Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 03.12.2014

Статья просмотрена: 2964 раза

Библиографическое описание:

Ганаева, Е. Э. Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения / Е. Э. Ганаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 467-469. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14193/ (дата обращения: 15.11.2024).

Особенности современного этапа развития российского общества на рубеже веков характеризуются радикальными преобразованиями во всех сферах человеческой деятельности. Общественные процессы в их динамизме, связанные с возникновением кризисных ситуаций, сложностью их разрешения, обострением конфликтов и социальных противоречий, приводят к проявлениям социальных отклонений и девиантного поведения. При этом наибольшую обеспокоенность вызывает девиантное поведение подростков как наименее защищенной социальной группы в кризисных ситуациях. Все это обусловливает самое серьезное внимание и интерес социальных педагогов к вопросам и проблемам правового воспитания девиантных подростков.

Подростки девиантного поведения имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-правовой культуры. В юридической и специальной психолого-педагогической литературе, анализирующей правосознание подростков с девиантным поведением, выделяются следующие его особенности: во-первых, это мнимая осведомленность в уголовном законодательстве; во-вторых, подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона; в-третьих, несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации; в-четвертых, при оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия; в-пятых, наблюдается зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы.

Отсюда следует, что важнейшим средством профилактики и педагогической коррекции девиантного поведения является правовое воспитание подростков, которое формирует самостоятельную форму сознания — правосознание.

Анализ научно-правовой литературы показывает, что исследователи по-разному определяют понятие «правовое воспитание». В частности, Т. И. Акимова пишет, что «правовое воспитание — это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру» [1, с.25].

Цель правового воспитания подростков, по ее мнению, заключается в формировании их правосознания и в обеспечении на этой основе сознательного и активного правомерного поведения. Достижение этой цели осуществляется путем: а) усвоения подростками определенной суммы знаний о правовых нормах; б) организованного правового просвещения во внеклассной и внешкольной работе; в) активного участия в правоохранительной деятельности в школе и по месту жительства; г) повышение правовой культуры родителей и педагогов. [2, с.686]

Как показывает практика, в организации правового воспитания подростков педагоги должны учитывать следующие основные требования:

-                   наличие системного и дифференцированного подходов к подросткам;

-                   стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации;

-                   активизация интереса подростков к приобретению правовых знаний;

-                   связь правовой информации с фактами из повседневной жизни подростков, приучение их к сознательной оценке своих поступков;

-                   обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;

-                   учет психологических особенностей подростков.

Основа правового воспитания подростков — их правовое просвещение. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности подростков, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов. Правовое просвещение подростков должно способствовать образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производятся отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Содержание правового просвещения несовершеннолетних должно включать в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, в том числе административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений. [3, с.346]

Основными формами правового просвещения подростков являются лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалом; правовые беседы; использование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, обсуждение книг и статей, позволяющее не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать иное отношение к ним; наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео- и аудиозаписи). Немаловажным условием является обеспечение каждому подростку активной позиции, т. е. предоставление им возможности проявить инициативу, предприимчивость, самостоятельность, независимость и т. д. Это позволяет им самоутвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет у окружающих. Активная позиция способствует более глубокому осознанию и усвоению подростками правовых норм, обостряет чувство ответственности, укрепляет связь с коллективом.

Эффективность правового воспитания подростков во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой культуры. Основными формами изучения норм действующего законодательства и подзаконных актов для педагогов являются университеты и лектории правовых знаний, отдельные лекции специалистов, семинары и конференции, методические объединения. Важную роль играет также самостоятельное изучение юридической литературы и активное участие в организации и проведении мероприятий по правовому воспитанию подростков, пропаганде правовых знаний среди населения. [4, с. 883]

Таким образом, от того, как организовано правовое воспитание подростков, во многом зависит их жизненное самоопределение. Это обусловлено тем, что приобретение знаний в процессе правового воспитания закономерно связано с углублением познания социальной действительности и развитием интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества; в процессе правового воспитания формируется способность личности правильно ориентироваться и поступать в сложной ситуации; целенаправленное правовое воспитание укрепляет и развивает правосознание подростков.

 

Литература:

 

1.                  Анохина М. С., Гайворонская С. Г. Особенности ценностных ориентаций современной молодежи в РФ //Актуальные проблемы молодежи в условиях изменяющейся России: матер. Всерос. (заочной) науч.-практич. конф. г. Балашов, 20–21 сентября 2010 г. / под ред. Т. А. Юмашевой. — Балашов: Николаев, 2010. — 140 с.

2.                  Тхакохов А. А. О проблеме правового воспитания подростков // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 685–686.

3.                  Бидова Б. Б. Особенности национального самосознания и его роль в становлении межконфессиональная толерантность // Молодой ученый. 2013. № 3. С. 344–347.

4.                  Тхакохов А. А. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних //Молодой ученый. 2014. № 4. С. 882–884.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое воспитание подростков, девиантное поведение, правовое воспитание, активная позиция, активное правомерное поведение, активное участие, правовая информация, правовое просвещение, правосознание подростков, уголовное законодательство.


Похожие статьи

Правовая культура обучающихся как средство профилактики их виктимного поведения

Стигматизация школьников подросткового возраста как фактор девиантного поведения

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Экологическое воспитание как средство социализации младших школьников

Формирование норм правильного поведения как основы социальной адаптации умственно отсталых детей

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков

Проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения

Арттерапия как способ коррекции проявлений девиантного поведения у подростков

Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования

Похожие статьи

Правовая культура обучающихся как средство профилактики их виктимного поведения

Стигматизация школьников подросткового возраста как фактор девиантного поведения

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Экологическое воспитание как средство социализации младших школьников

Формирование норм правильного поведения как основы социальной адаптации умственно отсталых детей

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков

Проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения

Арттерапия как способ коррекции проявлений девиантного поведения у подростков

Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования

Задать вопрос