Возможность и специфика самореализации и самосовершенствования спортсменов в сноубординге на региональном примере Кузбасса | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Чеботарева О. Н., Артамонова Т. Н., Козырева О. А. Возможность и специфика самореализации и самосовершенствования спортсменов в сноубординге на региональном примере Кузбасса [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 30-32. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3825/ (дата обращения: 20.08.2018).

Современные условия модификации и реконструкции моделей социализации и самореализации, саморазвития и самосовершенствования в спорте, науке, искусстве, культуре в XX-XXI веках связаны с изменениями, происходящими в системном процессе определения, сохранения, реконструкции, модификации, трансформации, ретрансляции составляющих основ социально-педагогических процессов и продуцирования самих материальных и моральных благ в системе социальных отношений и приоритетов.

Как известно, приоритеты самореализации, самосовершенствования, саморазвития и социально-профессионального взаимодействия определяют способность и возможность личности и среды продуцировать, т. е. создавать продукты всех составляющих направлений спорта, науки, искусства, техники, культуры и пр. Остановимся на возможностях определения составных данных описываемых социально-педагогических процессов в спорте, конкретизируя его специфику в сноубординге. Но сначала попытаемся рассмотреть региональный компонент становления спортсменов в сноубординге, выделить закономерности перехода на профессионально-акмеологические траектории становления личности спортсмена в сноуборде, уточнить понятия «самореализация», «самосовершенствование» в сноубординге, но сначала выделим и поясним исторический аспект появления и популяризации сноубординга в Кузбассе.

Начнем описание истории развития сноубординга в Кузбассе с того момента, когда бывший тренер Кузбасса по горным лыжам — Фоминых Владимир Викторович в 1997 году в г. Таштагол определили перспективы доселе неизвестному экстремальному виду спорта — сноубордингу (сноуборду), пригласив спортсменов-горнолыжников Ольгу Голованову, Светлану Болдыкову, Дениса Деткова, Станислава Деткова, Александра Белкина и Дениса Салагаева (теперь они — костяк Сборной России по сноуборду), сразу же было открыто на базе горнолыжной СДЮШОР отделение сноуборда, куда для развития акробатических дисциплин Владимир Викторович пригласил мастеров спорта по спортивной гимнастике — Екатерину Токареву, Елену Вендину и Татьяну Ефлову. Так, 1 сентября 2005 года была открыта детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ) по сноуборду, т. е. отделение сноуборда превратилось в самостоятельную «Специализированную детско-юношескую школу Олимпийского резерва по сноуборду» (СДЮШОР по сноуборду), в этот же год сборная команда по сноуборду, представлявшая Россию на XX Олимпийских играх в Турине, состояла только из таштагольских спортсменов. Появилось новое имя — имя 18-летней Екатерины Тудегешевой, занявшей 5 место, в феврале 2006 г. она завоевала золото на Чемпионате мира среди юниоров, в декабре 2006 г. Е. Тудегешева заняла первое место на кубке Мира по сноуборду, а в январе 2007 г. на Чемпионате мира в Швейцарии, в г. Ароса, в своей коронной дисциплине параллельный слалом-гигант, завоевала титул Чемпионки мира.

Таштагольская СДЮШОР по сноуборду за время своего существования воспитала [2]: одного Заслуженного мастера спорта, 5 Мастеров спорта России международного класса, 23 Мастера спорта России, 20 Кандидатов в мастера спорта, 90 Чемпионов России и призёров, 11 Победителей и призёров Международных соревнований, 13 Участников Чемпионатов Мира и Кубков Мира. В данный момент в СДЮШОР работает два отделения — по жестким (параллельный слалом и параллельный слалом-гигант) и мягким видам сноуборда (сноубордкросс, биг-эйр и халф-пайп), на этих отделениях занимается 180 спортсменов разных возрастов, с которыми работает 6 тренеров. Теперь тренер-преподаватель и директор СДЮШОР Фоминых Владимир Викторович имеет звание Заслуженного тренера России. После столь громких побед, когда Таштагольская СДЮШОР по сноуборду стала лучшей школой области, а по неофициальным подсчетам — лучшей в России. В г. Таштагол на базе горы Туманная создан Губернаторский центр Олимпийской подготовки сноубордистов. Все трассы для сноуборда оснащены системой искусственного оснежения, т. к. международные соревнования проводятся только на склонах с искусственным снегом, а у него более плотное покрытие, чем у естественного, т. е. настоящего снега. Существует договоренность с Олимпийским комитетом России о том, что именно в Таштагольском районе будут проходить сборы национальной команды по сноуборду и горным лыжам перед Олимпиадой в Сочи.

Уже в скором времени СДЮШОР по сноуборду г. Таштагола станет существовать в формате Центра Олимпийской подготовки. Концепция центра — воспитание сноубордистов высокого класса, целенаправленная и всесторонняя подготовка спортсменов к жизни в большом спорте. Центр по сноуборду включает в себя базу для круглогодичной подготовки наиболее перспективных спортсменов взрослых и юношей, порядка 50-ти человек в жестких дисциплинах (PGS, PSL) и 50-ти человек в мягких дисциплинах (SBX, BA, HP), отобранных на конкурсной основе. Рядом с ними будут тренироваться дети базовой СДЮШОР по сноуборду г. Таштагола. Все спортсмены обучаются в училище Олимпийского резерва или на спортивных факультетах вузов, одновременно являясь резервом для тренерской работы.

Система подготовки спортивного резерва по сноуборду в Кузбассе позволяет на протяжении последних десяти лет удерживать лидирующие положение и позиции в сборных командах России по основным олимпийским дисциплинам, кроме того, — в широких региональных масштабах решается важная социальная проблема организации досуга детей, подростков, юношей и девушек в структуре занятий сноубордингом (сноубордом).

Для повышения качества методико-методологического обеспечения создаются условия не только роста мастерства и компетенций спортсменов — будущих тренеров по сноубордингу, но и занятия их научной работой в структуре непрерывного профессионального образования в вузах — одной из таких площадок является факультет физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии.

Попытаемся определить специфические категориальные единицы современной педагогики, необходимые для построения научной работы в системе самореализации и самосовершенствования спортсмена в сноубординге.

Самосовершенствование — процесс построения ситуативно обусловленных изменений в личностном, социально- и профессионально-регламентируемом целеполагании, фасилитирующем определение и достижение высот в различных областях деятельности, предопределяющих повышение качество продуктов самореализации, самоактуализации, самодетерминации и социализации.

Под фасилитиацией понимаем педагогический процесс поиска и нахождения педагогом или лицом, осуществляющим тот или иной педагогический процесс, оптимальных ресурсов облегчения любого способа познания или формирования умений, навыков, компетенций, ценностно-смысловых ориентаций у обучающегося или субъекта обучения.

Под социализацией будем понимать процесс включения личности в социальные отношения через продукты ведущей деятельности и общения, предопределяющих принятие личности и ее достижений в различных областях спорта, науки, искусства, культуры и пр. в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.

Саморазвитие — продукт рефлексии и самодетерминации личности, составная часть процесса самосовершенствования; определяется в поиске и достижении высот интеллектуального, физического, психоэмоционального, морально-нравственного и пр. генезов, располагающих личность к самореализации и взаимодействию в социальной и профессиональной средах как основах и направлениях реконструкции и модификации определяемого нами явления.

Под самодетерминацией будем понимать процесс личностного, осознанного постижения целостности, уникальности, состоятельности в деятельности и общении, варьируемой гибкости и креативности в постижении особенностей и возможностей самоидентифицирующийся личности как ценности и продукта культуры и науки, где сам человек является точкой отсчета своего определения в пространственно-временных единицах и его продуктом с точки зрения системы знаний совокупности психолого-педагогических наук.

Под самосовершенствованием спортсмена в сноубординге будем понимать ситуативно, планомерно пополняемый ресурс спортсмена-сноубордиста в формировании навыков и компетенций, прямо и опосредованно связанных с занятиями сноубордингом, создающих условия для оптимального определения и достижения высот в ведущих и модифицируемых направлениях занятий сноубордингом.

Под самореализацией будем понимать осознанную, оптимально построенную акметраекторию личностного и профессионального генеза, располагающую личность к самостоятельному полисистемному поиску выбора путей и способов, средств и ресурсов изучения объективных и закономерных моделей повышения качества ведущей деятельности и общения, предопределяющих неустанную сортировку его качества и подобающую модификацию продуктов жизнедеятельности личности.

Полисистемность определяется нами как единица гносеолого-герменевтического поля, фасилитирующая субъекту познания и профессиональной деятельности возможность поиска многовариативных, условно не конфликтующих способов познания и преобразования объективной реальности, создания внутри традиционных моделей познания и профессиональной деятельности позитивно-модифицированных продуктов самореализации, самосовершенствования, саморазвития, взаимодействия и социализации, с последующей циклической реконструкцией условий, ресурсов, экономико-социального и энергетического обеспечения жизнедеятельности каждого субъекта (личности) и мультисистемы в целом, общества в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.

Гносеология — наука о познании закономерностей, условий, качеств, способов, отношений, механизмов, средств, ресурсов, противоречий, проблем, задач и пр. единиц познания как основы научного мировоззрения и современного видения перспектив построения жизнедеятельности.

Герменевтика — наука об объяснении, пояснении, уточнении, детализации и пр. того или иного объекта гносеологического генеза, определяющего перспективы научного познания как способа бытия и основы формирования дидактического опыта будущего педагога или тренера-преподавателя.

Под самореализацией спортсмена в сноубординге будем понимать многовариативную, полисистемную, мультидефинитную единицу современной педагогической теории и практики, определяющейся в следующих направлениях научного знания, детерминируемых нами через совокупность моделированных определений и сопоставимых социально значимых педагогических процессах:

-          процесс, ситуативно определяющий вершину достижений спортсмена-сноубордиста, в согласованном процессе неустанной верификации выстраиваемой траектории согласованно с выявляемыми противоречиями субъектно-средового и личностно-профессионального генезов, мобилизующих ресурсы личности и подстраивающих условия социума в контексте современных идей гуманизма и акмеологии;

-          ресурс антропологического и ноосферного генеза, располагающий свободой выбора и системой конкурентоспособных единиц, отражающих сноубординг как наиболее важный и результативный вид спорта для спортсмена, определяющего себя и свои перспективы в области сноубординга, определяемого через перспективные, продуктивные и состоятельные направления формирования и сформированности творческой активности, креативности и гуманизма в контексте постановки и решения идей и моделей продуктивной гуманно-личностной педагогики;

-          механизм и продукт формирования культуры самостоятельной работы спортсмена-сноубордиста, фасилитирующий выбор акметраекторий непрерывного профессионального образования в сноубординге и через сноубординг;

-          средство и способ достижения высот в тренировочно-соревновательном процессе как показателе истинности выбора вида спорта и профессиональной деятельности через ресурсы и возможности в сноубординге, определяющийся через спортивные награды и получаемые регалии, прямо и косвенно связанны со сноубордингом.

Определение научного знания как основы преобразований в тренировочном и соревновательном процессах занятий сноубордингом, мы дополнили новой иллюстрацией традиционного понимания единства теории и практики в рамках рассмотрения возможности и специфики самореализации и самосовершенствования спортсменов в сноубординге на региональном примере Кузбасса.

Литература

1.      http://vestnik.kuzspa.ru

2.                  http://snowshcool.clan.su/index/0–4

Основные термины (генерируются автоматически): сноуборд, Кузбасс, таштагол, Владимир, достижение высот, научное знание, научная работа, Олимпийский резерв, Олимпийская подготовка, непрерывное профессиональное образование.

Похожие статьи

Роль генерала Алексея Дмитриевича Бутовского в создании...

Жизненному пути и вкладу А. Д. Бутовского в становлении и развитии физической подготовки в российской армии и его роли в олимпийском движении в нашей стране уделено большое

Научное наследие составляют свыше 70 работ по физическому воспитанию и его истории.

Организационно-методические особенности подготовки...

В специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва создаются группы начальной подготовки

Единая программа для спортивных школ всех видов позволяет совместить организационную структуру с научно-методической системой...

Организация горнолыжного комплекса на базе школы...

Научный журнал.

Ученик школы олимпийского резерва может проходить обучение, как за стенами жилого сектора, так и в крытых площадках внутри.

Зимние Олимпийские игры: достижения и потери. В XVIII Зимних Олимпийских играх 1998 года, прошедших в городе...

Роль предметной олимпиады в формировании...

Таким образом, предметная олимпиада побуждает студента к дальнейшему профессиональному развитию и личностному росту, приобщает к научно-исследовательской работе, прививает навыки индивидуальной работы и работы в коллективе.

Некоторые особенности самореализации обучающихся...

5. Включение обучающегося, занимающегося настольным теннисом, в систему непрерывного профессионального образования (Новокузнецкое училище олимпийского резерва, Кузбасская государственная педагогическая академия).

Особенности проектирования спортивного комплекса зимних видов...

Научный журнал.

Отечественный опыт представлен такими сооружениями как центр зимних видов спорта «Жемчужина Сибири», «СНЕЖ.КОМ» в г. Красногорске и многие другие, которые ориентированы как на подготовку профессиональных спортсменов, так и для любительского...

Студенческие олимпиады — современный вариант высшего...

VI международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2014).

Участники олимпиады должны продемонстрировать теоретическую и практическую подготовку, профессиональные умения, проявить творчество...

Особенности физкультурно-оздоровительной работы через...

VII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2017).

Программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, 2005 г.

Этот загадочный скиппинг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Научный журнал.

В данной ситуации быть лучшим среди членов всей группы - это наивысшее достижение, а лидерство в

План работы факультативных занятий по скиппингу включает в себя освоение техники индивидуальной работы со скакалкой, работы в парах, группах.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль генерала Алексея Дмитриевича Бутовского в создании...

Жизненному пути и вкладу А. Д. Бутовского в становлении и развитии физической подготовки в российской армии и его роли в олимпийском движении в нашей стране уделено большое

Научное наследие составляют свыше 70 работ по физическому воспитанию и его истории.

Организационно-методические особенности подготовки...

В специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва создаются группы начальной подготовки

Единая программа для спортивных школ всех видов позволяет совместить организационную структуру с научно-методической системой...

Организация горнолыжного комплекса на базе школы...

Научный журнал.

Ученик школы олимпийского резерва может проходить обучение, как за стенами жилого сектора, так и в крытых площадках внутри.

Зимние Олимпийские игры: достижения и потери. В XVIII Зимних Олимпийских играх 1998 года, прошедших в городе...

Роль предметной олимпиады в формировании...

Таким образом, предметная олимпиада побуждает студента к дальнейшему профессиональному развитию и личностному росту, приобщает к научно-исследовательской работе, прививает навыки индивидуальной работы и работы в коллективе.

Некоторые особенности самореализации обучающихся...

5. Включение обучающегося, занимающегося настольным теннисом, в систему непрерывного профессионального образования (Новокузнецкое училище олимпийского резерва, Кузбасская государственная педагогическая академия).

Особенности проектирования спортивного комплекса зимних видов...

Научный журнал.

Отечественный опыт представлен такими сооружениями как центр зимних видов спорта «Жемчужина Сибири», «СНЕЖ.КОМ» в г. Красногорске и многие другие, которые ориентированы как на подготовку профессиональных спортсменов, так и для любительского...

Студенческие олимпиады — современный вариант высшего...

VI международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2014).

Участники олимпиады должны продемонстрировать теоретическую и практическую подготовку, профессиональные умения, проявить творчество...

Особенности физкультурно-оздоровительной работы через...

VII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2017).

Программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, 2005 г.

Этот загадочный скиппинг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Научный журнал.

В данной ситуации быть лучшим среди членов всей группы - это наивысшее достижение, а лидерство в

План работы факультативных занятий по скиппингу включает в себя освоение техники индивидуальной работы со скакалкой, работы в парах, группах.

Задать вопрос