Трудовое воспитание в исправительных колониях как инструмент адаптации личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 22.12.2022

Статья просмотрена: 467 раз

Библиографическое описание:

Крекова, К. В. Трудовое воспитание в исправительных колониях как инструмент адаптации личности / К. В. Крекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 509-511. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98138/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время труд является мотивирующим фактором в жизнедеятельности человека и гражданина. Актуальность настоящей статьи обусловлена необходимостью рассмотрения роли труда в социальной адаптации осужденных с целью переосмысления и поиска новых решений в их воспитании. Уникальность заключается в анализе роли каждого этапа жизнедеятельности осужденного, в том числе с позиции педагогического воздействия. Автором озвучена ключевая проблема и представлен новый вектор для соответствующих научно-практических разработок.

Ключевые слова: исправительное учреждение, труд, воспитание, осужденное лицо.

За любой противоправной деятельностью должны следовать санкции нормативно-правовых актов, которые приняты на уровне государства. Действие санкций должно исходить из диспозиции статьи и в то же время ориентироваться на определенную цель, а именно на исправление осужденного. В данном контексте требуется включение в лексикон такого термина как исправительно-трудовая педагогика, выраженная в конкретных мероприятиях исправительного учреждения. В данном аспекте должен достигаться баланс между уголовным наказанием, применяемым к заключенному и определенными воспитательными действиями. Все мероприятия должны проводиться в целях изменения отношения осужденного к жизни, к обществу, в целях его адаптации к оптимальной и полноценной жизни в обществе. Кроме того, осужденный после выбытия из ИУ должен приносить пользу государству, а это предполагает в том числе приобретение определенных рабочих навыков, специальности и т. д.

Известным российским ученым и педагогом А. С. Макаренко было сформулировано следующее определение относительно воспитания: «Педагогика должна разработать, сложнейший вопрос о цели воспитания и о методах приближения к этой цели»; «надо по-настоящему обратить педагогику в активную, целеустремленную, политическую науку» [3, c. 210]. С одной стороны, слово «педагогика» подразумевает работу с детьми, но вместе с тем, учитывая сочетание «политическая наука», в том числе распространяется на взрослых. Этимология слова «политика», в свою очередь, находит свои истоки в латинском слове «politica» или греческом слове «polytike» (то есть «искусство управлять государством»). Данная терминология произошла от общеизвестного слова «polis», что в переводе трактуется, как «город» (или «государство») [8]. Практически исправительное учреждение — это подобие некоего закрытого города, находящегося в государстве, что соответственно предполагает проведение внутренней политики, выраженной в перевоспитании осужденных.

Политика воспитания осужденных является частью общественной функции с передачей накопленного общественно-исторического опыта, с развитием духовных и физических сил, формирования или изменения определенного мировоззрения. От вышеперечисленных аспектов зависит дальнейшая жизнь государства и развитие общества.

Эффективность и направленность воздействия на осужденного индивидуальна, так как во многом зависит от личности самого осужденного. Конечной целью является исправлении, что в соответствии со ст. 9 УИК РФ предполагает развитие у последних уважительного отношения к гражданам, обществу, труду, нормам, правилам и традициям и т. д. [6].

К числе основных средств воздействия на личность в условиях ИК следует отнести:

— определенный режим;

— воспитательная работа;

— получение общего образования;

— профессиональная подготовка;

— общественное воздействие;

— общественно-полезный труд [7].

Другой известный ученый и педагог В. Белинский ранее писал: «труд облагораживает человека» [1]. В настоящее время труд во всем мире составляет основу общественного строя и по мнению большинства исследователей является естественной необходимостью для жизни человека. Более того, исходя из выражения В. Белинского, труд является вектором для формирования или трансформации личности. По отношению к труду у осужденного лица можно оценивать его социальные черты, его готовность вернуться к нормальной жизни. Иными словами, труд в определенной мере является индикатором человека.

Согласно Основному закону Российской Федерации, в ст. 37 за гражданами закреплено право на труд [2]. В условиях исправительных учреждений данного права человек также не может быль лишен, учитывая особенности и эффективность трудового воспитания.

Ст. 103 действующего УИК закрепляет труд в качестве обязанности гражданина, отбывающего наказание, связанное с лишением свободы [6]. Данный факт находит свое отражение и в трудах В. Белинского, который утверждал, что «привычка (труд) и приобретаемое через нее умение действовать — великое дело, а тот, кто не сидел, сложа руки и тогда, как нечего было делать, тот сумеет действовать, когда настанет для этого время» [1]. Отсюда возникает необходимость выработки у осужденных привычки трудиться в целях последующей более легкой адаптации вне ИУ.

Перечень трудовых обязанностей определяется непосредственно администрацией исправительного учреждения, в частности привлечение осужденных к общественно полезным работам, исходя из их пола, возраста, состояния здоровья, трудоспособности, а также наличия отдельных специальных навыков. В данном контексте также прослеживается адаптация осужденного к своему определенному социальному статусу.

В настоящее время существуют практики привлечения к труду на производственных цехах на территории ИУ (при условии осуждения в тюрьме), а также за их пределами при условии соблюдения всех требований охраны и изоляции.

Все исправительные учреждения имеют предписания по установлению трудового распорядка, куда входит конкретный перечень видов деятельности, запрещенных для осужденных. В частности, в данном контексте речь идет о запрете нахождения в помещениях и штабах, где осуществляет свою непосредственную деятельность персонал ИУ, а также в помещениях со спецсредствами и оружием, находится на хранении документация ИУ и т. д. Также осужденные лица не имеют право осуществлять трудовую деятельность, связанную с эксплуатацией, обслуживанием, ремонтом или хранением спецтранспорта, на копировальной, телефонной техники и иных технических устройств связи. Запрещено производить работы, обуславливающие доступ к медицинским препаратам, отравляющим и взрывчатым веществам. Невозможна в данном аспекте деятельность, связанная с доступом к материальным и денежным средствам.

Существуют и возрастные ограничения к привлечению осужденных к обязательным работам, которые производятся исключительно с согласия осужденных при достижении пенсионного возраста, а также для граждан являющихся инвалидами нерабочих групп (1 и 2 гр.). В данном аспекте формируется понимание о возможности получения льгот со стороны государства согласно социально-правого статуса гражданина.

Для рассматриваемой категории граждан российским законодательством предусмотрена соответствующая мотивация, выраженная в оплате труда (ст.105 УИК) при условии отработки основной нормы рабочего времени и выработки требуемой продукции или работ [6]. При этом размер их оплаты не должен быть менее 1 МРОТ (с 01.01.2022 года установлен в размере 13890 рублей в месяц) [4]. В данном аспекте формируется понимание порядка расчета заработной платы в государстве.

Важно отметить, что осужденные за период пребывания в ИУ могут привлекаться к так называемым неоплачиваемым общественным работам, связанным с благоустройством ИУ и прилегающим к нему территориям. В частности, в данном контексте речь идет об озеленении, ремонте бытовых или жилых помещений и т. д. (ст. 106 УИК) [6]. Данные работы могут проводится во внерабочее основное время и в порядке очередности (не более 2 часов в неделю). Такой подход во многом формирует у осужденных понимание и готовность к необходимости в выполнении работ на благо государства и общества в последующем за пределами ИУ.

Также необходимо отметить и воспитательную функцию труда в части соблюдения осужденными обязанностей перед государством, обществом, своей семьей. Исходя из действующего законодательства Российской Федерации, в пользу государства производится весь перечень удержаний из дохода (ст. 107 УИК), в том числе удержаний в ПФР, налоговый орган, выплату алиментов. Кроме того, производятся вычеты с осужденных на расходы по их содержанию, а поступления на счет должны производится в размере не менее 25 % начисленной им заработной платы, пенсии или иных доходов. Относительного категории граждан пенсионного возраста, осужденных, являющихся инвалидами I или II группы, несовершеннолетних осужденных и иных указанных в законе категорий, — не менее 50 % начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов. Такой подход во многом способствует пониманию, что труд является средством достижения определенных материальных благ [6].

Во многом пониманию ценности труда как средства достижения благ является возможность приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств (ст. 88 УИК) [6]. Данный аспект также способствует дополнительной мотивации.

Важно отметить, что практически наравне с трудящимися гражданами осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск (воспитательная колония — 18 дней отпуска, в иных ИУ — 12 рабочих дней отпуска). Согласно ст. 97 УИК ежегодные отпуска могут предоставляться с выездом за пределы ИУ или без выезда [5].

Также в ст. 104 УИК (п.5) прямо предусмотрена возможность увеличения сроков ежегодного оплачиваемого отпуска для отдельных категорий лиц, отбывающих наказание. В данном контексте речь идет о перевыполнении установленных норм выработки, образцовое выполнение отдельных заданий, а также заданий на тяжелых работах, опасными и вредными условиями труда, трудовой деятельностью в условиях Крайнего Севера, для работающих по желанию инвалидов 1 и 2 группы, а также заключенных пенсионного возраста. Относительно несовершеннолетних распространяется возможность увеличения продолжительности отпуска до 24 рабочих дней. Таким образом, на трудовую деятельность осужденных лиц распространяется дополнительная мотивация [6].

Необходимо отметить, что в ИУ практикуется, в том числе умственный труд, который предполагает возможность получения дополнительной профессиональной специальности для лиц, не имеющих профессии (ст. 108 УИК). Данный аспект во многом способствует последующей адаптации осужденного вне стен исправительного учреждения.

Таким образом, исходя из представленных выше обстоятельств существования труда следует сделать нижеследующие выводы и умозаключения:

В целом труд в ИУ является связующим звеном между нормальной жизнью вне учреждения и жизнью в условиях ИУ. Существует целый спектр прав и обязанностей гражданина, которые отвечают в полной мере жизни на свободе. Данные права и обязанности осужденные лица не должны забывать.

Труд в условиях колонии позволяет сохранить такие чувства, как коллективизм, ответственность, творческий подход, нацеленность на результат и получение законных имущественных и иных благ. Кроме того, труд способствует повышению уровня самооценки и значимости для государства и общества, что способствует становлению осужденного на истинный путь человека и гражданина.

В качестве вектора дальнейшего развития ИУ в части воспитания осужденных и их адаптации к нормальной жизни следует выбрать вектор «работа на себя». Учитывая сложности бывших заключенных с трудоустройством вне учреждения, в ИУ требуется разработка курсов предпринимательской деятельности для осужденных на основе имеющейся или приобретаемой профессии. В данном контексте следует упомянуть порядок налогообложения, льготы, преференции и иные аспекты. Немаловажным этапом стартапа каждого заключенного должна стать выработка знаний по планированию собственного дела. Специфика проблемы обусловлена практически полным отсутствием публикаций по соответствующей теме. В частности, должны преподаваться все Во многом, данный фактор будет способствовать таким проявлениям как самозанятость, развитие малого и среднего бизнеса.

Литература:

  1. Высказывания Белинского В. Г. Сайт для педагогов «Мультиурок» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/bielinskii-v-g-o-trudie.html (дата обращения: 16.12.2022).
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.12.2022).
  3. Макаренко А. С. Цель воспитания. — М., 1960. Т. 5.
  4. Сайт Федеральной налоговой службы "- [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn27/news/activities_fts/11814295/ (дата обращения: 16.12.2022).
  5. Указание Минсоцзащиты РФ от 02.11.1992 N 1–94-У «О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж»- [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.12.2022).
  6. «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.12.2022).
  7. Хаитжанов А. Труд и его воспитательное значение в процессе исполнения наказания в исправительных учреждениях — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trud-i-ego-vospitatelnoe-znachenie-v-protsesse-ispolneniya-nakazaniya-v-ispravitelnyh-uchrezhdeniyah/viewer (дата обращения: 16.12.2022).
  8. Этимология слова «политика». Сайт «Орфография.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://orfographia.ru/etimologiya-slova-politika/(дата обращения: 16.12.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): труд, исправительное учреждение, осужденный, аспект, заработная плата, нормальная жизнь, пенсионный возраст, работа, дополнительная мотивация, Российская Федерация.


Ключевые слова

воспитание, труд, исправительное учреждение, осужденное лицо

Похожие статьи

Исследовательская деятельность как эффективная форма построения образовательного пространства для развития личности

В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы,...

Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога

В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...

Изучение способов оптимальной адаптации молодых специалистов газовой и нефтяной промышленности

Данная статья посвящена вопросу адаптации молодых специалистов отрасли газовой и нефтяной промышленности. В настоящее время, в момент экономического и социального развития России, учитывая условия реального отсутствия государственных рычагов регулиро...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в центрах детского и юношеского творчества (дом культуры)

В статье рассматривается проблема своеобразия психолого-педагогической деятельности с детьми и подростками в условиях дома культуры; раскрываются факторы, определяющие это своеобразие; обосновывается необходимость специализированной подготовки педаго...

Формирование профессиональной компетентности в образовательном процессе военной образовательной организации

В статье автор делает попытку анализа формирования профессиональной компетентности военнослужащих в военной образовательной организации. Являясь непосредственным участником процесса формирования профессиональной компетентности военнослужащих, автор с...

Произведение кинематографа как механизм нравственного воспитания молодежи

В настоящей статье проведено комплексное теоретическое исследование роли киноискусства в системе нравственно-эстетического воспитания. В ходе исследования были освещены положительные стороны в нравственном воспитании в процессе использования кинемато...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Роль инновационной деятельности в конкурентной борьбе предприятия

В данной работе раскрывается тема крайней важности проведения инновационной деятельности абсолютно для каждого предприятия, которое поставило перед собой цель стать лидером на рынке и быть лидером в конкурентной борьбе. Наиболее подробно рассматривае...

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков

Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...

Похожие статьи

Исследовательская деятельность как эффективная форма построения образовательного пространства для развития личности

В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы,...

Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога

В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...

Изучение способов оптимальной адаптации молодых специалистов газовой и нефтяной промышленности

Данная статья посвящена вопросу адаптации молодых специалистов отрасли газовой и нефтяной промышленности. В настоящее время, в момент экономического и социального развития России, учитывая условия реального отсутствия государственных рычагов регулиро...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в центрах детского и юношеского творчества (дом культуры)

В статье рассматривается проблема своеобразия психолого-педагогической деятельности с детьми и подростками в условиях дома культуры; раскрываются факторы, определяющие это своеобразие; обосновывается необходимость специализированной подготовки педаго...

Формирование профессиональной компетентности в образовательном процессе военной образовательной организации

В статье автор делает попытку анализа формирования профессиональной компетентности военнослужащих в военной образовательной организации. Являясь непосредственным участником процесса формирования профессиональной компетентности военнослужащих, автор с...

Произведение кинематографа как механизм нравственного воспитания молодежи

В настоящей статье проведено комплексное теоретическое исследование роли киноискусства в системе нравственно-эстетического воспитания. В ходе исследования были освещены положительные стороны в нравственном воспитании в процессе использования кинемато...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Роль инновационной деятельности в конкурентной борьбе предприятия

В данной работе раскрывается тема крайней важности проведения инновационной деятельности абсолютно для каждого предприятия, которое поставило перед собой цель стать лидером на рынке и быть лидером в конкурентной борьбе. Наиболее подробно рассматривае...

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков

Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...

Задать вопрос