Высокая динамика проведения социально-экономических реформ в России вызвала значительные изменения в социальной структуре и духовной жизни общества. Они привели к тому, что часть населения не смогла приспособиться к новым реалиям жизни. Духовная пустота, отсутствие смысла жизни, потеря веры в разумность и справедливость окружающего мира — все это характерно для взрослых, не сумевших успешно адаптироваться к жизни в условиях рыночной экономики, что в свою очередь отражается на их детях. Особую роль в этой цепи проблем играют социально-педагогическая безнадзорность и рост правонарушений среди несовершеннолетних, развивающиеся на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним родителей, друзей, родственников, педагогов, общественности. В итоге у ребят появляется ощущение одиночества, заброшенности, незащищенности; возникает чувство протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым; стремление к объединению и самореализации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей, которые порождает группы безнадзорных правонарушителей. [1, с. 44]
Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма, трудное материальное положение, миграция населения препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.
Невозможно изменить уровень воспитанности и педагогической грамотности родителей ученика, исправить среду обитания, их образ воспитания и жизни. Но вполне вероятно изменить отношение ребёнка к негативным факторам, окружающим его, дать возможность проявить свои положительные качества, уберечь от необдуманных поступков, приводящих порою к правонарушениям, сохранить и развить природные способности и задатки, способствующие успешному освоению школьной программы. И всё это необходимо начинать делать как можно раньше. [2, с. 102]
На федеральном уровне отсутствует законодательное определение неблагополучной семьи и критерии отнесения семьи к неблагополучной. Мы понимаем, неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются трудные дети.
Неблагополучные дети — это обобщённое понятие. «Неблагополучными» обычно называют тех детей, чьё поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствуют полноценному воспитанию, они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям. [3, с. 37]
Можно выделить следующие критерии неблагополучия ребёнка:
- наличие вредных привычек (алкоголь, наркомания, азартные игры, сексуальный инстинкт);
- отклонения в поведении (грубость, драки, прогулы, избиение слабых, вымогательство, воровство, учёт в подразделениях по делам несовершеннолетних, немотивированные поступки).
Обозначенные проблемы находятся в поле внимания государства и отражены в следующих федеральных законах: ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», ФЗ «Об основах социального обслуживания населения», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». [4] Данные документы, регламентируя вопросы помощи и поддержки детей, фактически сформировали общегосударственную технологию работы с детьми группы риска. Именно в правовой сфере утверждается совокупность правовых норм и процедур в виде Федеральных законов и актов, целевых программ, определяющих возможности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации на уровне непосредственных отношений: специалист — ребенок.
Одним из путей решения данной проблемы может стать целенаправленная программа правового воспитания подростков.
Правовое воспитание — это целенаправленная систематическая деятельность государства, общественных объединений, социальных групп, общества в целом по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры. Оно органически связано с правовым обучением. [5, с. 47]
Актуальность правового воспитания определяется современным состоянием. Проблемами и задачами развития российского общества.
Концепция модернизации российского образования, принятая Правительством РФ. Показала, что общество и государство предъявляют новые социальные требования к системе российского образования. Важное место в реализации этих задач отводятся правовому воспитанию, которое заняло достойное место среди приоритетов образовательной политики, так как, наряду с другими условиями, обеспечивает успешную социализацию.
Школа, как образовательное учреждение, является одним из важнейших факторов гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Для выпускников очень важно, чтобы они были мобильными, способными к сотрудничеству, к конструктивной деятельности, обладали развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Задачей сегодняшней школы является воспитание гражданина, человека, любящего свою Родину, трудолюбивого, нравственного. Знающего свои права и обязанности, умеющего правильно оценивать свои поступки и поведение других людей. И особенно важно для детей приобрести умение анализировать и оценивать экономическую, политическую, социальную ситуацию в обществе, быть способным сделать выбор, принимать решения и осуществлять их. Подросткам также необходимы навыки социального поведения и действия. И в этом им помогает создание системы правового воспитания в школе. [6, с. 53]
Целенаправленная системная работа по правовому воспитанию также способствует решению задачи профилактики правонарушений несовершеннолетних и воспитанию гражданских свойств личности.
Стратегической целью правового воспитания является формирования правосознания учащихся, правомерного поведения, в том числе правовую активность молодого гражданина.
Непосредственная цель — повышение уровня правовой культуры учащихся, профилактика правового нигилизма.
Цели правового воспитания осуществляются при решении следующих задач:
Овладение учащимися системой знаний об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений;
Овладение умением получать и критически осмысливать социальную, правовую информацию;
Освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
Воспитание нравственной и правовой ответственности за свои поступки, активной гражданской позиции, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, уважения к лицам, охраняющим правопорядок в стране.
Правовое воспитание проводимое в школе основывается на принципах гуманизма, научности, плановости, систематичности, так как успех в формировании правовой культуры молодежи может быть обеспечен в процессе длительного, поэтапного воспитательного воздействия на личность, личностно-ориентированном, дифференцированном, комплексном подходам.
Литература:
1. Алемаскин М. А. Воспитательная работа с подростками. — М.: Знание, 2009. — 211с.
2. Башкатов И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков /Под ред. С. А. Беличевой. — Тюмень: ТГУ, 2005.- 126с.
3. Беличева С. А. Парадоксы превентивной теории и практики //Психологический журнал. 2012. № 6. — С.36–40.
4. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/
5. Божович Л. Я. Личность и ее формирование в подростковом возрасте Психологический журнал. 2013. № 1. — С.46–51.
6. Иванов В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 2011. № 2. — С. 52–58.