Предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних: система и субъекты профилактики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

LXXXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2024)

Дата публикации: 02.05.2024

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Ряховская, Ю. Д. Предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних: система и субъекты профилактики / Ю. Д. Ряховская. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 134-139. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/515/18495/ (дата обращения: 22.12.2024).



В данной научной статье рассмотрены основные элементы системы предупреждения девиантного поведения, приведены примеры разных форм девиантного поведения несовершеннолетних и опасность проявления негативного девиантного поведения как для самого несовершеннолетнего, так и для общества в целом. Также представлены субъекты предупреждения девиантного поведения, их значение и влияние на поведение несовершеннолетнего. На основе сделанных выводов, предложены пути повышения эффективности системы предупреждения негативного отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Ключевые слова: девиантное поведение, несовершеннолетние, отклоняющееся поведение, предупреждение, общество, мера.

Девиантное поведение несовершеннолетних — устойчивое поведение, отклоняющиеся от установленных в обществе моральных, нравственных, социальных норм. Стоит отметить, что девиантное поведение может иметь как положительную, так и отрицательную направленность. Положительное отклоняющееся поведение несовершеннолетних может провялятся, например, в творческой направленности личности несовершеннолетнего, участии в благотворительности, волонтерской помощи, альтруизм и прочее. Такое поведение конечно же не несет общественной опасности и его не стоит предупреждать, а наоборот, педагоги, психологи и родители должны стремиться поощрять положительное поведение. Отрицательная направленность поведения несовершеннолетних выражается во вредных привычках и действиях личности, которые способны нанести ущерб как самому несовершеннолетнему, так и окружающим людям и обществу в целом. Примерами такого поведения могут быть: ранний алкоголизм, наркомания, проституция, суицидальные наклонности, совершение правонарушений и преступлений. В случае с последним примером, приведенным нами, стоит отметить, что без должной и своевременной профилактики отрицательного девиантного поведения, существенно возрастает риск проявления у несовершеннолетнего делинквентного поведения.

Делинквентное поведение, по сравнению с девиантным, отличается своей яркой асоциальной направленностью и систематичностью совершения разного рода правонарушений и преступлений. Данное поведение несет гораздо большую опасность для общества, его необходимо предупреждать на ранних стадиях выявления.

Предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних — комплекс мероприятий, осуществляемый различными субъектами на разных уровнях, направленных на предупреждение негативного девиантного поведения и его последствий. Так, меры по предупреждению девиантного поведения несовершеннолетних принято делить на общие и специальные. Общие- направлены на решение глобальных проблем во всех сферах человеческой жизнедеятельности (политической, социальной, экономической, духовной). Напрямую общие меры не предупреждают негативное отклоняющееся поведение, но в силу их масштабности способны оказывать существенное влияние на разные сферы общественной жизни. Специальные меры напротив, направлены исключительно на предупреждение и борьбу с девиантным и делинквентным поведением.

Рассматриваемые нами меры применяются на разных уровнях:

— общегосударственном;

— экономическом;

— правовом;

— социально-психологическом;

— медико-санитарном;

— педагогическом.

Стоит отметить, что на законодательном уровне, в пункте 1, статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» указан перечень органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Данный перечень включает в себя:

— комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

— органы управления социальной защитой населения;

— федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;

— органы опеки и попечительства;

— органы по делам молодежи;

— органы управления здравоохранением;

— органы службы занятости;

— органы внутренних дел;

— учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции) [1].

В процессе своей деятельности и в рамках своих полномочий, субъекты предупреждения, в лице различных учреждений и органов, а также общественных объединений правоохранительной направленности, призваны осуществлять как профилактическое воздействие, так и предупредительное, посредством проведения не только самостоятельных мероприятий, но и во взаимодействии между другими субъектами предупреждения.

Стоит отметить, что общественные объединения обладают не меньшей эффективностью в сравнении с органами и учреждениями государственной власти. На сегодняшний день в большинстве регионов Российской Федерации накоплен положительный опыт работы общественных организаций по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Так, например, на территории Белгородской области зарегистрировано более 30 общественных организаций, участвующих в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Среди них выделяются такие как:

— Белгородская областная общественная организация «Российский союз молодежи»;

— Белгородская областная молодежная общественная организация «Ассоциация учащейся молодежи»;

— Белгородское отделение Общероссийской общественной организации содействия развитию суверенной демократии «Наши»;

— Белгородская региональная организация общероссийской общественной организации «Российский союз юристов»;

— Белгородская региональная общественная организация «Будущее без наркотиков».

Указанные нами выше общественные организации активно реализуют социально значимые программы и проекты по актуальным проблемам семьи и детства. Происходит широкое оказание целого спектра социальных услуг семьям с детьми; ведется профилактическая работа с детьми и подростками, так называемой «группы риска» (наркоманами, детьми из асоциальных семей, безнадзорными, беспризорными, правонарушителями); принимается активное участие в просветительской деятельности по формированию правовой культуры, здорового образа жизни населения [2].

Определяя круг субъектов профилактики девиантного поведения, не стоит забывать о ближайшем окружении несовершеннолетнего. Семья- представляет собой уникальный социальный институт, который осуществляет трансляцию базовых ценностей культуры и социализацию каждого нового поколения. В этом качестве семья является посредником между личностью и обществом и серьезным фактором воздействия на социальные процессы [3]. С самых ранних лет семья закладывает и формирует в личности несовершеннолетнего индивидуальные качества, которые могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Приобретенные в раннем возрасте качества и привычки негативного характера могут в дальнейшем стать следствием проявления девиантного поведения у несовершеннолетнего. Поскольку семья оказывает значительное влияние на становление личности, она также может являться и субъектом предупреждения противоправного поведения. В этом отношении многое зависит от заинтересованности родителей, опекунов и близких людей. Так, как несовершеннолетнему, столкнувшемуся с рядом проблем, необходимо уделять достаточно времени и внимания, анализировать, выяснять причины и убеждать в необходимости работать над проявлениями негативного поведения. Не стоит забывать и о постоянной поддержке, заботе со стороны родных и близких. Несовершеннолетний должен чувствовать себя в безопасности рядом с ними и доверять им.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

— предупреждение девиантного поведения имеет важное значение в обеспечении безопасности как самого несовершеннолетнего, так и общества в целом;

— система предупреждения девиантного поведения включает в себя различные меры и уровни, а также большой спектр субъектов, оказывающих предупредительное и профилактическое воздействие в лице органов и учреждений государственной власти, общественных объединений и организаций, и семьи — как важнейшего и самого близкого к несовершеннолетнему институту.

— На сегодняшний день существует множество субъектов, ответственных за предупреждение противоправного и девиантного поведения, но на практике до сих пор возникают проблемы, влияющие на эффективность данной деятельности. На наш взгляд, необходимым условием повышения эффективности будет являться перевод работы по предупреждению девиантного поведения несовершеннолетних на качественно новый уровень, посредством придания данной работе комплексного и системного характера, закрепленного на законодательном уровне.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»// СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 30.04.2024)
  2. Карагодин А. В., Степкин Р. М., Переверзева Е. С., Капустина И. Ю. Пути повышения эффективности деятельности общественных организаций в профилактике правонарушений несовершеннолетних (региональный опыт), science-education.ru, https://science-education.ru/ru/article/view?id=23825&ysclid=lvmlvcn6ld749459015
  3. Т. К. Ростовская, О. В. Кучмаева / Семья в системе социальных институтов общества: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. — 2-е изд., пер.и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 299 с.

Похожие статьи

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Нравственно-правовое воспитание как средство профилактики девиантного поведения старшеклассников

В статье рассмотрены особенности нравственно-правового воспитания как средства профилактики и преодоления девиантного поведения учащихся старших классов образовательных учреждений. Проанализированы причины проявления отклонений в поведении подростков...

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе

В статье раскрыты два понятия «девиантное поведение» и «профилактика». Определены основные причины подростковой девиации и главные институты, влияющие на поведение подростка.

Взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье

В данной статье рассмотрено понятие неблагополучной семьи, ее особенности и влияние на развитие ребенка. Также представлены результаты исследования взаимосвязи девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье, представлены данные...

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с помощью игры

В статье рассмотрены особенности агрессивного поведения младших школьников, причины возникновения агрессии у детей, последствия отсутствия коррекции агрессивного поведения. Раскрываются понятия «агрессия» и «агрессивное поведение». Рассмотрены возмож...

Компенсирующее обучение как фактор повышения интереса к профессии среди студентов с девиантным поведением

В статье рассмотрены основные проблемные ситуации студентов «группы риска», дана характеристика девиантного поведения обучающихся, приведены задачи компенсирующего обучения с данным контингентом студентов, приведен анализ поведенческих реакций и псих...

Проблемы принудительных мер воспитательного воздействия в Уголовном кодексе России

В статье рассмотрен вопрос эффективности принудительных мер воспитательного воздействия на современном этапе развития Уголовного кодекса Российской Федерации. Приведены статистические данные и проанализировано современное состояние положений уголовно...

Понятия «беспризорность» и «безнадзорность», их соотношение. Психологические особенности несовершеннолетних, состоящих на учете в органах и организациях по защите прав детей

В статье обозначены результаты анализа литературы по проблеме профилактики беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, раскрываются отличительные признаки таких понятий, как беспризорность и безнадзорность, рассматриваются причины возникновения д...

Идентификация противоправных намерений на основе внешних поведенческих признаков

Данная статья рассматривает вопрос о важнейшей деятельности в службе авиационной безопасности по идентификации противоправных намерений на основе внешних поведенческих признаков, определенные формы поведения потенциального преступника, представляющег...

Похожие статьи

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Нравственно-правовое воспитание как средство профилактики девиантного поведения старшеклассников

В статье рассмотрены особенности нравственно-правового воспитания как средства профилактики и преодоления девиантного поведения учащихся старших классов образовательных учреждений. Проанализированы причины проявления отклонений в поведении подростков...

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе

В статье раскрыты два понятия «девиантное поведение» и «профилактика». Определены основные причины подростковой девиации и главные институты, влияющие на поведение подростка.

Взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье

В данной статье рассмотрено понятие неблагополучной семьи, ее особенности и влияние на развитие ребенка. Также представлены результаты исследования взаимосвязи девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье, представлены данные...

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с помощью игры

В статье рассмотрены особенности агрессивного поведения младших школьников, причины возникновения агрессии у детей, последствия отсутствия коррекции агрессивного поведения. Раскрываются понятия «агрессия» и «агрессивное поведение». Рассмотрены возмож...

Компенсирующее обучение как фактор повышения интереса к профессии среди студентов с девиантным поведением

В статье рассмотрены основные проблемные ситуации студентов «группы риска», дана характеристика девиантного поведения обучающихся, приведены задачи компенсирующего обучения с данным контингентом студентов, приведен анализ поведенческих реакций и псих...

Проблемы принудительных мер воспитательного воздействия в Уголовном кодексе России

В статье рассмотрен вопрос эффективности принудительных мер воспитательного воздействия на современном этапе развития Уголовного кодекса Российской Федерации. Приведены статистические данные и проанализировано современное состояние положений уголовно...

Понятия «беспризорность» и «безнадзорность», их соотношение. Психологические особенности несовершеннолетних, состоящих на учете в органах и организациях по защите прав детей

В статье обозначены результаты анализа литературы по проблеме профилактики беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, раскрываются отличительные признаки таких понятий, как беспризорность и безнадзорность, рассматриваются причины возникновения д...

Идентификация противоправных намерений на основе внешних поведенческих признаков

Данная статья рассматривает вопрос о важнейшей деятельности в службе авиационной безопасности по идентификации противоправных намерений на основе внешних поведенческих признаков, определенные формы поведения потенциального преступника, представляющег...