Процесс социализации подростков как элемент профилактики девиантного поведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (465) май 2023 г.

Дата публикации: 05.05.2023

Статья просмотрена: 210 раз

Библиографическое описание:

Мохирева, Т. Н. Процесс социализации подростков как элемент профилактики девиантного поведения / Т. Н. Мохирева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 347-348. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102200/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор пытается определить процесс социализации подростков как элемент профилактики девиантного поведения.

Ключевые слова: социализация, профилактика, девиантное поведение

Социализация — это непрерывный процесс, в контексте которого происходит становление личности, человек приобретает социально значимые характеристики поведения, которые регулируют его взаимоотношения с обществом.

Согласно П. А. Сорокину, на формирование человеческой личности оказывают влияние такие факторы, как космические, биологические, социально — психологические, но, прежде всего, социокультурные [2].

По мнению российского психолога А. А. Реана, «личность — это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения» [1].

Существует ряд основных факторов, которые оказывают влияние на формирование личности:

  1. наследственность;
  2. социальное окружение;
  3. культура;
  4. групповой опыт;
  5. индивидуальный личностный опыт.

Личность формируется на базе биологических факторов, требований и установленных правил её социума, а также общих культурных образцов поведения её социального окружения. Но, безусловно, главной движущей силой процесса формирования личности являются групповой и уникальный личностный опыты. Они полностью раскрывают себя в процессе становления личности. Известно, что новорожденный является биологическим индивидом, которому необходим физический и психический комфорт. По мере взросления, а соответственно и социализации, ребёнок усваивает новые правила общежития, принимает ценности и установки, которые формирует у него семья, осваивает систему симпатий и антипатий к окружающим, перенимает нормы поведения. Посредством социализации человек усваивает групповые стереотипы поведения, однако, вместе с тем он индивидуализирует своё «Я». Социализация преобразует индивида в личность.

Социализируясь в обществе, человек проходит такие важные жизненные этапы как обучение и воспитание, которые помогают человеку приобщиться к окружающему миру, становиться социально полезным обществу. Посредниками социализации являются: семья, учителя, товарищи, соседи, средства массовой информации и иные.

Отталкиваясь от возрастного разграничения, можно классифицировать социализацию на следующие стадии:

— первая стадия — до 12 лет;

— подростковая от 12 до 18 лет;

— взрослая — от 18 лет и старше.

Социализацию в подростковом периоде можно характеризовать следующим образом:

  1. Изучение новых видов деятельности;
  2. Принятие общепринятых установок, правил поведения и ценностей социального окружения, когнитивных процессов;
  3. Потребности в свободе действий (самостоятельности), самовыражения, расширения круга общения.

Социализация личности подростка ведёт к возникновению у него активного социального статуса в его среде (в семье, в школе, в компании друзей). Исследователи данного явления определяют следующие вспомогательные факторы социализации подростка [3]:

— культура отношений, общения, взаимодействие её участников;

— число детей в семье, семейные ценности;

— культура отношений между детьми и родителями;

— характер связи с друзьями, уровень толерантности;

— статус личности в школьном кругу, кругу друзей.

Дефекты культурно — нравственной стороны личности первичны, и предопределяют дефекты правосознания. Однако, исследователи говорят о том, что нравственность и правосознание имеют общие закономерности и процессы деформации. Поэтому необходимо рассмотреть важный фактор деформации социализации несовершеннолетних — социальную среду:

  1. Неблагополучная семья (низкий уровень культурно-нравственного финансового, социального положения);
  2. Негативное влияние референтной группы, вовлечение в противоправное и аморальное поведение (алкоголизм, наркомания, попрошайничество);
  3. Недостатки в работе системы образования (прогулы в школе, халатное отношение учителей);
  4. Отсутствие дополнительных положительно направленных занятий (хобби);
  5. Безнадзорность и беспризорность, т.д.

Другим фактором развития девиаций может служить критика в адрес подростка. В возрасте несовершеннолетнего, когда личность только формируется, очень большое влияние оказывает мнение окружающих, которое для личности является авторитетным. Из — за критики у подростка не просто может испортиться настроение, но он может стать эмоционально чувствительным, разочароваться в себе, что становится благоприятной почвой для возникновения психической неустойчивости. Негативные комментарии в адрес несовершеннолетнего на постоянной основе приводят к развитию различных форм девиаций.

Учитывая, что социализация подростков протекает в основном под влиянием школы, СМИ, круга друзей, важно не допустить ослабление мер профилактики социальных девиаций.

Основой социальных девиаций среди подростков является преступность, злоупотребление запрещенными веществами. Характерным проявлением социальных девиаций молодежи служит агрессивно –демонстративное поведение, самовольное отклонение от учебы.

Раннее диагностирование девиантного поведения — это важный этап в работе специалиста. В данном случае необходимо корректно и грамотно получать информацию от несовершеннолетнего о причинах его поведения, чтобы не сломить детскую психику, не расстроить планы и мечты человека. При этом, лучше не допустить возможные причины отклонения в поведении подростка, проводя профилактическую работу, чем позже столкнуться с последствиями девиантного поведения.

Наиболее возможные причины девиантного поведения подростков:

  1. Заболевания несовершеннолетнего;
  2. Врождённая повышенная агрессивность;
  3. Низкий самоконтроль;
  4. Семья, находящаяся в социально опасном положении;
  5. Безграмотность родителей в вопросах воспитания;
  6. Низкая успеваемость в образовательном учреждении;
  7. Низкая самооценка и неуверенность в себе;
  8. Постоянные стрессовые, конфликтные ситуации;
  9. Сложная финансовая, социальная ситуация в семье;
  10. Отрицательные жизненные примеры жестокости и насилия;
  11. Низкий интеллектуальный уровень родителей;
  12. Авторитарный стиль управления в семье;
  13. Отсутствие навыков социального поведения;
  14. Низкий уровень социального развития в государстве;
  15. Отсутствие внеучебных занятий, хобби;
  16. Влияние субкультуры и пр.

В целом, все причины можно разделить на две группы: социальные и биологические.

Одной из ведущих причин делинквентного (противоправного) поведения среди несовершеннолетних является влияние сверстников. Исследования показывают, что молодые люди, которые формируют отношения с позитивными личностями и группами, придерживающимися позитивных обязательств, как правило, избегают делинквентного поведения, поэтому особенно важно создавать благоприятные условия для социализации детей, поддерживать их «социальное здоровье».

Профилактика социальных девиаций среди обучающихся образовательного учреждения может быть реализована с использованием социокультурной деятельности с поиском решений социальных вопросов в условиях образовательного учреждения.

Подводя итоги, можно заключить, что социализация, как элемент профилактики подростковой преступности — это разноплановая работа. Только, предпринимая комплексные меры по уровню повышения социализации можно усилить позитивное воздействие на девиантное поведение несовершеннолетних, с целью предотвращения его перехода в формат противоправного или преступного.

Литература:

1 Реан А. А. Психология личности. — СПб.: Питер, 2013.- 288 с.

2 Социологическая теория: история, современность, перспективы: альманах журнала «Социологическое обозрение» / Центр фундаментальной социологии. СПб: В. Даль, 2008.

3 Шавринова Е. Н., Думчева А. Г., Гусакова В. О. Воспитание и социализация учащихся (5–9 классы). М.: Издательство: Каро, 2015. 176 с.

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, образовательное учреждение, социальное окружение, круг друзей, культура отношений, личность, семья, социализация, элемент профилактики.


Похожие статьи

Социальные технологии по профилактике и коррекции девиантного поведения

В данной статье автором предпринята попытка раскрыть основные вопросы касающихся причин отклоняющего (девиантного) поведения. В работе анализируется социальные технологии по профилактике и коррекции форм девиантного поведения связанные непосредственн...

Влияние адаптации на процесс социализации девиантных подростков

В статье рассматривается влияние процесса адаптации на процесс социализации девиантных подростков, специфика социализации девиантных подростков.

Особенности психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков средствами киноискусства

В статье рассматривается позитивная роль кинотерапии в профилактике девиантного поведения подростков.

Изучение взаимоотношений родителей с подростками девиантного поведения

В данной статье изучены особенности взаимоотношений родителей с подростками девиантного поведения, а также представлены результаты экспериментального исследования по данной проблеме.

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

К вопросу о педагогической профилактике деструктивного поведения подростков в образовательных организациях

В статье проанализирована проблема деструктивного поведения подростков и представлены педагогические условия его профилактики.

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования личности

Девиантное поведение способно причинить ущерб саму индивидууму или обществу в целом, но не выходит за рамки медицинской нормы и рассматривается как проявление социальной дезадаптации.

Социально-культурные условия профилактики девиантного поведения детей в школе

Авторы в статье рассказывают о проблемах поведения учащихся и профилактической работы с детьми с девиантным поведением.

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

В статье рассматривается влияние семьи на процесс правовой социализации несовершеннолетних; раскрыта взаимосвязь между неблагополучием семьи и криминализацией несовершеннолетних; проанализированы причины семейного неблагополучия.

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Похожие статьи

Социальные технологии по профилактике и коррекции девиантного поведения

В данной статье автором предпринята попытка раскрыть основные вопросы касающихся причин отклоняющего (девиантного) поведения. В работе анализируется социальные технологии по профилактике и коррекции форм девиантного поведения связанные непосредственн...

Влияние адаптации на процесс социализации девиантных подростков

В статье рассматривается влияние процесса адаптации на процесс социализации девиантных подростков, специфика социализации девиантных подростков.

Особенности психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков средствами киноискусства

В статье рассматривается позитивная роль кинотерапии в профилактике девиантного поведения подростков.

Изучение взаимоотношений родителей с подростками девиантного поведения

В данной статье изучены особенности взаимоотношений родителей с подростками девиантного поведения, а также представлены результаты экспериментального исследования по данной проблеме.

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

К вопросу о педагогической профилактике деструктивного поведения подростков в образовательных организациях

В статье проанализирована проблема деструктивного поведения подростков и представлены педагогические условия его профилактики.

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования личности

Девиантное поведение способно причинить ущерб саму индивидууму или обществу в целом, но не выходит за рамки медицинской нормы и рассматривается как проявление социальной дезадаптации.

Социально-культурные условия профилактики девиантного поведения детей в школе

Авторы в статье рассказывают о проблемах поведения учащихся и профилактической работы с детьми с девиантным поведением.

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

В статье рассматривается влияние семьи на процесс правовой социализации несовершеннолетних; раскрыта взаимосвязь между неблагополучием семьи и криминализацией несовершеннолетних; проанализированы причины семейного неблагополучия.

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Задать вопрос