Поддержка и развитие одаренных детей в начальной школе и на уроках иностранного языка
Автор: Никитина Мария Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 10.01.2014
Статья просмотрена: 502 раза
Библиографическое описание:
Никитина, М. В. Поддержка и развитие одаренных детей в начальной школе и на уроках иностранного языка / М. В. Никитина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4851/ (дата обращения: 22.12.2024).
Ключевые слова:одаренный, творческие способности, проект, образовательная среда, развивающие занятия.
Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляется, как синонимы и отражает степень выраженности способностей. Но в недеятельности, никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он ни обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью [2]. Для поддержки и развития одаренности человека необходима целенаправленная системная работа.
Предположим, что мы выявили способности и мастерство ребенка и выделили его, как одаренного. Как быть дальше? Что нам поможет? Прежде всего, интерес. То, что ребенок делает с интересом и желанием, он постоянно совершенствует, реализуя все новые мысли, рождаемые в процессе работы. В результате, новый продукт деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае имеет место развитие деятельности по инициативе самого ребенка, который и является творчеством. Но для того, чтобы интерес поддерживался, продуктивная и творческая деятельность осуществлялась, в образовательном учреждении необходимо создание соответствующих условий.
Начальная школа во многом обеспечивает наличие необходимой образовательной среды для поиска и поддержки талантливых детей, а также выявления и развития способностей ребенка, которые могут не быть ярко выраженными и требуют внимания и кропотливой работы со стороны педагогов.
Начальная школа предполагает изучение особенностей развития школьника, его способностей, его потенциала. Педагоги, совместно с психологом, наблюдают за ребенком, исследуют уровень развития интеллектуальных, творческих способностей, уровень психосоциального, физического развития, «прорисовывают» спектр способностей ребенка. По результатам обследования составляется диагностическая карта, своего рода «портрет интересов и способностей» и лист общеучебных достижений, цель которых — помочь определить проблемы развития и потенциальные возможности ребенка. Это позволяет скорректировать индивидуальную работу с каждым ребенком. На развитие способностей и коррекцию недостатков направлены создание и реализация программ развивающих занятий и дополнительного образования, а также использования проектов в обучении и во внеклассной работе. Последние включают творческие задания, что позволяет ребенку выбирать задания в соответствии с его индивидуальным темпом усвоения и личной траекторией развития.
Организация проектной деятельности учащихся под руководством педагога способствует формированию умения самостоятельно планировать деятельность, применять знания и умения в реальных жизненных условиях и ситуациях, формировать коммуникативные умения, выполнять различные социальные роли.
Одним из направлений работы с талантливыми детьми является участие в лингвистических проектах, что делает процесс обучения индивидуализированным и создает положительную мотивацию к дальнейшему изучению иностранного языка.
Чтобы проект был успешно выполнен, необходимыми условиями являются взаимопонимание между учениками и учителем и хорошие отношения между самими учащимися в паре или группе. При формировании групп учителю необходимо учитывать не только внешнюю дифференциацию, личные симпатии учащихся в классе, но и возможность создания наиболее благоприятной атмосферы для формирования источников личностного опыта, учащихся с различным интеллектуальным и творческим потенциалом, оптимальных способов обращения к их личностной сфере при работе над проектом в группе или паре. Работа над проектом должна стимулировать учащихся практически использовать иностранный язык, с одной стороны, желание работать самостоятельно, а с другой, не менее важны проблемы взаимодействия, взаимоотношений, толерантности по отношению друг к другу, то есть важна благоприятная атмосфера в группе во время работы над проектом и в дальнейшем, во время его презентации, эмоциональные ощущения каждого. Важнейшую роль для воспитания одаренной личности играет совместная разработка и разрешение содержательных противоречий, тупиков, возникающих в процессе освоения предметного материала, а также совместная разработка и реализация способов кооперации с другими членами группы или пары для осуществления поисково-исследовательской работы вне рамок урока [4].
Программа развивающих занятий и дополнительного образования охватывает различные аспекты развития и воспитания ребенка: этический, эстетический, трудовой, экологический, речевую культуру, краеведение, творческие способности и т. д. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предполагает наличие в расписании второй половины дня таких занятий, как «Этика», «Бизнес и экономика для младших школьников», «Интеллектика» (развитие воображения, мышления, памяти, внимания) и др. Кроме того, в рамках дополнительного образования предлагаются занятия в творческих объединениях и кружках.
В результате дети оказываются включенными в специальную деятельность, направленную на психосоциальное, интеллектуально творческое и физическое развитие и формирование устойчивых познавательных интересов.
В начале учебного года детям предлагается посетить различные занятия и выбрать то, что покажется более интересным или более нужным самому ребенку. Параллельно ведется консультативная работа с детьми и их родителями, где те или иные занятия рекомендуются, как наиболее предпочтительные для этого ребенка. В итоге совместно разрабатывается определенный набор занятий, который соответствует желаниям самого ребенка и ориентирован на развитие его способностей и коррекцию каких-то отставаний. Самостоятельно выбирая, продолжать ли ему занятия, ребенок тем самым решает вопрос о целесообразности для себя дополнительных нагрузок (хотя и это возможно корректировать затем под руководством взрослых, но обязательно в обсуждении с самим ребенком). Таким образом, младший школьник уже участвует в оценке собственной одаренности. Основная масса детей успешно продолжает занятия. Среди них дети, не показавшие в начале высокий уровень развития. И если для объяснения этого явления обратиться к концепции одаренности, то не сложно понять, что эти дети на данном временном отрезке своей жизни, в силу каких-то не очень явных пока причин, не могут продемонстрировать высокие уровни по параметрам «выдающиеся способности», «креативность», но показывают высокий уровень мотивации, что, конечно же, очень существенно, прежде всего, в плане будущего развития.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика-система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы.
По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценке ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика [7].
Успешный учитель для одаренных детей — прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнении к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Учителя, работающие с одаренными детьми, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того, чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют. Учителя одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке [8].
Оборудование информационных уголков, стендов с творческими работами детей в кабинетах и холлах, служат не только созданию информационной развивающей среды, но и решают еще одну очень важную задачу — популяризацию достижений способных детей. Это помогает младшему школьнику испытать чувство удовлетворения от признания его успехов.
Уделять значительное внимание одаренным детям можно, правильно организовав внеклассную работу. Внеклассная работа и система дополнительного образования способствуют развитию у детей самостоятельности, творческого самовыражения личности. Внеклассная работа по предмету имеет большое воспитательное и образовательное значение и проводится в тесной связи с урочной, классной работой. Она углубляет знания, расширяет способы деятельности, создает условия для реализации индивидуальных способностей детей, удовлетворяет потребности детей в получении знаний. Различные виды внеклассной работы обеспечивают возможность создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной и коллективной деятельности.
Строя внеклассную работу с талантливыми детьми, нужно помнить о факторах уязвимости таких детей:
- стремление достичь высшего уровня;
- критическое отношение к собственным достижениям, в следствии чего — низкая самооценка;
- сверхчувствительность к оценке их деятельности, поведения и мышления;
- потребность во внимании взрослых.
Проведение внеклассных мероприятий, таких, как «Конкурс смекалистых», «Турнир любознательных», «Эстафета знаний», «Интеллектуальный марафон», формирует познавательную и творческую активность учащихся.
Создание научно-познавательного общества в начальной школе способствует развитию одаренности. Ребенок — исследователь от природы, воплощает свою творческую энергию, активно исследует окружающий мир [3]. Взрослым же интересны и итоги его изысканий, и то, какими идеями он овладел при этом, и то, какими новыми качествами обогатилась его психика. Организуя научно-познавательное общество для детей начальной школы, педагог предполагает различные варианты включения ребенка в исследовательскую деятельность: проведение школьных олимпиад, конкурсов, проектов, смотров знаний и даже научно-познавательной конференции.
Естественно, исследовательская деятельность учащихся, как правило, не приобретает массовый характер и поэтому проводится с наиболее увлеченными, способными и подготовленными ребятами. Задачи этой работы — сформировать навыки исследовательской деятельности и социально активную жизненную позицию.
В заключение следует подчеркнуть, что одаренность — не только подарок судьбы для отмеченных ею, но еще и испытание. Именно поэтому одаренные дети особенно нуждаются в помощи взрослых, в их внимании и руководстве.
Литература:
1. Верина Л. А. Таланты будущих поколений // Первое сентября. — Начальная школа. — 2006. — № 33.
2. Савенков А. Одаренные дети в массовой школе // Первое сентября. — Начальная школа. — 2003. — № 29, 30.
3. Савенков А. Самостоятельно — исследовательская практика как фактор развития познавательных потребностей младших школьников // Первое сентября. — Начальная школа. — 2006. — № 48.
4. Копылова В. В. Методика проектной работы на уроках английского языка. — М.: Дрофа, 1997.
5. Мартемьянова Т. М. Использование проектных заданий на уроках английского языка // Иностр. языки в школе. 1999. № 4. С. 19–21.
6. Мильруд Р. П. Развивающее обучение средствами иностранного языка в средней школе: Дис. доктора пед. наук. М. 1992.
7. Психология одаренности детей и подростков / под редакцией Н. С. Лейтеса. — М., 1996.
8. Степанов С. С. Психологический словарь для родителей. — М., 1996.
Ключевые слова
образовательная среда, творческие способности, проект, одаренный, развивающие занятия., развивающие занятияПохожие статьи
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
Творческое развитие учащихся на уроках технологии
В статье говорится о творческом развитии учащихся на уроках технологии. Учащихся необходимо приобщать к исследовательскому, проектно-конструкторскому, изобретательскому и другим методам для формирования творческого мышления и развития познавательного...
Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных образовательных учреждениях
В статье освещены вопросы формирования у дошкольников интереса к профессиям через приобщение их к трудовой деятельности, определены виды занятий, направленных на развитие у детей знаний о труде и первичных трудовых умений.
Формирование детского коллектива как фактор развития личности детей младшего школьного возраста
Формирование детского коллектива — это сложный процесс, который может потребовать значительных усилий со стороны педагогов и родителей. Необходимо создавать условия для успешного социального взаимодействия детей, такие как организация коллективных ме...
Формирование самостоятельности и инициативы детей через физическое развитие и музыку в условиях ДОУ
В статье рассматриваются вопросы воспитания навыков самостоятельности детей дошкольного возраста. Предложены формы и методы развития самостоятельности детей на занятиях физической культурой и музыкальных праздниках. Самостоятельная деятельность позво...
Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы
Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...
Похожие статьи
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
Творческое развитие учащихся на уроках технологии
В статье говорится о творческом развитии учащихся на уроках технологии. Учащихся необходимо приобщать к исследовательскому, проектно-конструкторскому, изобретательскому и другим методам для формирования творческого мышления и развития познавательного...
Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных образовательных учреждениях
В статье освещены вопросы формирования у дошкольников интереса к профессиям через приобщение их к трудовой деятельности, определены виды занятий, направленных на развитие у детей знаний о труде и первичных трудовых умений.
Формирование детского коллектива как фактор развития личности детей младшего школьного возраста
Формирование детского коллектива — это сложный процесс, который может потребовать значительных усилий со стороны педагогов и родителей. Необходимо создавать условия для успешного социального взаимодействия детей, такие как организация коллективных ме...
Формирование самостоятельности и инициативы детей через физическое развитие и музыку в условиях ДОУ
В статье рассматриваются вопросы воспитания навыков самостоятельности детей дошкольного возраста. Предложены формы и методы развития самостоятельности детей на занятиях физической культурой и музыкальных праздниках. Самостоятельная деятельность позво...
Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы
Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...