В статье раскрыты два понятия «девиантное поведение» и «профилактика». Определены основные причины подростковой девиации и главные институты, влияющие на поведение подростка.
Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, социальная работа, поведение подростков.
«Девиантное поведение — одно из видов отклоняющего поведения, связанное с нарушением соответствующих возрастных социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений и малых половозрастных групп. Этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным». [1, с.142] Такое поведение является видом отклоняющегося поведения, которое связывают с нарушением правил поведения, принятых в обществе, психовозрастных особенностей. Возникновение отклоняющегося поведения обычно связывают с проявлением кризиса переходного возраста, который можно назвать дисциплинарным.
«Подростковая девиация, проявляющаяся в самых различных формах, приобретает черты массового явления, которое отличается устойчивыми тенденциями роста, широким распространением на подростковую и порой даже детскую часть молодежи. Актуальность развития и совершенствования системы профилактики девиантного поведения бесспорна и очевидно необходима в условиях современной России. Социальная напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними социальных норм: постоянно происходит расширение масштабов правонарушений и преступлений, подросткового алкоголизма, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и других проявлений девиантного поведения. Данный вид девиации приобретает характер эпидемии. За период 2014 года в России каждое двадцатое преступление было совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Всего за один год было выявлено 54369 несовершеннолетних, совершивших преступления». [2] Таким образом, ссылаясь на официальную статистику, можно говорит о явном увеличении девиантного поведения среди подростков.
Девиантное поведение зачастую имеет компенсаторный характер. Прежде всего это касается употребления наркотиков и психотропных веществ, благодаря которым подростки пытаются «восполнить» внимания со стороны близких и родных, со стороны сверстников, восполняют нехватку общения, пытаются разнообразить свои впечатления. Так же зачастую подросток попадает в компании, где «за компанию» таким образом проводит своё время. Большая доля коммерциализированной досуговой сферы и малоинформированность бюджетных кружках и секциях не позволяет подросткам и молодежи проводить свой досуг более интересно и с пользой для себя.
Как вторая причина проблем подростковой девиации связывают с институтом семьи. Семья является важной частью его жизни, несмотря на частые конфликты в этом возрасте. Именно в семье складываются привычки и традиции, эмоциональное благосостояние, благодаря которым и складывается дальнейшее поведение подростка в обществе. Зачастую подростки формируют установки у подростков к отклоняющемуся поведению: употребление алкогольных напитков, курение сигарет и даже порой наркотические средства. Однако и гиперопека со стороны родителей может быть причиной такого поведения, так как подросток лишен свободы и самостоятельности.
Вторым институтом являющийся значимым в формировании привычек поведения у подростков является образовательное учреждение. Традиционно принято считать, что ответственность за бесконтрольное поведение ложится только на плечи родителей, в то время как учебное заведение является немало важным фактором в воспитании подростка. Проблемы с учёбой, недопонимание со стороны сверстников и дезадаптация в коллективе, а также отсутствие качественной профилактической работы в образовательном учреждении могут повлечь за собой последствия и явиться одной из главных причин отклоняющегося поведения у учащихся заведения.
Третьим значимым фактором и институтом, который имеет значительное влияние в формировании поведения несовершеннолетнего является дополнительное образование, сфера досуговой деятельности. Неорганизованный досуг может стать причиной совершением правонарушения, его роль очень высока. Институт семьи и образования непосредственно влияет на формирование досуга у ребенка: родители зачастую не понимают важности занятости ребенка. Преимущества организованного досуга в подростково-молодежных клубах, домах молодежи и центрах досуга в отличие от школьного имеет большую эффективность, так как подросток попадая в данные учреждения попадает в непринужденную обстановку, менее регламентированную и с возможностью выбора своей деятельности. Благодаря более индивидуализированной деятельности и неформальности обстановки педагогические формы и методы применяются более эффективно. Как правило, подросткам, занимающиеся в досуговых учреждениях свойственно большее осознание ценности дружбы, ориентированность на потребности и мнение коллектива, в отличие от подростков, не имеющих досуг. По статистике, подростки, попадающие на комиссию по делам несовершеннолетних не имеют досуга, они обременены только школой, имеют много свободного времени и вследствие чего у них имеется больший шанс на совершение правонарушений и преступлений.
«Под профилактикой в широком смысле слова понимается «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния порядка» или «система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение заболеваний». [3, с. 54]
Система профилактической работы прежде всего направлена на социальный контроль по отношению к детям и подросткам, уже совершившим преступления и правонарушения, упуская из вида важность того, что упор в профилактической работе следует делать на работу с с несовершеннолетними склонным к девиантному поведению и ещё не совершившими правонарушения. Рост преступности среди несовершеннолетних показывает малую эффективность существующей системы работы по профилактике отклоняющегося поведения.
В социальной работе «под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
- предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;
- содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов». [4, с.24]
Профилактическая деятельность девиантного поведения подростков в учреждения, общественных организаций и объединений, а также других служб должна носить комплексный характер, а также отвечать соотносится с уровнем предъявляемых к нему требований: профилактическая работа должна проводится не только с подростком, но и так же с его семьей, его социальным окружением, иметь индивидуальный подход в работе с несовершеннолетним.
В современном обществе наряду с ростом позитивных девиаций усиливаются также и негативные девиации: алкоголизм, преступность, употребление ПАВ и аморальное поведение. Таким образом, можно говорить, о том, что в настоящее время несмотря на развитие сферы профилактики, увеличение способов и методов работы по профилактике с несовершеннолетними, кризисные ситуации во всех сферах жизнедеятельности ведут к росту девиации среди подростков. динамизм социальных процессов, происходящих в настоящее время, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неуклонно ведут к увеличению девиаций. Профилактика девиантного поведения является обязанностью, составляющей повседневной работы всех социальных организаций и учреждений. «Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.99 года создана система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, это органы управления социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания населения, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты для детей, социально реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления образованием и образовательные учреждения, органы по делам молодежи, учреждения здравоохранения, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД» [5]. Данная структура организации является основным субъектом профилактики, посредством которой производится основная работа по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.
Литература:
1. Антология социальной работы В 5 т.Т.1. История социальной помощи в России./ Сост. М. В. Фирсов. — М.: Сварогъ — НВФ СПТ, 1994. — 288 с.
2. Состояние преступности за январь-декабрь 2014год в РФ. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://mvd.ru/folder/101762/item/2994866/
3. Социальные технологии: Толковый словарь/ Ответ. ред. Иванов В. Н., Москва — Белгород, 1995г.- 124 с.
4. Технология социальной работы /Под редакцией И. Г. Зайнышева. -М.: Издательство МГСУ «Союз», 1998 г.- 273 с.
5. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/12116087/1/
References:
1. Anthology of social work In 5 volumes, volume 1. The history of social assistance in Russia./ Comp. M. V. Firsov. — M.: Svarog — IAF TMS, 1994. — 288 p.
2. State crime for January-December 2014 in Russia. [Electronic resource] Mode of access: https://mvd.ru/folder/101762/item/2994866/
3. Social technologies: dictionary/ Answer. edited by Ivanov, V. N., Moscow — Belgorod, 1995.- 124 p
4. The technology of social work /edited by I. G. Zainasheva. -M.: Publishing house of Moscow state University «Union», 1998, p. 273
5. The Federal law «On principles of prevention of child neglect and juvenile delinquency» from 24.06.1999, No. 120-FZ [Electronic resource] Mode of access: http://base.garant.ru/12116087/1/