Встатье рассмотрены особенности нравственно-правового воспитания как средства профилактики и преодоления девиантного поведения учащихся старших классов образовательных учреждений. Проанализированы причины проявления отклонений в поведении подростков, предложены способы преодоления девиантного поведения старшеклассников на основе взаимодействия институтов школы и семьи.
Ключевые слова:нравственно-правовое воспитание старшеклассников, правовое просвещение, девиантное поведение, отклоняющееся поведение, профилактика девиантного поведения.
Современный этап развития общества характеризуются радикальными преобразованиями во всех сферах человеческой жизни. Динамизм общественных процессов, связанный с возникновением кризисных ситуаций в сферах деятельности общества, конфликтов и социальных противоречий приводят к проявлению девиантного поведения и социальных отклонений. В сложившейся ситуации наибольшую обеспокоенность вызывает отклоняющееся поведение подростков, в связи с тем, что данная социальная группа является наименее защищенной от проявления и различных последствий кризисных ситуаций. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью в профилактике отклоняющегося поведения учащихся образовательных учреждений, возникающей в связи с отсутствием педагогических условий для формирования нравственно-правовой воспитанности подростков. Это обуславливает интерес и серьезное внимание педагогов к проблеме нравственно-правового воспитания учащихся старших классов образовательных учреждений.
Девиантное поведение подростков характеризуется отклонением от принятых и существующих в обществе нравственных и правовых норм, правил и принципов и включает в себя антисоциальные, антидисциплинарные, суицидальные, делинкветные поступки. По своему происхождению они обусловлены отклонениями в развитии личности подростка. В современной педагогике установилось мнение, что девиантное поведение старшеклассников формируется под влиянием наследственности и природно-социальной среды.
Анализ юридической и специальной психолого-педагогической литературы позволяет выделить следующие причины проявления девиантного поведения у подростков [3, 4]:
- Явное давление на сознание подростков со стороны взрослых и более авторитетных для них людей.
- Несоответствие действительного уровня жизни и желаемого.
- Психологические комплексы, вызванные физиологическими особенностями.
- Проблемы семейного характера.
- Влияние на личность подростка окружающего общества и различных референтных групп.
Чаще всего, девиантное поведение является ответной реакцией подростка на трудные жизненные обстоятельства, отражением существующих противоречий между ним и окружающим его социумом, вызванных несоответствием норм поведения подростка с принятыми принципами и правилами поведения в обществе. Как правило, дети с девиантным поведением имеют низкий уровень нравственно-правовой воспитанности, при этом отмечается отсутствие жизненных ценностей и ощущения собственной значимости.
Нравственно-правовое воспитание-это качественно новый уровень воспитания. В связи с этим, как теория, так и методика нравственно-правого воспитания старшеклассников должны основываться на новейших достижениях социальной психологии и психологии личности, педагогики, этики, а также должны вобрать в себя основные методы и формы патриотического, семейного, трудового воспитания. Мы считаем, что посредством нравственно-правового воспитания возможно преодоление тенденций роста преступности среди молодежи, при этом особое внимание стоит уделять правовому просвещению, выработке устойчивых навыков и принципов нравственного поведения личности. Нравственно-правовое воспитание является существенным компонентом воспитанности, образованности, культурности человека, выступает как средство осознания социальной значимости и ценности личности и его прав. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового воспитания и образования [1,с.10]. Наряду с конкретизацией содержательных компонентов формирования нравственно-правовой культуры подростков, особое внимание следует уделить созданию и внедрению эффективной технологии правовоспитательной деятельности в образовательных учреждениях, направленной на формирование личностных ценностей подростка, создание ценностно-правовой среды.
Решение задач нравственно-правового воспитания старшеклассников требует формирования в современной школе культурно-образовательного пространства, способствующего не только повышению уровня воспитанности школьников, но и выступающего в роли средства профилактики отклоняющегося поведения учащихся. Культурно-образовательное пространство школы — это часть открытой системы, связанной с будущим общества, государственной политикой в интересах детства, системой образования в Российской Федерации в целом, подсистемой правового образования и воспитания и встроенных в нее предметных курсов и средств дополнительного образования во внеурочной и внешкольной деятельности [2,с.45].
К компонентам культурно-образовательного пространства в контексте нравственно-правового воспитания, способствующего преодолению отклоняющегося поведения, относят уклад школы, то есть особую среду, в которой взаимодействуют педагоги и учащиеся по принципу «педагог-ученик», «ученик-ученик», «ученик-группа»; социально-педагогическое взаимодействие школы и родителей, целью которого является привлечение родителей в нравственно-правовое воспитание старшеклассников; содержание, формы и методы нравственно-правового воспитания, состоящие из теоретических аспектов и закрепляющиеся на практике с помощью активных форм работы подростков, при этом особое внимание следует уделять внешкольной и внеклассной деятельности старшеклассников, направленной на развитие самостоятельности и самоуправления.
На сегодняшний день неотъемлемой частью нравственно-правового воспитания является правовое просвещение, подразумевающее комплексную, систематическую деятельность государства и общества, направленную на формирование правовой культуры и правового сознания граждан и его повышение с целью обеспечения процесса духовного развития личности. При этом, как показывает практика, особое влияние должно уделяться стимулированию заинтересованности старшеклассников в получении новых знаний, приучению их к сознательной оценке своих действий и поступков, учету физиологических и психологических особенностей подростков, связи теоретических материалов и фактов из повседневной жизни и т. д. К формам правового просвещения относятся диспуты, беседы на правовые темы, использование средств массовой информации, тематические встречи, наглядная агитация, выражающаяся в тематических стендах, брошюрах и т. д.
Немаловажным требованием является учет личных интересов старшеклассника, предоставление ему возможности проявить предприимчивость, самостоятельность, инициативу. Обеспечение активной позиции подростка — это важнейшее условие, целью которого является раскрытие личностного потенциала школьника, при этом оно способствует глубокому осознанию подростком основ правовых норм и принципов морали, а также обострению чувства собственной значимости и ответственности за свои поступки перед другими людьми.
Социально-психологический аспект профилактики девиантного поведения старшеклассников заложен в отношении жизни и стремлении к проявлению собственной независимости, самостоятельности, свободы. Педагогические условия, реализуемые в стенах школы существенно отличаются от домашних условий и направлены на развитие и обогащение внутреннего и духовного мира подростка.
Эффективность педагогической профилактики отклоняющегося поведения старшеклассников достигается при реализации следующих условий:
- Создание условий для воспитательной деятельности
- Использование вербальных методик, тренингов, имитационных игр, направленных на профилактику девиантного поведения старшеклассников
- Воздействие на все сферы личности подростка (интеллектуальную, деятельностную, эмоционально-волевую), способствующее духовному росту старшеклассника, формированию эмоционально-образного отношения подростка к реальной действительности
Эффективность нравственно-правового воспитания старшеклассников во многом зависит от целенаправленной деятельности педагогов и родителей по повышению уровня собственной нравственно-правовой воспитанности. Однако со стороны некоторых родителей, особенно тех, у чьих детей уже заметно проявление девиантного поведения, может происходить сопротивление и уклонение от названных мероприятий. Поэтому, в работе с ними следует использовать индивидуальные формы и методы нравственно-правового воспитания, к которым относятся беседы, тренинги, вовлечение их в активную деятельность по формированию нравственных и моральных ценностей, рекомендации различной тематической литературы для самостоятельного изучения. Работа по повышению нравственно-правовой воспитанности родителей должна состоять из групповых и индивидуальных мероприятий. Так, к групповым мероприятиям относятся родительские собрания, лектории, конференции, способные положительно влиять на большую массу родителей.
На наш взгляд, значительное внимание в современных образовательных учреждениях стоит уделить своевременному выявлению учащихся, склонных к отклоняющемуся поведению, а также семей, находящихся в «группе риска», повышению нравственно-правовой воспитанности старшеклассников и их родителей, так как проявление правовой неграмотности в семьях является основной причиной асоциального поведения детей. При этом, организация совместной деятельности родителей и педагогов по нравственно-правовому воспитанию старшеклассников, социально-педагогической и психологической работы с учащимися «группы риска», учебно-воспитательной деятельности, направленной на формирование личностных ценностей, привитие норм, правил и принципов морали, повышение уровня образованности старшеклассников является одним из важнейших механизмов преодоления и предотвращения девиантного поведения подростков.
Таким образом, вышеизложенное позволяет говорить о том, что жизненное самоопределение старшеклассников, определяющее его линию поведения, зависит от внешних факторов: среды, в которой находится индивид и окружающего его общества и внутренних факторов: его нравственно-правового воспитания и его организации, осознания своей личностной ценности, ответственности за свои поступки. Это позволяет говорить о том, что одним из способов преодоления девиантного поведения старшеклассников является повышение уровня его нравственной, духовной, социальной воспитанности. Прежде всего, это обусловлено тем, что в процессе приобретения различных знаний и навыков в ходе обучения происходит развитие интереса старшеклассника к познанию социальной действительности и нравственно-правовым идеалам и нормам современного социума. Нравственно-правовое воспитание способствует формированию в личности линии поведения, отвечающей требованиям современного общества, способности рационально оценивать конкретные ситуации и находить пути их разрешения, а также развивает и укрепляет правосознание.
Литература:
1. Беликова С. Б. Правовое воспитание старшеклассников как условие профилактики девиантного поведения./ автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.24 с.-2006 г.
2. Валюшицкая И. В., Максименко Н. А., Насовова Е. В., Фомина Е. Ю. Российская модель общественно-активной школы. 176 с.-2004г.
3. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения.- М.: ТЦ Сфера, 2003. — 160 с.
4. Пятунин В. А. Девиантное поведение несовершенолетних: современные тенденции. Часть 1.2010 г.-282 с.