Театрализованная деятельность как средство активизации взаимодействия педагогов, обучающихся и родителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ерастова, Н. В. Театрализованная деятельность как средство активизации взаимодействия педагогов, обучающихся и родителей / Н. В. Ерастова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 7 (558). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/archive/558/122649/ (дата обращения: 29.03.2025).



Воспитание детей — это главная задача и школы, и родителей. Воспитательные функции семьи и школы различны, но для всестороннего развития личности обучающегося, для его социализации в обществе необходимо их взаимодействие.

Перед нами, педагогами класса, встали вопросы:

– Как организовать работу, чтобы совместно решать педагогические задачи по воспитанию обучающихся и избежать отчужденности школы и родителей?

– Как создать площадку для совместного досуга и деятельности?

– Как содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению его в жизнь класса?

В качестве одной из форм совместной работы нами была выбрана театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность неизменно пользуется любовью у детей. Огромное и всестороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как эффективное средство для воспитания, обучения и активизации взаимодействия педагогов, обучающихся и родителей. С педагогической точки зрения театрализованная деятельность привлекает универсальностью, игровой природой и социальной направленностью, а также коррекционными возможностями.

Большинство детей, обучающихся в нашем классе, имеют тяжелое недоразвитие речи, где страдают все ее стороны: и смысловая, и грамматическая, и звуковая, а также отмечается бедность словаря. У детей нет потребности в общении, не сформировано слуховое внимание и восприятие. Также у детей наблюдается неустойчивое внимание, трудности при ориентировке в пространстве, недоразвитие познавательной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы. Проявления эмоций — на очень низком уровне. Дети либо пассивны и не выражают каких-либо эмоций, либо, наоборот, слишком возбудимы и не организованы. Есть ребята с выраженными аутичными чертами характера.

Для решения коммуникативных задач мы выбрали театрализованную деятельность, а детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка. На наш взгляд, театрализованная деятельность решает целый ряд задач, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка:

– социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья;

– развитие эмоциональной сферы;

– повышение уровня самооценки у детей;

– развитие творческих способностей каждого ребенка;

– формирование и развитие умения вступать в процесс общения со сверстниками, педагогами и родителями;

– развитие и обогащение активного и пассивного словаря.

Организация совместной театрализованной деятельности также способствует сплочению родительского коллектива и вовлечению родителей в жизнь класса. Наши родители не только участвуют в выборе постановок, но и одновременно являются костюмерами, бутафорами, художниками и даже реквизиторами. Дети же любят выступать в качестве актеров и по мере возможности с удовольствием это делают, они дружелюбны, любознательны, активны, раскрепощены.

В театрализованной игре, в эмоционально комфортных условиях, моделируются социальные отношения между детьми и родителями, возможные ситуации, отражающие общение с людьми и миром природы, со сверстниками и взрослыми. Таким образом, дети получают представления, закрепляющиеся затем в реальной жизни, усваивают социальный опыт, преодолевают негативные формы поведения.

В своей работе мы совместно с родителями используем разнообразные театрализованные игры:

  1. Режиссерские:

– настольный театр игрушек;

– настольный театр картинок.

2. Стендовые театрализованные игры:

– стенд-книжку;

– фланелеграф;

– теневой театр.

3. Игры-драматизации:

– драматизацию с пальчиками;

– драматизацию с куклами;

– импровизацию.

Когда дети играют с игрушками в сказку, они могут показать, перечислить персонажей сказки, выбрать фигурки для театра. У ребят формируются игровые действия:

– передвижение в пространстве в соответствии с ролью;

– имитация движения героев;

– проговаривание слов героев (по возможности).

В прошлом учебном году мы совместно с родителями и обучающимися инсценировали русскую народную сказку «Теремок». Дети, педагоги и родители с удовольствием участвовали в подготовке необходимого для постановки сказки реквизита (атрибуты, декорации, костюмы). Была проведена подготовительная работа:

– чтение сказки «Теремок»;

– просмотр мультфильма «Теремок»;

– рисование героев сказки;

– лепка из пластилина героев;

– настольный театр сказки;

– разучивание слов;

– репетиции сказки «Теремок».

Увлеченные замыслом театральной постановки, обучающиеся и родители научились многому, увидели, как навыки, полученные в театральной игре, можно использовать в повседневной жизни.

Очень важно, что у родителей появился интерес к жизни их детей в школе. Их интересовали вопросы, касающиеся формирования личности ребенка, его внутреннего мира, отношений с окружающими. Такой подход к взаимодействию с родителями обучающихся позволил повысить их ответственность за воспитание детей в семье, развить педагогическую активность — показатель заинтересованного отношения к воспитанию своих детей. Благодаря активному взаимодействию создана благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами класса, что позволило обеспечить в дальнейшем совместный успех в деле обучения, воспитания, развития и социализации детей.

В этом учебном году мы решили (и родители отнеслись к этому с огромным энтузиазмом) подготовить следующую совместную инсценировку — сказку «Волк и семеро козлят».

Таким образом, использование совместной театрализованной деятельности дает положительные результаты во взаимодействии педагогов, обучающихся и родителей. Всей своей работой мы показываем родителям, что вовлечение их в педагогическую деятельность, участие в воспитательно-образовательном процессе важно, потому что это необходимо для развития их собственного ребенка.

E:\Школьный театр\Подготовка к сказке Теремок\Фото Мы строим теремок\IMG_20240229_173046.jpg

Литература:

1. Боронина Е. В. Самовыражение личности подростка в культурно-досуговой деятельности средствами театрального искусства / Е. В. Боронина, В. В. Кадина // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М. : Буки-Веди, 2017. — С. 68–71.

2. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. — М. : Аспект Пресс, 1993.

3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия. Пособие для работников дошкольных учреждений. — М. : ТЦ «Сфера», 2001. — 128 с.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, театрализованная деятельность, ребенок, воспитание детей, жизнь класса, обучающийся, педагог класса, развитие, родительский коллектив, совместная театрализованная деятельность.


Похожие статьи

Театрализованная деятельность как средство развитие творческих способностей старших дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей

Семейное творческое объединение как форма взаимодействия и наставничества педагогов и родителей

Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Похожие статьи

Театрализованная деятельность как средство развитие творческих способностей старших дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей

Семейное творческое объединение как форма взаимодействия и наставничества педагогов и родителей

Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Задать вопрос