В настоящее время в связи с изменчивостью макроэкономических условий внешней среды произошли коренные изменения в направлении деятельности культурно — досуговых учреждений на пути решения задач воспитания молодого поколения в будущем квалифицированного персонала. Наблюдается тенденция, в силу изменений не только внешней, но и внутренней среды общества — наличия критического количества молодежи не нашедших по тем или иным причинам достойное для себя положение в обществе. Минимизация необходимого количества культурных заведений и отсутствие миссии в выборе стратегии организации досуга молодежи, со стороны представителей руководства местных муниципальных органов власти, депутатского корпуса, общественности, руководства предприятий муниципалитета ее мотивации в соответствующих образовательных структурах, приводит к развитию и зарождение своеобразных, свободных форм молодежного досуга, выражающаяся порой в протестных акциях на площадях. Как пример можно привести майдановские акции в г. Киев в январе 2014 года. В тоже время свободное время может являться одним из важных средств формирования личности молодого поколения и общества в целом. Оно целенаправленно влияет и на мотивационную составляющую при организации деятельности предприятий и их успешное функционирование в быстро изменяющееся конкурентной среде и дальнейшего развития стратегических единиц бизнеса. Каким образом происходит использование свободного времени молодым поколением является своеобразным индикатором стратегии государства решением задач которой должны в определенной мере заниматься учреждения образования, культуры, силовых и правоохранительных структур.
Известно, что досуг как часть свободного времени привлекает молодежь определенной свободой выбора, причем в различных формах и способах реализации. Следует отметить, как отмечалось уже ранее, для определенного состава молодежного коллектива досуг и различные формы его проявления являются основными сферами внутри личностной самореализации с проявлениями конформизма. К сожалению все выше отмеченные преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали постоянным, привычным показателем того или иного образа жизни молодежи. Отличительной чертой молодежного досуга являются зрелищные мероприятия, а культурно — досуговые центры строят свою работу не исходя из интересов молодых людей, а опираясь только на экономические показатели эффективности деятельности не учитывая социальную составляющую в показателях эффективности. Необходимо в данном случае постоянно проводить мониторинг блока потребностей и предпочтений молодого поколения и более старшего, делать своевременный анализ сильных слабых сторон, возможностей и угроз при появлении новых форм развлечений и интересов. В последнее время получает широкое распространение различные виды туризма среди молодежи — внутренний, международный, эко-туризм, рекреационный, познавательный, спортивный, приключенческий, а также различные шоп-туры. Поэтому организация досуговой деятельности молодежи должна быть в определенной форме культурной и это одна из важнейших задач современного общества и политики государства. В настоящее время острым вопросом стоит организация и координация технологий, форм и методов рационального использования свободного времени и досуга различных слоев населения. К данной проблеме надо подходить комплексно используя различные методы исследования внешней и внутренней среды такие как логико-интуитивные и эмпирические.
Известно, что для досуговой деятельности в большей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, методов, трансферов проведения досуга. В сфере досуга молодые поколение преимущественно выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется скрытой формой свободы от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках условно ослабляется влияние на личность молодого человека. В связи с этим к этим вопросам надо подходить системно и не решать только локальные задачи организации досуга. Как показали проведенные социологические исследования последних лет — в условиях так называемого неорганизованного отдыха, когда подросток остается наедине с собой, предпочтение отдается, как правило, пассивным (и добавим: нередко сомнительным по содержанию) досуговым формам. В числе преобладающих способов проведения свободного времени подростки и молодежь называют просмотр приоритетных телепередач, встречи с друзьями, посещение дискотек, кафе, компьютерных клубов и постоянное посещение различных сайтов социальных сетей.
Важно отметить, что особенно популярны в часы досуга компьютерные игры. К сожалению, их не миновал отмечаемый многими специалистами содержательное наполнение, выражающийся в «заточенности» многих сайтов на агрессивность и жестокость, которая может привести к воспитанию определенного количества молодых людей, с высоким рангом игры с оружием, воплотить данный опыт в реальность — допустим у себя в школе. А примеров уже достаточно в США и отдельные примеры стали появляться в России (г. Москва шк. 263). О содержании компьютерных игр свидетельствуют материалы исследования, профессора А. Федорова — члена Российской ассоциации кинообразования и медиапедагогики.
Практически все игры, доступные посетителям компьютерных залов, представляли собой посредственное воздействие на экстремальные, космические и единоборствующие (например, бои без правил) темы.
Только 17 % компьютерных игр не содержали никаких сцен насилия (это игры на спортивную тему). 55 % игр включали сцены насилия и убийств, в 39 % игр содержались эпизоды драк разной степени жестокости, в 35 % игр изображались катастрофы.
Приблизительно 82,7 % компьютерных игр непременно включали в свой ассортимент один и более видов физического уничтожения и насилия в различных интеграционных формах.
Наконец, самый настораживающий вывод ученого: наиболее популярными среди школьников являются игры, содержащих интерактивные сцены насилия; среди выбираемых подростками игр количество игр с убийствами, драками, пытками более чем вдвое превышает число «мирных».
Как показала практика, путем простого запрета компьютерных игр и телепередач со сценами насилия проблему не решить. Не лучше ли подумать о том, чтобы научить детей иным альтернативам проведения свободного времени, показать им, насколько многообразным, интересным и полезным для человека может быть мир досуга.
Рассматривая организацию досуга, нельзя не рассмотреть само понятие досуг как время, находящееся за пределами привычной деятельности человека, которое не связано свободно от воспроизводства им своих жизненных функций в области социальных отношений.
Принято, что для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает на определенные нужды.
То время, которое остается в распоряжении определенного социума после учета выше указанных нужд, может быть определено как его досуг, или «чистое» свободное время. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению. Досуг у молодежи, реализуется через следующие общепринятые формы: культурно-досуговые учреждения, различные систему образования, дом и улицу.
При этом по мере взросления человек меняет свои досуговые приоритеты.
В свою очередь у подростков на первое место выходят существенные для них компании — формальные и неформальные, то есть ранжирование приоритетов происходит между досуговыми учреждениями и виртуальным облаком — сообществом, и только потом идут несущественные — школа и дом.
Если рассмотрим юношество, то центр досугового общения перемещается в общественные места: дискотеку, кафе, парк — любое «культовое» для той или иной возрастной группы место. Однако назад отодвигаются двор, школа, официальные культурно-досуговые учреждения и семья, но виртуальное облако остается приоритетным.
В последнее время наметилась тенденция в объединении многих форм и видов досуговой деятельности с выделением основных функций: саморазвитие, развлечение, отдых, общение. Понятно, что каждую функцию надо рассматривать и исследовать сперва отдельно, а потом во взаимосвязи с другими используя системный метод.
Между тем, как показывают социологические исследования старшеклассников, школьники ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений.
Поэтому важно обучить молодое поколение делать свой досуг целевым, направленным на формирование личности. Не случайно этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», т.е достигать.
Можно вывести следующие основные характеристики досуга молодёжи:
- ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
- добровольность при выборе рода занятий и степени активности;
- свободная творческая деятельность;
- формирует и развивает личность;
- способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
- стимулирует творческую инициативу;
- сфера удовлетворения потребностей личности;
- формирование ценностных ориентаций;
- способствует самовоспитанию личности.
Следует учитывать, что в определенных странах таких как Канаде, Японии, Турции, Дании, Бразилии — принимаются и реализуются национальные программы организации досуга разных групп населения, финансируется строительство культурных комплексов и региональных центров досуга, осуществляется система эстетического воспитания детей и гуманизация досуга людей пожилого возраста; расширяется подготовка социальных педагогов, релаксаторов, аниматоров и других специалистов, призванных способствовать рациональному использованию свободного времени людей.
Принятая сегодня в мире практика реализации нравственно-эстетического потенциала досуга представляет несомненный интерес и для России, при этом особого внимания заслуживает международный опыт защиты национально-культурных традиций свободного времяпрепровождения. Широкое распространение получила японская система материального поощрения прикладного народного творчества.
Эти системы применяться стали и в России. В школах и культурно-досуговых центрах пропагандируется народное музыкальное, хореографическое, песенное искусство. Фильмы, спектакли, выставки, отражающие культурные традиции народа, получают существенную дотацию государства и местных органов власти. Постоянная забота о сохранении и обогащении фольклорного искусства, народных ритуалов и обрядов составляет важное направление государственной политики стран Западной Европы. Здесь практически в каждой школе или ином учебном заведении есть фольклорные коллективы, а записанная на видео- и аудиокассеты фольклорная музыка раскупается в больших тиражах, чем последние американские шлягеры.
В странах Юго-Восточной Азии на Среднем и Ближнем Востоке, в Скандинавии, Германии, Бельгии, Голландии органы управления культурой несут перед государством ответственность за недопущение на эстраду и в другие сферы культурно-досуговой деятельности явлений антикультуры.
С недавнего времени наблюдается существенный рост значимости досуга как общественной ценности. Свободное время по своему объему начинает превышать время труда. Резервы воспитательного воздействия общества на личность в этой связи перераспределяются, и досуг ныне превратился в столь же важную сферу формирования личности, какими традиционно выступали прежде учеба и труд. Досуг приобретает все большую субъективную ценность для людей всех возрастов, ибо обладает широкими возможностями для самореализации личности, для удовлетворения ее многообразных потребностей и интересов.
Как уже отмечалось частично выше задача социума состоит в привлечении сограждан к положительным видам деятельности в свободное от труда время, что отвлекает в создании неформальных объединений противоправного характера. Одной из форм организации досуга является туристический отдых.
Организация досуга в выходные дни при помощи туризма, маршруты выходного дня, помогает потребителям рационально и с интересом провести время. Ведь развитие различных туристических клубов, способных привлечь молодежь к туристическим маршрутам, увлекательным экстремальным путешествиям, соблюдая экологическое пространство, может способствовать моральному и физическому здоровью населения.
При этом практика показывает, что неформальная система организации досуга охватывает значительно большее число людей, чем формальная. Неорганизованный досуг по сравнению с организованным оказался несравненно более мобильным оперативно реагирующим на складывающуюся социально-культурную ситуацию.
Учреждениями культуры пока освоена лишь незначительная часть свободного времени разных групп населения. Во многом это обусловлено тем, что они по традиции занимаются организацией традиционных форм культурно-досуговой деятельности. Между тем реальное творчество разных групп населения, их интересы и потребности давно переросли эти рамки. Это и разнообразные виды любительства, и новые формы художественной самодеятельности, и проведение камерных праздников, обрядов, ритуалов, форумов, экологических туров, экологических акций другие виды коллективной национальной жизни. Игнорирование же реальных интересов граждан учреждениями досуга приводит к возникновению стихийных объединений, деятельность которых протекает вне социального влияния и далеко не всегда способствует конструктивному развитию личности. В качестве примера уже приводился майдановский синдром в Украине.
На сферу свободного времени существенно усилилось влияние научно-технических прорывов. Это находит выражение в стремлении людей рационализировать свой досуг, использовать в нем современные достижения техники, повысить его эффективность в информационном, образовательном, эмоциональном, рекреативном плане.
Определенной особенностью при этом было то, что ранее вопросы обучения или повышения трудовой квалификации являлись традиционными для системы образования, а повышение досуговой квалификации, формирование готовности каждого члена общества к рациональному досугу пока, в значительной мере, оставалось во многом броуновским процессом.
Как показывает практика решение проблемы воспитания личности, ограничивалось процессом в границах трудового и учебно-воспитательного коллектива. Решение намечалось осуществить за счет того, что непрерывность воспитательного процесса не нарушалась при включении в него сферы досуга. При этом некоторые показатели эффективности культурно-досуговой деятельности оказалась не достаточно высокие по причине не корректной формализации и идеализации процессов характерных для области свободного времени и их корреляции с методами воспитания.
Не смотря на выше указанные проблемы государство и общество призваны совместно выработать соответствующую стратегию развития. Выработка соответствующей стратегии, исходя из системного подхода, должна основываться на фундаментальных и прикладных исследованиях культурно-досуговой деятельности на всех уровнях управления.
Литература.
1. Ageenko D. S., Vidishcheva E. V. Telecommunication industry development prospects based on innovations. European researcher. 2012. № 5–3 (22). С. 685–691.
2. Батнасунов А. С. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи. 2004г
3. Головина Г. В. Культура досуга как фактор формирования современного общества. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1. № 4, 2010г.
4. Markaryan I. N., Maluyta L. E., Baratelia B. V. Quality of tourism and hospitality management systems in Russia. European researcher. 2013. № 5–4 (51). С. 1525–1528.
5. Материалы Первой Всероссийской интернет-конференции Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России «Медиаобразование в России: проблемы и перспективы», 2004г.
6. Matyushchenko N., Vidishcheva E., Levonyan A./ Marketing Research for Entertainment and Leisure Industry Services in a Tourist Region International Conference on the Mediterranean Coastal Environment, MEDCOAST 09, 10–14 November 2009, Sochi, Russia. 403–415
7. Vinskaya N. E., Markaryan I. N. Youth unemployment is one of contemporary social and economic burning issues. European researcher. 2011. № 5–2 (8). С. 907–909.