Теоретические предпосылки профессиональной подготовки будущего социального педагога к формированию досуговых интересов ребенка
Автор: Дьяков Павел Александрович
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)
Статья просмотрена: 390 раз
Библиографическое описание:
Дьяков, П. А. Теоретические предпосылки профессиональной подготовки будущего социального педагога к формированию досуговых интересов ребенка / П. А. Дьяков. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2412/ (дата обращения: 16.12.2024).
Область использования социально-педагогических знаний на современном этапе очень широка. В центре внимания социальных педагогов находятся проблемы социальной обусловленности и регуляции поведения человека. В качестве основных средств такой регуляции рассматриваются социальные ценности, нормы, нравственные правила, традиции и общественное мнение. На современном этапе созданы предпосылки лучшего понимания механизмов формирования личности в сфере досуга и более эффективного использования в этих целях разнообразных средств, методов и форм организации [1, с. 115].
Стрельцов Ю.А. утверждает, что в рамках современной социальной педагогики находят свое развитие три направления культурно-досуговой деятельности:
Социально-педагогическая персонология, в рамках которой исследуются внутренние условия становления социальных качеств и норм поведения (задатки, темперамент, характер, направленность, ценностные установки, самосознание).
Социальное формирование индивида под влияние групп непосредственного общения (семья, детские игровые общества, соседские общества, учебные и трудовые коллективы).
Комплекс социально-психологических проблем социетального уровня (исследование механизмов воздействия социальной педагогики на традиции, нравы, общественное мнение, общественное настроение, моду, с целью превращения их в регулятор социального поведения).
В условиях реформирования системы образования наиболее остро стоит вопрос о профессиональном мастерстве и профессиональной пригодности современного социального педагога. Не вызывает сомнения, что профессия социального педагога требует вполне определенных качеств характера и умений, а также социально-психологической предрасположенности к профессиональной деятельности. На сегодняшний день ВУЗы, являясь центрами образовательной и научно-исследовательской деятельности, представляют собой основу образовательные учреждения для подготовки социально-педагогических кадров и полностью способны отвечать на современные запросы в области профессиональной работы, так как их образовательная программа гармонично сочетает в себе фундаментальность и универсальность, непрерывность и научно-исследовательскую направленность.
Вуз, как образовательная среда, предоставляет студентам пространство для личностного и профессионального самоопределения и развития ценностных ориентаций будущего социального педагога. Но сегодняшняя ситуация показывает недостаточное внимание педагогов к обучению студентов справляться с проблемой формирования досуговых интересов детей. В данном случае речь идет об изменении содержания и структуры изучаемых социально-педагогических курсов, которые по сути осваиваемого материала и по форме организации образовательной деятельности становятся средством для саморазвития будущего специалиста [2, c. 58].
Анализ Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и учебных планов по специальности 031300 «Социальная педагогика» позволил выявить их содержательный и технологический потенциал для профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к формированию досуговых интересов школьников в образовательном процессе вуза. Обще-профессиональные дисциплины несут фундаментальную нагрузку по развитию у студентов профессионально-педагогического мышления, базовой компетентности, формированию у них умений и навыков педагогической деятельности с учетом специфики ее проявления в различных условиях. Особое значение в процессе подготовки к организации детской досуговой деятельности имеют такие дисциплины как «Теория и методика воспитания», «Педагогические технологии», «Общая и педагогическая психология», «Психолого-педагогический практикум». Осваивая обще-профессиональные дисциплины, студенты имеют возможность актуализировать методологическую и деятельностно-практическую сторону профессиональной деятельности по формированию досуговых интересов детей. Однако стоит отметить и тот факт, что знания о досуговой деятельности и ее специфике в данном блоке поверхностны и разрозненны, что не способствует формированию целостного образа детской досуговой деятельности как предмета педагогического труда.
Особо следует выделить значение педагогических практик, включенных в Государственный образовательный стандарт (2002г.), в системе подготовки студентов к организации детской досуговой деятельности. Прежде всего, это летняя педагогическая практика. В процессе педагогических практик происходит преломление теоретических знаний, полученных студентами в аудитории, в собственный педагогический опыт, который способствует совершенствованию профессиональных умений будущего социального педагога. Летняя педагогическая практика способствуют формированию умений организации детского досуга, но в рамках временного детского коллектива и не охватывают весь спектр профессиональных умений и навыков, необходимых для успешной детской досуговой деятельности в других сферах социально-педагогической работы [3, c. 40].
Как показывает практика, основную роль в организации досуга подрастающего поколения, играют специалисты учреждений культуры, спорта и образования, в том числе и социальные педагоги образовательных учреждений. Их реальная деятельность по профилактике различных асоциальных явлений, в том числе и преступности, гораздо шире, многообразнее и глубже. В нее вовлечены практически все категории населения, хотя, несомненно, в качестве приоритетных здесь выделяются дети, подростки и молодежь.
Дети и подростки, в силу своих возрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками, курением, алкоголизмом и другими вредными привычками. Именно поэтому основной задачей является формирование интересов и организация досуговой занятости детей и подростков, совершенствование и расширение перечня предоставляемых культурных услуг с учетом досуговых предпочтений данной категории населения.
ВУЗ, как образовательная среда, предоставляет студентам пространство для личностного и профессионального самоопределения и развития ценностных ориентаций будущего социального педагога. Но сегодняшняя ситуация показывает недостаточное внимание педагогов к обучению студентов справляться с проблемой формирования досуговых интересов детей. В данном случае речь идет об изменении содержания и структуры изучаемых социально-педагогических курсов, которые по сути осваиваемого материала и по форме организации образовательной деятельности становятся средством для саморазвития будущего специалиста.
Организация досуговой занятости и просвещения средствами культуры и искусства рассматривается сегодня как альтернатива детской и подростковой безнадзорности, (Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский «Школа для родителей» и др.) являющейся одной из предпосылок совершения противоправных действий, как одна из составляющих большой работы по первичной профилактике этого асоциального явления.
Одним из наиболее важных моментов социально – педагогической работы является партнерское взаимодействие. Воспитание ребенка в процессе партнерского взаимодействия специалиста и родителей становится частью социализирующего образования и может быть определено как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, т.е. процесс приобщения человека к общему и должному. Социокультурное пространство социального педагога и семьи, взаимоотношения которых построены на принципах партнерства, создают условия для социализации ребенка путем интеграции его в определенную среду, и чем шире партнерское поле, тем возможности социализации будут носить более позитивный характер. Тенденция развития отечественного образования в сторону личностно-ориентированной педагогической практики заостряет проблему социально-педагогической поддержки родителей, роста их компетентности как воспитателей. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях, в том числе психолого-педагогических. Решение проблем в области воспитания ребенка требует от супругов зрелости и компетентности в качестве воспитателей, а значит, волевых усилий, способности взять на себя ответственность естественных воспитателей (Б.Т. Лихачев) [5, c. 67]. В настоящее время в семьях часто возникают такие противоречивые ситуации, которых не было в их родительской семье, что приводит к неумению родителей правильно их интерпретировать, семейной дисгармонии из-за отсутствия образцов того, как справляться с трудной педагогической проблемой. И у родителей может возникать ощущение педагогической несостоятельности, социального исключения (Ю. Хамалайнен).
В соответствиями с социальными и политическими условиями уже А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий в своей опытно-экспериментальной работе развили основные принципы, методы и содержание отечественной социальной педагогики, социальной работы с детьми и подростками, в том числе и трудновоспитуемыми, где важнейшим фактором воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы выступает созданная и организованная воспитывающая среда [4, c. 103].
Немалый вклад в развитие идеи партнерства внес В.А. Сухомлинский, который главной задачей воспитания детей видел формирование нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности, нравственной ответственности перед окружающими людьми. При этом педагогическое просвещение родителей Сухомлинский рассматривал в качестве подготовки к партнерству семьи и школы в воспитании ребенка.
Не смотря на то, что проблема формирования досуговых интересов и организации досуговой деятельности известна уже довольно давно, недостаточное количество уделяемого к ней внимания позволяет рассмотреть необходимость подготовки будущего социально педагога к формированию досуговых интересов ребенка как один из факторов способствующих разрешению данной ситуации.
Таким образом, вышесказанное позволяет нам определить перспективные теоретические подходы, связанные с подготовкой будущего социального педагога к формированию досуговых интересов ребенка в условиях малого города восточного Подмосковья. Необходимым условием успешного становления будущего социального педагога является его умение как субъекта социального, образовательного, семейного пространства увидеть, выявить существенные связи, тенденции, их индикаторы в потоке разнородных социально-педагогических явлений. Знакомство с историческим и настоящим опытом формирования досуговых интересов выявило немало примеров использования механизма педагогического партнерства. В настоящее время, когда значительно снизилась воспитательная функция семьи как основного социального института, возникает необходимость научного переосмысления практики равноправного, добровольного взаимодействия партнеров в вопросах воспитания ребенка.
Литература:
Титов, Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга [Текст] / Б.А. Титов. – СПб.: СпбГАК, 1996. – 275 с.
Уроки детского досуга: методическое пособие для организаторов детского досуга [Текст] / сост. О.Н. Хахлова. – Уфа: Вагант, 2010. – 108 с.
Хахлова, О.Н. Формирование профессиональной готовности будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности [Текст]: дис. … канд. пед. наук: / О.Н. Хахлова. – Уфа, 2010. – 185 с.
Шацкий, СТ. Избранные педагогические сочинения [Текст] / СТ. Шацкий. – М.: Педагогика, 1984. – 154 с.
Шмаков, С.А. Досуг школьника [Текст] / С.А. Шмаков. – Липецк: НПО Ориус, 1993. – 191 с.