Досуг традиционно представляет собой одну из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Свободное время является одним из важных компонентов формирования индивидуальности молодого человека. В данной статье рассматривается теоретический анализ досуговой деятельности, включающий в себя определение, виды, причины возникновения отсутствия досуга у детей, а также знания по вопросам социальной работы в сфере организации досуговой деятельности детей. Разработать практические рекомендации по совершенствованию социальной работы в ней.
Ключевые слова: досуговая деятельность, социальная работа.
Leisure traditionally represents one of the most important spheres of children's life. Free time is one of the important components of the formation of a young person's personality. This article discusses the theoretical analysis of leisure activities, including the definition, types, causes of the lack of leisure for children, as well as knowledge on social work in the field of organization of leisure activities for children. Develop practical recommendations for improving social work in it.
Keywords: leisure activities, social work.
Досуговая деятельность — это активная деятельность человека, направленная на удовлетворение собственных потребностей в познании себя как личности. Традиционно является неотъемлемой частью жизни каждого человека, но, на сегодняшний день, больше всего в этом нуждается подрастающее поколение. Они представляют собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые по-разному влияют на формирование личности.
Основными ценностями досуга является отдых и движение, служащие для восстановления физического и духовного спокойствия. Эти ценности важны в жизни общества для снятия напряженности, стабилизации своего организма, саморазвития, предотвращения общественных конфликтов, коммуникации, развлечений и т. д. Прежде всего, к досуговой деятельности детей необходимо подходить как к средству воспитания и самовоспитания, формирования всесторонне развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке.
Различают следующие виды досуговой деятельности:
1. восстановление различных сил личности. Представлена разнообразными играми, развлечениями и иными видами активной деятельности.
2. повышение образованности и приобщению к духовным ценностям. Представлена чтением книг, посещением театров, музеев и т. д.
3. развитие способностей человека, через его активную творческую деятельность. Представлена научно-исследовательской, художественно-театральной, технической и спортивно-игровой деятельностью.
4. потребности человека в общении. Включает в себя культурные встречи, танцы, тематические вечера, кружки и т. д.
5. целенаправленная творческая деятельность Представлена смотрами, конкурсами, летними лагерями, туристическими походами, клубными объединениями и т. д.
Досуг делится на традиционный и современный. К первому типу относятся традиционные ремесла, цветоводство, рукоделие. Ко второму, в силу глобализации и развитию цифровизации, приобретаются новые возможности. Например, такие, как граффити, Интернет и компьютерные игры. Также важно отметить, что выбор типа досуга определяется определенными условиями и факторами. В целом это осуществляется под влиянием объективных и субъективных факторов. Во-первых, основой досуга являются потребности, от которых зависит выбор досуга. Во-вторых, та или иная сфера может потребовать определенных материальных и финансовых затрат. В-третьих, на выбор типа, разнообразия и формы досуга напрямую влияет социокультурная среда общества. [1]
Дети зачастую не понимают, как провести свой досуг. Причина, служащая этому, является недостаточное умение самостоятельно организовать свой досуг. У каждого ребенка есть свой интерес к тому или иному виду деятельности. Поэтому социальному работнику, родителям или законными представителями необходимо вовремя выявить этот интерес и помочь ребенку реализовать свои силы и возможности. Проводятся индивидуальные работы с детьми, организуют работу дневного пребывания детей и матерей, семейные и детские праздники, соревнования и конкурсы, разнообразные мастер-классы, с целью заинтересовать ребенка к той досуговой деятельности, в которой он будет проявлять заинтересованность.
Подводя итог можно сформулировать ряд практических рекомендаций, направленных на совершенствование профессиональной подготовки социальных работников в сфере досуговой деятельности.
1. Обеспечить в структуре многоуровневого образования тесное единство довузовского, вузовского и послевузовского этапов подготовки специалистов. В системе до профессиональной подготовки и профориентационной работы поощрять создание спецклассов, факультативов, кружков социально-педагогической направленности, привлекать учащихся к благотворительной деятельности в службах социальной помощи и психологической поддержки. Расширить сеть высших учебных заведений (факультетов) для подготовки специалистов в области социальной работы в сфере досуга. Осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к повышению квалификации социальных работников — организаторов досуговой деятельности. Тщательно проводить диагностику профессиональной пригодности молодых специалистов, получающих ускоренную подготовку (переподготовку) по специальности «социальный работник».
2. Ускорить разработку средств дидактического и информационного обеспечения подготовки социальных работников, в том числе организаторов досуговой сферы.
3. Всемерно повышать общественный статус и престиж профессии социального работника, используя в этих целях разнообразные меры морального и материального поощрения.
Выполненное исследование, естественно, не исчерпывает рассматриваемой проблемы. Изыскания в этой области могут существовать.
Литература:
- Ионова О. В. Ценности досуговой сферы студенческой молодежи // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. № 2 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-dosugovoy-sfery-studencheskoy-molodezhi
- Евтеева Г. А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени; Автореф. дас..д-ра пед.наук. Л., 1980«- 40 с.
- Черкасова Г. В. Теория и методика культурно-досуговой деятельности // Учебно-методическое пособие. URL: https://krasnkolkult.krd.muzkult.ru/media/2021/01/14/1244621574/POSOBIE_KDD_2.pdf
- Гуров В. Н., Селюкова Л. Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа: Учеб.пособие. Ставрополь, 1993. 181 с.- 138