В ходе изменения старых традиций и зарождения новых, воспитание молодёжи, развитие творческих способностей, духовно- нравственное совершенствования в развитии нашего общества были отодвинуты на задний план. В сравнении с прошлыми годами, когда личность молодого человека складывалась в рамках устоявшейся идеологии, сложившейся системы общественных связей, в нынешних условиях её становление осложнено рядом объективных, социально-экономических факторов, отсутствием чётких критериев в морально-духовной сфере общества.
Ключевые слова: досуг, социальное воспитание, молодежь, студенты
Психолого-педагогические аспекты формирования личности молодого человека сегодня не часто фигурируют в программах культурно-досуговой деятельности. Досуг студенческой молодёжи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей «молодёжного сознания», повышенной эмоциональностью восприятия и реакций. В основе его содержания не только отдых и развлечения, но и решения жизненных проблем, т. к. идёт активный процесс самопознания, самореализации, самовыражения. Ценностные ориентации на культурно-досуговую деятельность зависят от возможности удовлетворения личных потребностей [1]. Молодёжь — социальная группа, жизнедеятельность которой характеризуется активным вступлением в самостоятельную жизнь, включённостью в новые социальные отношения, формирование мировоззрения, духовного облика, становления характера. Качества, которые присуще молодёжному поколению: предрасположенность к новому, нетерпимость к рутине, динамизм, импульсивность. В этот период у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность старается сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям, определяется место среди категорий: добро, зло, честь, достоинство, право, долг [2]. Проблема студенческого досуга интересует не как «наполняемость» свободного времени студента, а как время «работающее на него», время «социального воспитания». [3] В учебных заведениях студенческий досуг должен быть важнейшей частью воспитательной работы. Воспитательная работа должны заниматься весь педагогический коллектив: администрация, заведующие кафедрами, профессорско-преподавательский состав и т. д. Желательно, чтобы в процессе воспитательной работы в рамках организации студенческого досуга участвовали классные руководители, кураторы, работники музея и библиотеки, руководители творческих кружков, психологи, чтобы создавать оптимальные условия для формирования у студентов нравственности и трудолюбия, развития общей культуры и творческой одаренности, реализации интеллектуального и творческого потенциала [2]. Так же в целях воспитательной работы при организации культурно-досуговой деятельности необходимо совместное и творческое сотрудничество педагогического коллектива со студенческим самоуправлением, студенческим оперативным отрядом, студенческим комитетом общежития, независимым профсоюзом студентов, что способствует выявлению лидерских качеств, формированию гражданского самосознания студентов. Социальное воспитание студенческой молодежи в процессе культурно-досуговой деятельности включает комплекс мероприятий различного направления: духовно-нравственного, гражданско-патриотического, художественно-эстетического, экологического, спортивно — оздоровительного. Необходимо поддержание отношений с культурно-досуговыми учреждениями города — театрами, кинотеатрами, музеями, выставочными залами и так далее. Среди массовых форм культурно-досуговой деятельности наиболее распространенными являются: концерты, развлекательно-игровые программы, вечера отдыха, дискотеки, литературные гостиные, экскурсии и так далее [3].
В рамках проведенного в 2003 году Internet-исследования «Современный досуг» [4] получены следующие результаты. Из общего количества опрошенных студентов 28 % посещают специализированные группы, организованные в их учебных заведениях (кружки, секции и т. д.), 58 % посещают мероприятия, организуемые учебными заведениями для всех студентов, (праздники, концерты, недели, посвященные различным наукам, конференции, профильные мероприятия и т. д.), остальные 14 % — практически не бывают на мероприятиях организуемых учебными заведениями. Полученные результаты показывают, что подавляющее большинство студентов посещают культурно-досуговые мероприятия, организуемые их учебными заведениями, что подтверждает необходимость и значимость организованной работы, направленной на социальное воспитание студентов в условиях культурно-досуговой деятельности. В таком случае очень важно, чтобы все мероприятия, которые организует учебные заведения, имели смысловую нагрузку и следовали воспитательным целям: расширение кругозора в области получаемой специальности, развитие духа соревнования, воспитание эстетического вкуса, пропаганда здорового образа жизни, развитие чувства юмора, познавательной активности. По результатам опроса делается вывод, что досуговые предпочтения были отданы спорту, дискотекам, мероприятиям развлекательного характера.
Таким образом, при данных обстоятельствах, задачей первостепенной важности является изучение духовных потребностей студенческой молодежи, потому что, если изменения по обновлению общества не будут опираться на реальные потребности молодых людей, не будут совпадать с их интересами, то вряд ли они будут реализованы в жизни. Поэтому современное воспитание должно строиться на формировании и развитии у молодежи, прежде всего, духовно-нравственных ценностей гуманизма, свободы, демократии, трудолюбия, справедливости, гражданственности, патриотизма и многих других.
Литература:
- Шепель В. М. Воспитание личности. — М. 1991. — С. 36
- Вальтер М. А. Культурно-досуговая деятельность и её влияние на формирование личности студента. — Барнаул: Издательство Алтайского политехнического колледжа, 2002. — С. 11.
- Басилая А. А. Особенности досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях становления рыночных отношений. — Ек., 1999. — 15 с.
- Хазанов В. Е. Социально-психологический портрет современного студента. — М. 2003. — С. 54.