Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде
Автор: Хасенгалиев Алексей Львович
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 7906 раз
Библиографическое описание:
Хасенгалиев, А. Л. Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде / А. Л. Хасенгалиев. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 208-212. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/384/ (дата обращения: 16.12.2024).
Востребованность педагогического обеспечения организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде обусловлена особенностями ее положения в современном обществе. Педагогическое обеспечение – это система мер, совокупность мероприятий, ресурсов и условий, направленных на создание благоприятной среды, с целью эффективной организации профилактической работы с подростками.
Проблемы профилактики девиантного поведения детей и подростков, роль социального контроля как важнейшего фактора воспрепятствования девиантному поведению, вопросы социальной реабилитации безнадзорных детей и подростков, социальная работа с ними отражены в работах Л.С. Алексеевой, Г.М. Иващенко, П.Д. Павленка, A.M. Панова, Е.И. Холостовой. Ими высказаны идеи об адресности профилактической работы, о характере предупредительной работы с детьми и развитии социального творчества как альтернативы антиобщественному поведению. Публикации оказывают большую помощь в оценке опыта социально-реабилитационной работы учреждений социального обслуживания, раскрывают проблемы и технологии социальной работы в профилактике и преодолении девиаций.
Актуальным является вопрос о необходимости внедрения в деятельность среднеспециальных образовательных учреждений новых педагогических технологий, по подготовки к профессиональной деятельности и формированию готовности к ее осуществлении – одна из стержневых в педагогике. Данной проблеме посвящено большое количество трудов многих авторов (Б.Г. Ананьев, М.И. Дьяченко, Ю.В. Енотовский, М.А. Котик, К.К. Платонов, В.А. Сосновский). Готовность будущих социальных педагогов к работе с подростками девиантного поведения – целостное интегративное образование личности, представляющее единство взаимосвязанных структурных компонентов. Структуру готовности будущих социальных педагогов составляют мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностно-практический компоненты.
Рассмотрение и анализ трудов ученных позволяет констатировать актуальность проблемы подготовки специалистов к решению задач по организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде. Однако ретроспективный анализ психологической и педагогической литературы, реальной практики показывает, что данное направление на сегодняшний день остается недостаточно исследованным.
Наш опыт работы с психологами и социальными педагогами образовательных учреждений показывает, что, не смотря на актуальность и необходимость превентивной деятельности, специалисты редко включают в свою работу технологии профилактики девиантного поведения.
Педагогическое обеспечение организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде связано с разрешением двух групп противоречий. Одни связаны с организацией профилактики. Другие – непосредственно затрагивают личность подростка. Первая группа объединяет противоречия, касающиеся выбора эффективных форм, методов, технологий, приемов организации профилактики будущими социальными педагогами. Отсюда следует необходимость разработки системы подготовки социальных педагогов к эффективному процессу организации профилактики среди подростков с девиантным поведением. На сегодняшний момент целесообразно использовать такие формы работы как лекции (ориентирующие, инструктивные, проблемные); проектные семинары; ролевые и деловые игры. Вторая группа противоречий объединяет вопросы, затрагивающие самореализацию, самоутверждение подростка. Столкновение с многообразием человеческих судеб и характеров ставит начинающего специалиста перед необходимостью выходить из различного рода затруднений. Не вызывает сомнений наличие проблем, связанных с возрастными потребностями личности подростка. Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с ней, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития. Своеобразие развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общение с взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции, которые зачастую обусловлены средой. Характерной формой подготовки социального педагога в этом направлении является проведение лекций психолого – педагогического цикла.
Для определения содержания организации процесса профилактики среди подростков на основе анализа опыта работы высококвалифицированных педагогов, деятельности образовательных учреждений, технологий работы с девиантными подростками можно сформулировать некоторые концептуальные идеи организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде.
1. Программирование профилактической деятельности. Профилактические программы разрабатываются в соответствии с целью деятельности (коррекция, сопровождение) и направлениям работы каждого конкретного специалиста или группы специалистов. Одной из эффективных форм разработки программ и проектов является проектный семинар. Преподавателями специальности «Социальная педагогика» и «Социальная работа» Камышинского педагогического колледжа накоплен большой опыт работы в организации данного направления. Это специально организованная форма взаимодействия обучающихся, ориентированное на углубленное рассмотрение проблем существующей практики организации профилактики девиантного поведения и предполагающая проектирование своей будущей профессиональной деятельности с целью решения существующих проблем. Главная задача таких занятий – выдвижение новых идей и доведение их до стадии проектов и программ. В дальнейшем студенты могут самостоятельно воплощать свои замыслы в реальность.
2. Информационная и методическая поддержка организации профилактики. Это система педагогических действий, связанная с нейтрализацией прогнозируемых трудностей на подготовительном этапе организации профилактики. В результате работы по этому направлению в Камышинском педагогическом колледже планируется создание лаборатории по обобщению опыта в сфере социальной работы с детьми девиантного поведения.
Повышение профессиональной компетентности будущих социальных педагогов достигается в результате их самоанализа и целенаправленных усилий по самосовершенствованию.
3. Социально – педагогическое сопровождение подростка в процессе профилактических мероприятий. Сопровождение при этом понимается как предоставление подростку совокупности средств, направленных на успешную социализацию.
Молодой специалист должен научиться направлять движение, помогать подростку преодолевать трудности, но выбор целей и средств их достижения должно оставаться за подростком с учетом его индивидуальных, возрастных и психологических особенностей. Сопровождение подростка в процессе профилактических мероприятий должно реализовываться во взаимодействии всех субъектов профилактики (школа, семья, социум). Как показывают наши исследования, современная общая модель системы профилактики девиантного поведения среди подростков представляет собой объединение разноведомственных органов, учреждений и служб, деятельность которых направлена на реализацию государственной политики в области защиты прав и интересов несовершеннолетних, профилактику безнадзорности и правонарушений.
Социальный педагог в ходе организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде решает следующие задачи: диагностику; сбор и анализ информации; информирование; обучение; содействие в решении социальных и психологических проблем; контроль (текущий, поэтапный). Успешность профилактики проявляется в ее комплексности, последовательности, дифференцированности, своевременности.
Организация профилактической деятельности также может включать следующее этапы: индивидуальную и групповую диагностику приращения индивидуального и социального опыта подростков; мониторинг эффективности использования профилактических программ и проектов.
Одна из основных целей социального педагога, занятого в профилактике, состоит в том, чтобы руководствуясь доступной информацией, помочь всем участникам взаимодействия создать работающую социальную систему путем согласования взаимных обязанностей и приоритетов.
Приобщение детей и подростков к участию в позитивных общественных центрах, организациях является важным средством воспитательной работы по профилактике девиантности. Такие центры созданы во многих городах нашей страны. Они привлекают подростков во внеучебное время и своей деятельностью активно способствуют развитию у них здоровых интересов. В рамках учебной практики обучающиеся специальности «Социальная педагогика» и «Социальная работа» знакомятся с организацией деятельности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и отдыха.
Профилактика дезадаптации детей и подростков – процесс длительный и кропотливый, не терпящий форсирования событий, а потому позволяющий не только решать единичные сиюминутные проблемы детей и их родителей, но и предотвращать те, которые будучи предсказуемы, тем не менее, еще не получили своего окончательного выражения. Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно происходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет условия, в том числе и материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности так же закладываются в семье.
Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий, неумения правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, он не может этого сделать. Быстрое формирование отклоняющегося поведения объясняется свойственным подросткам лабильностью, возбудимостью, «эффектом толпы», которые крайне ускоряют формирование признаков гедонизма, стремления жить беспечно, шумно и весело. Современной формой профилактики девиантного поведения является социальный контроль. Роль социального педагога в организации данной формы профилактики очень велика, т.к. социальный контроль должен осуществляться усилиями ближайшего социального окружения. Проведенное нами исследование (г. Волгоград, г. Волжский, г. Камышин) позволяет говорить о том, что практически во всех образовательных учреждениях имеется должность социального педагога или социального работника. Именно его деятельность, в структуре социального контроля, способствует предотвращению девиантного поведения или корректировки девиантности.
Социальный педагог, стремящийся преодолеть всякого рода отклонения в поведении подростка, должен избрать главным объектом своего внимания вовсе не правонарушения и даже не девиантность, а причины их возникновения. При этом главное внимание надо уделять тому периоду жизни подростка, в течение которого формируется его личность, круг нравственных интересов, сфера межличностных отношений. Методика социальной работы определяет канву, последовательность действий социального педагога или социального работника, контактирующего с детьми, наличие у него соответствующего опыта, индивидуальности.
Основное содержание работы социального педагога в процессе организации профилактики девиантного поведения – это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. В одинаковой мере применимы и принцип добровольного обращения их за помощью и принцип предложения помощи.
В профилактической работе важно лишь одно: не опоздать, воспрепятствовать окончательной деградации, не упустить момент, пока асоциальная сторона жизни подростка целиком и полностью не превратилась бы в его суть, образ жизни и мыслей, не стала бы отвечать его возрастным и индивидуальным потребностям.
Использование авторских программ, методических рекомендаций, учебно-методических комплексов по обучающим курсам помогает вывести подготовку социальных педагогов на личностно-ориентированный уровень и обеспечивает формирование профессиональной готовности к организации профилактики девиантного поведения среди подростков.
- Литература:
- Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью.- М.: Дашков и К., 2010.
- Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска.- М.: Владос., 2008.
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М., 2008.
Холоства Е.И. Семейное воспитание и социальная работа.- М., 2010.
Холоства Е.И. Социальная работа с семьей. - М.: “Социум”, 2010.