Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культурно-досуговые программы, межвузовские программы, досуг, молодежный досуг, студенческая молодежь.
Сегодня, на фоне сохранения, формирования и совершенствования отечественной культуры, двойственности характера досуга в молодежной среде, модернизации роли, формы и структуры учреждений культуры, на первый план выходит вопрос об эффективных формах организации молодежного досуга.
Помимо прочего, это обусловлено тем, что тема организации свободного времени молодежи является одним из приоритетных направлений государственной культурной политики. Об этом свидетельствуют принятые зa последние годы государственные законы, программы и другие документы, к числу которых можно отнести закон города Москвы о молодежи № 39 от 14 декабря 2011 года, государственную программу города Москвы «Культура Москвы на 2012–2018 годы», федеральный законо государственной молодежной политике в Российской Федерации (Проект N 428343–4) и др.
Для более конкретного определения молодежной общности следует обратиться к Федеральному закону об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р., в соответствии с которым, молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях — до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники). Следовательно, молодежь — это граждане Российской Федерации, в возрасте от 14 — до 30 (в частных случаях до 35 лет).
Следует отметить, что, организуя досуговую деятельность, объектом которой является молодое поколение, необходимо создавать систему, направленную на большую общность людей, так как по результатам Всероссийской переписи населения, проводимой в 2010 году, молодежь — это 39,6 миллиона человек, что составляет 27 % от общей численности населения России [6].
При организации досуга современной молодежи, как части свободного от работы времени, необходимо учитывать ряд индивидуальных и общественных факторов. В данном контексте, под индивидуальными факторами мы понимаем личностные признаки и внутренние отличительные черты каждого представителя молодого поколения. Общественными факторами, в свою очередь, считаются характерные черты для молодежной общности в целом, без учета индивидуальных особенностей.
В связи с этим, можно выделить ряд ярких индивидуальных факторов, учет которых способствует качественной организации досуговой деятельности молодежи. В эту группу относится чрезмерная чувствительность и эмоциональность молодых людей, робость и стеснение выраженные на фоне агрессивности и повышенной конфликтности по отношению к окружающим людям. Общественные же факторы, учет которых так же необходим, характерны для молодежной среды в целом, и заключаются в способности досуговой деятельности отвечать на запросы молодых людей, а именно, досуг должен быть не только развивающим, но и мобильным, энергичным, а главное разнообразным [1, с. 41]. То есть, несмотря на ориентацию на большую общность людей, молодежному досугу необходимо стремится удовлетворить потребности и индивидуальные факторы каждого отдельного участника.
Следовательно, молодежный досуг характеризуется свободой выбора занятий. Данная тенденция заставляет организаторов досуга интегрировать в его основу такие условия, как демократичность, эмоциональную окрашенность, возможность сочетать различные виды деятельности. Выполнение данных условий способствует большей части молодых людей воспринимать досуг, как основную сферу, позволяющую реализовать свои личностные способности, развить навыки и умения, на фоне социально-культурной интеграции.
Это крайне актуально, ведь социологические, педагогические и психологические исследования свидетельствуют o растерянности молодого поколения и пeccимиcтичеcкoм восприятии жизни. Примером этого может служить исследование В. А. Попова и О. Ю. Кондратьевой, в котором приняло участие 200 выпускников московских ВУЗов, из них, 180 человек не смогли дать сформированного ответа на вопрос о дальнейших планах, после окончания ВУЗа [3, с. 24]. В связи с этим сталa очевидна проблема отсутствия качественных форм организации свободного времени, направленных на развитие эстетической и художественной культуры молодежи.
Следует отметить, что досуг имеет важное значение в вопросе развития личности, и выступает в этой функции на ряду с такой деятельностью, как учеба или труд. Следовательно, организация молодежного досуга — это вопрос, включающий в себя множество аспектов и имеющий большое значение, как в социальной, так и в научной среде.
Современное понимание функционирования культурно-досуговых программ, как формы организации свободного времени, заключается в комплексном, гибком педагогическом воздействии с учетом психологии личности и широкой самодеятельности населения. Как отмечает Е. М. Клюско, в настоящее время “авторами строятся различные типологии форм шоу-программ. Наиболее распространенными основаниями для построения таких типологий оказываются следующие: субъект деятельности (культурно-досуговая деятельность осуществляется в форме массовой, групповой или индивидуальной деятельности); место осуществления (домашний досуг или учреждение культуры)” [2, с. 180].
Сегодня большую популярность приобретает тенденция межструктурного взаимодействия различных органов, для наиболее эффективного решения поставленных задач. Не является исключением и организация досуга. Межвузовское взаимодействие — это положительный опыт прошлых лет, направленный на качественный досуг молодежи. В этой связи, наряду с инновационными технологами и совершенствованием всех сфер жизни общества, в том числе и досуга, актуальным становится использование формы межвузовских культурно-досуговых программ в организации досуга молодежи. Межвузовские культурно-досуговые программы — это уникальная в своем роде возможность объединить большую общность студенческой молодежи, с целью восстановления и поддержания культурных традиций, так как это является неотъемлемой частью морально-этического развития современного общества.
Основополагающие теоретические вопросы межвузовских культурно-досуговых программ в различных аспектах рассмотрена в достаточном количестве в работах отечественных и зарубежных исследователей. Среди исследователей, обращающихся в своих работах к вопросу постановки и организации межвузовских культурно-досуговых программ представлены: М. А. Ариарский, Г. В. Ганьшина, Е. В. Дольгирева, А. В. Луначарский, А. С. Лурье, Ю.П., А. Н. Малышева, В. И. Портников, М. Рехельс, В. Смышляев, Д. В. Тихомиров, Г. Л. Тульчинский, И. М. Туманов, Е. Уварова, И. Шаров, И. Г. Шароев, С. А. Шмаков, Н. Н. Ярошенко и другие.
Теоретические аспекты досуга, его функции, структура и основные тенденции являются предметом изучения не только социально- культурной деятельности, но и социологии, культурологии, педагогики, философии и других смежных наук. Говоря о сущностных признаках досуга, как социально-педагогической категории, направленной на организацию деятельности человека в свободное от работы время, обеспечивающее рекреации и духовное развитие, необходимо обратиться к исследованиям С. В. Брусова, А. И. Вишняка, Г. В. Ганьшиной, Е. И. Григорьевой, А. Демченко, И. Н. Ерошенкова, Т. Г. Киселевой, Е. М. Клюско, Ю. Д. Красильникова, Э. А. Петровой, В. И. Тарасенко, и других.
Следовательно, в области изучения роли межвузовских культурно-досуговых программ в процессе организации свободного времени молодежи накоплен определенный опыт, это подкреплено достаточным количеством теоретического материала и наличием практических проблем, что делает данную тему крайне актуальной.
Продолжая разговор о роли межвузовских культурно-досуговых программах в процессе организации свободного времени молодежи, необходимо отметить, что несмотря на недооцененный потенциал данной формы организации свободного времени молодежи, в рамках данного направления накоплен определенный опыт.
Так, по данным Департамента культуры города Москвы, ежегодно в городе проводится более двухсот мероприятий разного масштаба и тематики, направленных на молодежную аудиторию [4].
Рассматривая опыт учреждений культуры и образовательных учреждений в вопросе организации межвузовских мероприятий, так же прослеживает положительная тенденция. В подтверждении этому, можно привести статистику по Северо-Восточному административному округу города Москвы, в котором за период с сентября 2014 года по май 2015 года было проведено 24 мероприятия, в которых приняли участие студенты различных ВУЗов округа [5]. К таким мероприятиям можно отнести:
Традиционный фестиваль Северо-Восточного округа города Москвы по КВН, среди студентов ВУЗов СВАО. Это мероприятие является отборочным этапам для команд КВН, перед выходом в Московскую лигу КВН. В мероприятии принимают участие команды из 15-ти ВУЗов, расположенных в СВАО.
«Звездный велобульвар» — это новое направление в поддержке ЗОЖ студентов ВУЗов СВАО. В рамках мероприятие предусмотрена концертная программа и катание на велосипедах в районе Звездного бульвара.
«Вахта памяти» — традиционное мероприятие, проводимое Префектурой СВАО города Москвы. В рамках мероприятие студенты ВУЗов принимают активное участие в организации деятельности акции «Георгиевская ленточка» и кинопоказа для ветеранов.
«Рисуй, СВАО» — это новый вид организации студенческого досуга. Студенты 20 ВУЗов Северо-Восточного округа соревнуются в своем таланте рисования граффити. Лучшие получают возможность расписать бойлерные, расположенные в СВАО.
Межвузовские научные конференции, проходящие не только на базах ВУЗов, но и на базе Префектуры СВАО города Москвы и др.
Следовательно, необходимо отметить большой спектр тем и форм организации досуга студентов в городе Москве. Однако, в этой связи, возникает вопрос об эффективном использовании этих возможностей аудиторией, на которую она направлена.
Таким образом, изучив теоретические и технологические подходы к организации межвузовских культурно-досуговых программ для молодежи, мы можем отметить их многогранность и многоплановость. При построении межвузовской культурно-досуговой программы нужно учитывать многие факторы, чтобы создавать по-настоящему качественные творческие продукты. При проектировании молодежной шоу-программы необходимо знать технологии их построения, требования аудитории, специфику. Также важно понимать принципы построения культурно-досуговых программ и использовать их при создании своего творческого проекта. Учитывая все особенности создания культурно-досуговых программ, можно достигнуть высоких профессиональных результатов в сфере организации досуга молодежи.
Литература:
- Каменец, А. В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях / А. В. Каменец: Учебное пособие. — М.: МГУК, 1997. — 41 с.
- Клюско, Е. М. Центры досуга: содержание и формы деятельности [Текст]. Е. М. Клюско // Центры досуга. — М.: НИИ культуры, 2007. — 180 с.
- Попов, В. А. Кондратьева О. Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи//Социологические исследования. / В. А. Попов. — М.: НИИ культуры 1999 г. — 24 с.
- Департамента культуры города Москвы / Электронный ресурс/ Режим доступа: http://kultura.mos.ru/ (20.04.2015)
- Префектуры Северо-Восточного административного округа города Москвы / Электронный ресурс/ Режим доступа: http://svao.mos.ru/ (27.03.2015)
- Энциклопедия Википедия / Электронный ресурс /Режим доступа: www. wikipedia.org (14.01.2015)