Поддержка и развитие одаренных детей в начальной школе и на уроках иностранного языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 10.01.2014

Статья просмотрена: 502 раза

Библиографическое описание:

Никитина, М. В. Поддержка и развитие одаренных детей в начальной школе и на уроках иностранного языка / М. В. Никитина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4851/ (дата обращения: 22.12.2024).

Ключевые слова:одаренный, творческие способности, проект, образовательная среда, развивающие занятия.

Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляется, как синонимы и отражает степень выраженности способностей. Но в недеятельности, никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он ни обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью [2]. Для поддержки и развития одаренности человека необходима целенаправленная системная работа.

Предположим, что мы выявили способности и мастерство ребенка и выделили его, как одаренного. Как быть дальше? Что нам поможет? Прежде всего, интерес. То, что ребенок делает с интересом и желанием, он постоянно совершенствует, реализуя все новые мысли, рождаемые в процессе работы. В результате, новый продукт деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае имеет место развитие деятельности по инициативе самого ребенка, который и является творчеством. Но для того, чтобы интерес поддерживался, продуктивная и творческая деятельность осуществлялась, в образовательном учреждении необходимо создание соответствующих условий.

Начальная школа во многом обеспечивает наличие необходимой образовательной среды для поиска и поддержки талантливых детей, а также выявления и развития способностей ребенка, которые могут не быть ярко выраженными и требуют внимания и кропотливой работы со стороны педагогов.

Начальная школа предполагает изучение особенностей развития школьника, его способностей, его потенциала. Педагоги, совместно с психологом, наблюдают за ребенком, исследуют уровень развития интеллектуальных, творческих способностей, уровень психосоциального, физического развития, «прорисовывают» спектр способностей ребенка. По результатам обследования составляется диагностическая карта, своего рода «портрет интересов и способностей» и лист общеучебных достижений, цель которых — помочь определить проблемы развития и потенциальные возможности ребенка. Это позволяет скорректировать индивидуальную работу с каждым ребенком. На развитие способностей и коррекцию недостатков направлены создание и реализация программ развивающих занятий и дополнительного образования, а также использования проектов в обучении и во внеклассной работе. Последние включают творческие задания, что позволяет ребенку выбирать задания в соответствии с его индивидуальным темпом усвоения и личной траекторией развития.

Организация проектной деятельности учащихся под руководством педагога способствует формированию умения самостоятельно планировать деятельность, применять знания и умения в реальных жизненных условиях и ситуациях, формировать коммуникативные умения, выполнять различные социальные роли.

Одним из направлений работы с талантливыми детьми является участие в лингвистических проектах, что делает процесс обучения индивидуализированным и создает положительную мотивацию к дальнейшему изучению иностранного языка.

Чтобы проект был успешно выполнен, необходимыми условиями являются взаимопонимание между учениками и учителем и хорошие отношения между самими учащимися в паре или группе. При формировании групп учителю необходимо учитывать не только внешнюю дифференциацию, личные симпатии учащихся в классе, но и возможность создания наиболее благоприятной атмосферы для формирования источников личностного опыта, учащихся с различным интеллектуальным и творческим потенциалом, оптимальных способов обращения к их личностной сфере при работе над проектом в группе или паре. Работа над проектом должна стимулировать учащихся практически использовать иностранный язык, с одной стороны, желание работать самостоятельно, а с другой, не менее важны проблемы взаимодействия, взаимоотношений, толерантности по отношению друг к другу, то есть важна благоприятная атмосфера в группе во время работы над проектом и в дальнейшем, во время его презентации, эмоциональные ощущения каждого. Важнейшую роль для воспитания одаренной личности играет совместная разработка и разрешение содержательных противоречий, тупиков, возникающих в процессе освоения предметного материала, а также совместная разработка и реализация способов кооперации с другими членами группы или пары для осуществления поисково-исследовательской работы вне рамок урока [4].

Программа развивающих занятий и дополнительного образования охватывает различные аспекты развития и воспитания ребенка: этический, эстетический, трудовой, экологический, речевую культуру, краеведение, творческие способности и т. д. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предполагает наличие в расписании второй половины дня таких занятий, как «Этика», «Бизнес и экономика для младших школьников», «Интеллектика» (развитие воображения, мышления, памяти, внимания) и др. Кроме того, в рамках дополнительного образования предлагаются занятия в творческих объединениях и кружках.

В результате дети оказываются включенными в специальную деятельность, направленную на психосоциальное, интеллектуально творческое и физическое развитие и формирование устойчивых познавательных интересов.

В начале учебного года детям предлагается посетить различные занятия и выбрать то, что покажется более интересным или более нужным самому ребенку. Параллельно ведется консультативная работа с детьми и их родителями, где те или иные занятия рекомендуются, как наиболее предпочтительные для этого ребенка. В итоге совместно разрабатывается определенный набор занятий, который соответствует желаниям самого ребенка и ориентирован на развитие его способностей и коррекцию каких-то отставаний. Самостоятельно выбирая, продолжать ли ему занятия, ребенок тем самым решает вопрос о целесообразности для себя дополнительных нагрузок (хотя и это возможно корректировать затем под руководством взрослых, но обязательно в обсуждении с самим ребенком). Таким образом, младший школьник уже участвует в оценке собственной одаренности. Основная масса детей успешно продолжает занятия. Среди них дети, не показавшие в начале высокий уровень развития. И если для объяснения этого явления обратиться к концепции одаренности, то не сложно понять, что эти дети на данном временном отрезке своей жизни, в силу каких-то не очень явных пока причин, не могут продемонстрировать высокие уровни по параметрам «выдающиеся способности», «креативность», но показывают высокий уровень мотивации, что, конечно же, очень существенно, прежде всего, в плане будущего развития.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика-система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы.

По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценке ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика [7].

Успешный учитель для одаренных детей — прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнении к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Учителя, работающие с одаренными детьми, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того, чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют. Учителя одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке [8].

Оборудование информационных уголков, стендов с творческими работами детей в кабинетах и холлах, служат не только созданию информационной развивающей среды, но и решают еще одну очень важную задачу — популяризацию достижений способных детей. Это помогает младшему школьнику испытать чувство удовлетворения от признания его успехов.

Уделять значительное внимание одаренным детям можно, правильно организовав внеклассную работу. Внеклассная работа и система дополнительного образования способствуют развитию у детей самостоятельности, творческого самовыражения личности. Внеклассная работа по предмету имеет большое воспитательное и образовательное значение и проводится в тесной связи с урочной, классной работой. Она углубляет знания, расширяет способы деятельности, создает условия для реализации индивидуальных способностей детей, удовлетворяет потребности детей в получении знаний. Различные виды внеклассной работы обеспечивают возможность создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной и коллективной деятельности.

Строя внеклассную работу с талантливыми детьми, нужно помнить о факторах уязвимости таких детей:

-       стремление достичь высшего уровня;

-       критическое отношение к собственным достижениям, в следствии чего — низкая самооценка;

-       сверхчувствительность к оценке их деятельности, поведения и мышления;

-       потребность во внимании взрослых.

Проведение внеклассных мероприятий, таких, как «Конкурс смекалистых», «Турнир любознательных», «Эстафета знаний», «Интеллектуальный марафон», формирует познавательную и творческую активность учащихся.

Создание научно-познавательного общества в начальной школе способствует развитию одаренности. Ребенок — исследователь от природы, воплощает свою творческую энергию, активно исследует окружающий мир [3]. Взрослым же интересны и итоги его изысканий, и то, какими идеями он овладел при этом, и то, какими новыми качествами обогатилась его психика. Организуя научно-познавательное общество для детей начальной школы, педагог предполагает различные варианты включения ребенка в исследовательскую деятельность: проведение школьных олимпиад, конкурсов, проектов, смотров знаний и даже научно-познавательной конференции.

Естественно, исследовательская деятельность учащихся, как правило, не приобретает массовый характер и поэтому проводится с наиболее увлеченными, способными и подготовленными ребятами. Задачи этой работы — сформировать навыки исследовательской деятельности и социально активную жизненную позицию.

В заключение следует подчеркнуть, что одаренность — не только подарок судьбы для отмеченных ею, но еще и испытание. Именно поэтому одаренные дети особенно нуждаются в помощи взрослых, в их внимании и руководстве.

Литература:

1.                  Верина Л. А. Таланты будущих поколений // Первое сентября. — Начальная школа. — 2006. — № 33.

2.                  Савенков А. Одаренные дети в массовой школе // Первое сентября. — Начальная школа. — 2003. — № 29, 30.

3.                  Савенков А. Самостоятельно — исследовательская практика как фактор развития познавательных потребностей младших школьников // Первое сентября. — Начальная школа. — 2006. — № 48.

4.                  Копылова В. В. Методика проектной работы на уроках английского языка. — М.: Дрофа, 1997.

5.                  Мартемьянова Т. М. Использование проектных заданий на уроках английского языка // Иностр. языки в школе. 1999. № 4. С. 19–21.

6.                  Мильруд Р. П. Развивающее обучение средствами иностранного языка в средней школе: Дис. доктора пед. наук. М. 1992.

7.                  Психология одаренности детей и подростков / под редакцией Н. С. Лейтеса. — М., 1996.

8.                  Степанов С. С. Психологический словарь для родителей. — М., 1996.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, внеклассная работа, дополнительное образование, начальная школа, занятие, самый ребенок, способность, учащийся, благоприятная атмосфера, высший уровень.

Ключевые слова

образовательная среда, творческие способности, проект, одаренный, развивающие занятия., развивающие занятия

Похожие статьи

Роль внеаудиторной работы по иностранному языку для творческого саморазвития студентов технического вуза

Индивидуальный подход к учащимся среднего школьного возраста с учетом физиологических и педагогических особенностей в физическом воспитании

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Роль межвузовских культурно-досуговых программ в процессе организации свободного времени молодежи

Творческое развитие учащихся на уроках технологии

В статье говорится о творческом развитии учащихся на уроках технологии. Учащихся необходимо приобщать к исследовательскому, проектно-конструкторскому, изобретательскому и другим методам для формирования творческого мышления и развития познавательного...

Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных образовательных учреждениях

В статье освещены вопросы формирования у дошкольников интереса к профессиям через приобщение их к трудовой деятельности, определены виды занятий, направленных на развитие у детей знаний о труде и первичных трудовых умений.

Потенциал образовательной коммуникации и виртуальной среды в обеспечении учебного процесса в университете

Формирование детского коллектива как фактор развития личности детей младшего школьного возраста

Формирование детского коллектива — это сложный процесс, который может потребовать значительных усилий со стороны педагогов и родителей. Необходимо создавать условия для успешного социального взаимодействия детей, такие как организация коллективных ме...

Формирование самостоятельности и инициативы детей через физическое развитие и музыку в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы воспитания навыков самостоятельности детей дошкольного возраста. Предложены формы и методы развития самостоятельности детей на занятиях физической культурой и музыкальных праздниках. Самостоятельная деятельность позво...

Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы

Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...

Похожие статьи

Роль внеаудиторной работы по иностранному языку для творческого саморазвития студентов технического вуза

Индивидуальный подход к учащимся среднего школьного возраста с учетом физиологических и педагогических особенностей в физическом воспитании

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Роль межвузовских культурно-досуговых программ в процессе организации свободного времени молодежи

Творческое развитие учащихся на уроках технологии

В статье говорится о творческом развитии учащихся на уроках технологии. Учащихся необходимо приобщать к исследовательскому, проектно-конструкторскому, изобретательскому и другим методам для формирования творческого мышления и развития познавательного...

Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных образовательных учреждениях

В статье освещены вопросы формирования у дошкольников интереса к профессиям через приобщение их к трудовой деятельности, определены виды занятий, направленных на развитие у детей знаний о труде и первичных трудовых умений.

Потенциал образовательной коммуникации и виртуальной среды в обеспечении учебного процесса в университете

Формирование детского коллектива как фактор развития личности детей младшего школьного возраста

Формирование детского коллектива — это сложный процесс, который может потребовать значительных усилий со стороны педагогов и родителей. Необходимо создавать условия для успешного социального взаимодействия детей, такие как организация коллективных ме...

Формирование самостоятельности и инициативы детей через физическое развитие и музыку в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы воспитания навыков самостоятельности детей дошкольного возраста. Предложены формы и методы развития самостоятельности детей на занятиях физической культурой и музыкальных праздниках. Самостоятельная деятельность позво...

Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы

Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...