнестойкости

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возврата через театрализованную деятельность

Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью посредством экскурсионного метода в рамках реализации внеурочных проектов

Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность

Похожие статьи

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Работа с одарёнными обучающимися: организация их развития в различных областях образовательной и творческой деятельности

Патриотическое воспитание дошкольников путём приобщения их к культурному наследию

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Создание условий в детских и подростковых клубах по месту жительства для привлечения подрастающего поколения к занятиям физической культурой и спортом и развития у подростков качеств жизнестойкости

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возврата через театрализованную деятельность

Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью посредством экскурсионного метода в рамках реализации внеурочных проектов

Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность