Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Произведение кинематографа как механизм нравственного воспитания молодежи

Научный руководитель
Педагогика
03.11.2023
174
Поделиться
Библиографическое описание
Сидорова, Н. А. Произведение кинематографа как механизм нравственного воспитания молодежи / Н. А. Сидорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107279/.


В настоящей статье проведено комплексное теоретическое исследование роли киноискусства в системе нравственно-эстетического воспитания. В ходе исследования были освещены положительные стороны в нравственном воспитании в процессе использования кинематографа, а также рассмотрен такой новаторский механизм как «фильмотерапия», благодаря чему фильмы и кино становятся источником вдохновения, идей, понимания и идентификации для молодого поколения.

Ключевые слова: кино, воспитание, молодежь, произведение кинематографа, нравственность, культура будущего поколения.

Общество сегодня сталкивается с проблемой, которая связана с культурой молодого поколения, нравственным обликом и эстетической воспитанностью как сущностью будущего поколения этноса. Молодежь сегодня представляет собой один из ключевых периодов становления личности, а именно формирование и становление мировоззрения на мир и свое место в нем. В связи с чем, вопрос о нравственном воспитании молодого поколения представляет собой актуальный вопрос для современного социума, в частности при использовании различных современных технических механизмов. Так, именно произведения кинематографа могут играть значительную роль в вопросе социализации, в частности в нравственном воспитании молодежи. Кинематограф представляет собой мощный и эффективный инструмент нравственного воспитания молодежи. Фильмы способны не только развлечь, но и прививать ценности, формировать у молодых людей понимание правильных принципов и моральных норм [4, с. 18–19].

Рассмотрим теоретическую сторону поставленной актуальной проблемы исследования. Роль киноискусства в системе нравственно-эстетического воспитания занимает особое место по мнению многих ученых [5, с. 171]: кино способно влиять на мысли, ценности, эмоции своих зрителей. Кино может помочь формированию позитивных моральных устоев и нравственных принципов, а также развить эстетический вкус и критическое мышление [3, с. 59–61]. В своем исследовании А. Ю. Русаков справедливо указывает, что «киноискусство может передавать истории о героях, их борьбе с неправдой, трудностями и победами» [7, с. 110–111]. Считаем верным согласиться такую позицию и дополнить, что такие фильмы воспитывают в зрителях чувство справедливости, сопереживания и мотивируют к деятельности, а также указанное кино может прорабатывать этические дилеммы и сложные моральные вопросы, помогая зрителям размышлять и принимать осмысленные решения.

М. А. Новоселова отмечает, что «киноискусство развивает эстетическую чувствительность, предлагая зрителям разнообразные образы, композиции, цветовые схемы и звуковые решения, что впоследствии учит личность развивать эстетический вкус, учиться видеть красоту и глубину в искусстве» [6, с. 128–129]. Следовательно, благодаря кино молодежь сможет развивать свой эстетический вкус, а также будет учиться видеть красоту, истину, добро в искусстве (базовые критерии искусства).

В своих исследованиях Т. И. Кожокару определяет, что «важным элементом киноискусства становится критический анализ фильмов, а именно их разбор с точки зрения их этического, эстетического и содержательного содержания помогает зрителю развивать критическое мышление и формировать собственное мнение» [2, с. 121]. Такая позиция представляется нам справедливой и обоснованной, ведь это поможет молодежи ознакомится с ключевыми аспектами, а также позволит быть внимательным к медиа-воздействию, идентифицировать и анализировать скрытые мотивы и сообщения в кино и других медиаформатах, что особенно актуально в современном обществе и ведениях информационных войн в медиа-поле.

Следовательно, киноискусство играет важную роль в системе нравственно-эстетического воспитания, способствуя формированию моральных ценностей, эстетического вкуса и критического мышления у зрителя. Оно помогает развивать эмоциональный и интеллектуальный потенциал человека, делая его более всесторонне развитым и готовым к осмысленной жизни.

Необходимо сказать, что, помимо формирования художественного вкуса, кино как важнейшая социально-психологическая сила способно освобождать человека от комплексов, фобий, фрустраций и напряжения, связанного с теми или иными психологическими и социальными проблемами, это своеобразная арт-терапия — фильмотерапия [8, с. 39]. Продолжая данную тему необходимо отметить, что кино действительно может иметь положительное влияние на молодежь, помогая им преодолеть комплексы, фобии, фрустрации и напряжение, связанное с различными психологическими и социальными проблемами. Рассматривая идею фильмотерапии необходимо рассмотреть, какую идею закладывали ученые-педагоги в данный комплекс мероприятий как социально-педагогический механизм реализации. Фильмотерапия основана на идее о том, что фильмы могут быть использованы как средство для обсуждения и изучения эмоциональных и психологических тем [1, с. 7–9]. Значит, именно кино сможет стать базовой основной для молодого поколения, чтобы осознать и проанализировать свои эмоции и опыт.

Ученые отмечают, что фильмотерапия выступает «эффективным инструментом для работы с подростками, так как кино предоставляет визуальные образы и рассказы, которые могут легче проникнуть в их сознание и вызвать эмоциональную реакцию» [8, с. 40]. Таким образом, можно отметить, что действительно фильмы и кино становятся источником вдохновения, идей, понимания и идентификации для молодого поколения. Так, в процессе просмотра фильма молодежь может увидеть личные проблемы, либо конкретные темы и поля ответственности, которые их интересуют или так или иначе затрагивают в конкретно сложившейся ситуации. Следующим важным этапом в фильмотерапии становится обсуждение и анализ просмотренного кинофильма вместе с другими, либо непосредственного с педагогом [4, с. 87–90]. И уже в таком контексте кино становится средством для разговора о сложных и эмоциональных темах, позволяя молодежи выразить свои чувства, идеи и мнения.

Благодаря фильмотерапии молодежь может выработать новые пути мышления и поведения, а также научиться эмоциональной саморегуляции. Одновременно с этим фильмотерапия ориентируется и способствует развитию социальных навыков, улучшению коммуникации и созданию более глубоких и интимных отношений. Такой подход описан в научном труде О. В. Чурсиновой, которая опубликовала статью, указав, что «фильмотерапия способствует молодежи стать более осознанными, самостоятельными и импульсивными, а также научиться справляться с жизненными вызовами и строить свою личную и социальную идентичность» [8, с. 41]. С таким подходом справедливо будет согласиться, ведь молодежь зачастую обладает такими качествами как импульсивность, максимализм и эмоциональность, что безусловно влияет на течение и темп ее жизни. Однако важно отметить, что фильмотерапия должна проводиться опытным и квалифицированным специалистом [1, с. 8]. Безусловно, это обусловлено тем, что именно педагог может точно определить какие фильмы подойдут конкретной группе молодежи. Вместе с тем, обосновано отметить, что фильмотерапия не должна применяться в отрыве от других форм работы педагога с молодым поколением, то есть подход должен быть комплексным.

Подводя итоги, отметим: чтобы использование кинематографа было эффективным для воспитания нравственной молодежи, важно проводить критический анализ фильмов, с которыми молодежь взаимодействует, и создавать условия для обсуждения нравственных вопросов. Кино может быть мощным инструментом, но его воздействие должно сопровождаться разумной рефлексией и обсуждением, чтобы помочь молодежи развивать собственные нравственные ценности и критический взгляд на мир.

Литература:

  1. Ионова М. С., Резепова Н. В., Курдюкова А. А. Кинотренинг как средство развития коммуникативной сферы студентов, склонных к интернет-зависимому поведению // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. № 1. С. 1–13.
  2. Кожокару Т.И К вопросу о методологии анализа фильма // Артикульт. 2021. № 4 (44). С. 118–141.
  3. Люлюшин А. А., Плеханова Л. П. О проблемах патриотического воспитания современной молодежи средствами киноискусства (на примере деятельности липецкого киноклуба «ностальгия») // Гуманитарные исследования России. 2023. № 2 (27). С. 58–67.
  4. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Т. 1. — М.: Онтопсихология, 2020. — 384 с.
  5. Наркевич Н. И. Роль киноискусства в нравственном формировании личности // Высшее техническое образование. 2009. № 8. С. 170–172.
  6. Новоселова М. А. Взаимодействие и взаимовлияние двух художественно-эстетических структур кино и музыки // Культура. Духовность. Общество. 2016. № 26. С. 127–130.
  7. Русаков А. Ю. Отечественное киноискусство великой отечественной войны: «каждый фильм — удар по врагу» // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2023. № 2 (85). С. 109–120.
  8. Чурсинова О. В. Кинотерапия: возможности применения в групповой и индивидуальной работе с подростками // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 1–1. С. 38–41.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
кино
воспитание
молодежь
произведение кинематографа
нравственность
культура будущего поколения
Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 118-120):
Часть 2 (стр. 77-161)
Расположение в файле:
стр. 77стр. 118-120стр. 161

Молодой учёный