В статье рассматриваются особенности культуры досуга студентов высшего учебного заведения, в структуре личностных предпочтений и в условиях малого российского города.
Ключевые слова: досуг, культура досуга, досуговая деятельность, студенческая молодежь.
В настоящее время происходят перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости личности, её способности к сохранению национальных ценностей. Именно поэтому особую роль приобретают проблемы формирования культурного, духовного и физического здоровья молодых людей; а также воспитания «нового» типа граждан, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.
Студенчество – это особая социальная общность и огромная инновационная сила, находящаяся в стадии становления и формирования своей структуры ценностной системы, и здесь одним из главных средств социализации молодёжи выступает культура, включающая в себя накопленные человечеством знания, ценности, нормы и образцы, представляющие духовный мир отдельных индивидов, социальных групп, общностей и всего общества [1]. Повышение общекультурных и профессиональных требований общества к молодой личности влечёт за собой необходимость в её самообразовании, саморазвитии. Особенности социокультурного положения студенческой молодежи преломляются в его досуге, который по сравнению с досугом других возрастных групп отличается разнообразием и преобладанием активных и развлекательных форм.
Сам по себе досуг – это совокупность личностных занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил индивида. Он включает в себя занятия, связанные с потреблением культурных ценностей индивидуального, коллективно – зрелищного характера, а также занятия, связанные с отдыхом и развлечением. В том числе – это физически активный и пассивный отдых, общение, развлечение в компании, пустое времяпровождение, прогулки, занятия антикультурного характера (распитие спиртных напитков, азартные игры и др.), случайные занятия без целей, желаний и потребностей [2]. Отсюда возникает проблема его регулирования как воздействия общества на духовное и физическое развитие личности. В то же время досуг выступает относительно самостоятельной (личностной) сферой, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Именно в сфере досуга молодежь более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Это обусловлено увеличением возможностей выбора занятий и дефицитом свободного времени. Проблема его ценности встаёт каждый раз, когда молодой человек совершает самостоятельный выбор, принимает какое – либо решение. Сама сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека.
Сегодня в сфере молодежного отдыха произошли значительные перемены, например, появляются новые формы досуговой деятельности, меняется их характер и содержание форм. Становится все более очевидным, что современные виды молодежной досуговой деятельности обладают особенностями, заметно отличающими их от традиционных видов, более соответствующими сложившимся условиям [4]. В выборе видов досуговой деятельности особенно ярко отражается уровень развития личности, её направленность, степень формирования жизненной позиции. И здесь проявляется обратная связь – чем ответственнее используется свободное время, тем целенаправленнее и быстрее формируется жизненная позиция личности. Также приходится констатировать тот факт, что значительная часть молодежи активно вовлечена в процесс потребления массовой культуры, насаждающей культ индивидуализма, насилия, лицемерия, секса и развлечений, и не дающей надежной опоры и стимулов для овладения позитивными достижениями мировой культуры.
На базе филиала ЮУрГУ в городе Усть-Катаве (март-апрель 2012 г) было проведено разовое прикладное исследование, целью которого являлось изучение особенностей молодежного досуга как специфической сферы жизнедеятельности студентов, проживающих на территории малого города. Объём целевой выборки составил 209 респондентов, что в процентном отношении соответствует 61% (129 человек) молодых людей и 39% (80 человек) девушек, и охватил студентов технических специальностей 1, 2, 3 и 4 курса дневного и заочного отделения.
Анализ первичных данных показывает, что в данной структуре и содержании преобладают занятия, связанные с потреблением. Потребность в творчестве и саморазвитии выражена незначительно, что во многом обусловлено отсутствием необходимых для этого умений и навыков. А вот среди факторов, мешающих полноценному проведению досуга, оказываются материальные потребности, семейные неурядицы, личностные проблемы. Например, проводя свое свободнее время, студенты предпочитают «слушать музыку» – 27,6%, «играть в компьютерные игры» – 26,6%, «смотреть телевизор» – 23,6%. Далее идут такие варианты выбираемых ответов, как «посещать дискотеки», и это характерно для более молодой части студенческой молодёжи (от 17 до 20 лет), «посещать кафе, рестораны» – 19,6%, «встречаться с друзьями, подругами» – 19,2%, «смотреть домашнее видео» – 18,6%, «ходить в кино» – 16,8%. А вот такие виды досуга как «заниматься спортом, туризмом» – (15%), «читать книги» – (13,8%), «посещать культурные мероприятия (спектакли, музей и т. п.)» (13,8%) – занимают позиции ниже, чем вышеперечисленные, и это характерно как для девушек, так и для мужской части респондентов. Судя по цифрам, отмечается тенденция определённой части молодёжи к проведению досуга перед компьютером, телевизором, на дискотеках, в кафе и т. п. и в некоторой степени сокращает время для самообразования, саморазвития и культурного творчества. Преобладает, в основном, развлекательный, домашний и разрушающий (кафе, рестораны) тип молодёжного досуга, а вот такие типы отдыха как культурный, общественный и развивающий занимают вторые позиции.
Среди самых любимых занятий на досуге 32% (или 67 человек) отмечают, что это «работа на компьютере, игры, Интернет и т.п.», результаты высоки как среди мужского населения вуза, так и женского – 38% и 22,5%. Далее следуют – «пассивный отдых (телевидение, домашнее видео)» – 11% (или 24 человека), и столько же процентов у ответа «посещение кино». А вот третьи позиции занимают ответы как «занятие спортом, туризмом» – 10% респондентов, «заниматься каким-либо видом искусства (например, музыкой, рисованием, литературным творчеством и т.п.» – (9%), «чтение художественной литературы» – 8%, и это подтверждает, что культурный досуг занимает в рейтинге предпочтений современных студентов невысокие позиции. Ещё более низкий процент у таких видов общественного и культурного досуга как «участие в художественной самодеятельности» – 6% и «коллекционирование чего-либо» – 4%.
Как видим, происходит естественный процесс трансформации досуговой сферы жизнедеятельности молодежи. Возникли и нашли свою реализацию качественно новые виды досуга (например, домашнее видео, компьютер, Интернет), характерными чертами которых являются развлекательная, культурно-потребительская, рекреационная направленность их содержания. А традиционные виды досуга (например, чтение, телевидение) стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (состав читаемой литературы, теле – и кинопристрастия молодежи), что связанно как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всей мотивационной сферы личности молодого человека.
Рассматривая компьютерные игры и Интернет как один из основных видов досуга молодых, необходимо отметить, что Интернет, выступая особым социальным пространством, является той сферой, где трансформируются традиционные формы социальных отношений, а общение как вид досуговой занятости становится возможным не в традиционном виде непосредственной коммуникации, а приобретает черты, определяемые новым средством – Интернетом. В Сети человек может быть таким, каким он хочет казаться, но не является на самом деле. Нельзя отрицать, что в определенной степени такие возможности содержат позитивную составляющую, но есть и очень важная негативная сторона, сильно влияющая на мировоззрение молодого человека: уход от реальности – удовлетворение своих потребностей в «другом» мире и т. п. Проявляя интерес к «домашним» видам досуговой деятельности, 33,5% респондентов, тем не менее, не согласны с мнением, что Интернет сегодня постепенно вытесняет другие формы досуга молодёжи; с этим утверждением «категорично не согласны» – 21%, а вот «полностью согласны» лишь 18% молодежи. Как видим, возросший интерес к компьютеру и Интернету, не мешает респондентам соотносить в своей досуговой деятельности и другие виды занятий, что в свою очередь порождает понимание, что всемирная Сеть не может полностью заменить живое общение (см. табл.1).
Таблица 1
Степень личностного согласия респондентов с мнением, что Интернет сегодня постепенно вытесняет другие формы досуга молодёжи
Степень согласия с утверждением |
Полностью согласен |
Скорее согласен |
Скорее не согласен |
Категорично не согласен |
Затруднились ответить |
Всего |
Согласны ли Вы с мнением, что Интернет сегодня постепенно вытесняет другие формы досуга молодёжи? |
18,7 |
23,4 |
33,5 |
21,0 |
3,4 |
100 |
Но в целом, роль компьютера в жизни молодых людей отрицать нельзя, так как в обществе значительно повышается роль современных информационных технологий. Респондентам был задан вопрос: какие сайты они чаще всего посещают в Интернете? На первое место молодые респонденты поставили ответ как «игры» – 26,3%, «музыка, клипы, фото» – 24,3%, «социальные сети» – 19,6%. Далее следуют «познавательные» сайты – 18,0%, «документы, программное обеспечение» – 16,6%, «погода, новости» – 15,6%, «спорт» – 14,8%, «астрология, гадание» – 14,2%. Женская часть вуза предпочитает посещать познавательные сайты, астрологию, гадание, социальные сети, музыку, клипы. Молодые люди чаще посещают игры, программы моментального и развлекательного общения, документы, программное обеспечение, эротику, порносайты, погоду, новости. Если сравнить, какие сайты посещают студенты вуза в зависимости от возраста, то можно заметить, что респонденты 17-18 лет чаще всего посещают в Интернете социальные сети, игры, музыкальные сайты, эротику, порносайты. Респонденты 19-21 года – программы моментального и развлекательного общения, познавательные сайты (словари, переводчики). Респонденты от 22-24 лет и респонденты от 25-28 лет (и старше) – документы, программное обеспечение, спорт, новости, погоду.
Одним из существенных видом досуга является слушание музыки. Ничто так не отличает нынешнее поколение, как его поглощенность музыкой. Какие музыкальные жанры выбирают современные студенты? Популярными среди предпочтений респондентов, как показали полученные результаты, являются поп-музыка, шансон, рэп, техно, фъюжн, классический рок. Не пользуются популярностью среди респондентов – джаз, классическая музыка, фольклор. Как видим, классические музыкальные представления не пользуются популярностью среди студентов, большинство из них предпочитают «легкие» и «несерьёзные музыкальные произведения».
Одна из проблем малых российских городов – это отсутствие или небольшое количество культурных учреждений, предназначенных для досуга молодёжи. Намного больше в таких городах стало всевозможных кафе, ресторанов, клубов, баров – дискотек и т.п., т.е. тех мест, где продают алкогольную продукцию, и где не происходит приобщения молодёжи к настоящему искусству. Поэтому в исследовании рассматривалась частота посещения студентами различных культурных и спортивных учреждений города в сравнении посещения дискотек, баров, кафе. Например, 19% респондентов отмечают, что они не посещают «музей» вообще, 44% отметили, что посещают, но не часто. «Публичную библиотеку» в городе не посещают 27% молодых людей, а многие респонденты (12%), не знают, где она находится. Не посещают Спорткомплекс и Дворец Культуры – 24% и 27% респондентов, посещают, но не часто – 38% и 28%, часто посещают – 23% и 34%, и очень часто – только 12% и 9%, затруднились ответить – 3% и 2% респондентов. Если сравнить результаты с посещением молодежью дискотек, кафе, ресторанов, то можно заметить, что среди молодёжи не посещающих, например, дискотеку, процент не велик, так как не посещают всего – 15%. 26% студентов ответили, что посещают, но не часто. А вот тех, кто выбирает данный вид досуга и посещает его часто и очень часто – 43% и 21%. Примерно такие же результаты мы можем наблюдать и по посещению развлекательных кафе или ресторанов. Не посещают вообще такие заведения лишь 10% респондентов, посещают, но не часто – 32%, очень часто – 27%, и 30% всех опрошенных студентов отметили, что посещают часто (см. рис. 1).
Рис. 1. Частота посещения студентами различных культурных и спортивных
учреждений города
Исследование выявляло мнение респондентов относительно молодёжных заведений, которые, (уже существующих) должны быть в городе. 17,0% указали, что можно открыть «Школу искусств», 18,0% – согласны, что в городе не хватает культурных молодёжных центров, например, музыкальных, театральных, патриотических и т. п), 22,0% респондентов за открытие молодёжной консультативной психологической службы, 30,0% – за экстренную службу юридической помощи, но большинство респондентов всё же за открытие молодёжных клубов (развлекательных, спортивных, «по интересам» и т.п.) (см. табл. 2).
Таблица 2
Мнение респондентов относительно молодёжных заведений, которые, (кроме уже существующих) должны быть в городе
Мнение студентов |
В целом по массиву |
Пол респондента |
|
Мужской |
Женский |
||
Молодёжные клубы (развлекательные, спортивные, «по интересам» и др.) по месту жительства |
22,4 |
22,0 |
22,6 |
Служба юридической помощи молодёжи |
20,0 |
19,7 |
20,4 |
Молодёжный центр занятости |
18,6 |
18,8 |
18,4 |
Молодёжная консультативная служба |
16,2 |
16,4 |
16,0 |
Культурные молодёжные центры (музыкальные, театральные, патриотические, фольклорные и др.) |
11,4 |
11,0 |
11,6 |
Школа искусств |
9,0 |
9,0 |
9,0 |
Другое |
2,3 |
3,1 |
2,0 |
Затрудняюсь ответить |
- |
- |
- |
Всего: |
100 |
100 |
100 |
В целом, результат исследования показывает, что механизмы удовлетворения потребностей в сфере досуга или через него, – это те способы реализации личностых целей в структуре свободного времени, в которых молодой индивид видит необходимый итог своего досугового времяпрепровождения. То есть досуг вырабатывается на основе цели, которая определяется ресурсами (инфраструктура, материальные возможности, собственные способности и пр.).
Что же радует или ориентирует респондентов в жизни? 30% от всех ответивших студентов, отметили, что это – «общение с друзьями или с любимым человеком». 23,5% связывают «отношения с родственниками и др. членами семьи». 15,5% респондентов ориентируются на «умение самостоятельно добиваться поставленных целей», 12% выбирают «досуг». Для 11% – это «успех в учёбе», и 8% отметили, что радуются «любимому занятию» (см. рис. 2).
Рис. 2. Оценка удовлетворённостью жизнью по представлению респондентов
В исследовании также соотнесено представление о жизненных планах респондентов в зависимости от возраста. Свой жизненный успех большинство респондентов соотносит с «материальным благополучием» – так ответило 34,2%, «создать, сохранить свою семью, иметь детей» хотят 29,2%, «стать специалистом в своем деле, получить образование» выбирают 33,0%, «сделать профессиональную карьеру» – 27,7%. «Иметь интересную работу» и «быть свободным и независимым» хотят 19,2%, «чувствовать уверенность в завтрашнем дне» – 17,9%. Для 15,8% респондентов важно «иметь собственное жилье», для 14,6% – «иметь разнообразный досуг, много путешествовать», что подтверждает значимость для многих респондентов своего отдыха.
Содержание и динамика показателей результатов изучения досуга в структуре свободного времени студентов выявили проблему, заключающуюся в том, что респонденты филиала ЮУрГУ г. Усть-Катава используют лишь незначительную часть активного культурно-развивающего потенциала досуговой среды, а широкие организационные ресурсы во многом остаются невостребованными, в связи с недостаточностью функционирования в городе культурных и спортивных учреждений. Во всех возрастных категориях преобладают пассивные виды отдыха. Это связано с двумя причинами: для одной части молодёжи отсутствуют условия для самореализации (респонденты от 17 лет до 28 лет), а для другой (респонденты от 29 лет и старше) – выбранный вид досуга является стилем жизни. Популярность пассивных видов досуга – зачастую вынужденная популярность, ведь ситуация, сложившаяся в социально-культурной среде, не способствует решению проблемы доступности молодых людей к культуре, особенно в малом городе. Уровень использования организованных способов проведения досуга в структуре свободного времени по-прежнему невысок.
Полученные данные свидетельствуют о сокращении посещений студенческой молодёжью учреждений культуры и отдыха, например, таких как музеев, библиотек, и т. п., причем, в отношении большинства из них (кинотеатры, музеи) – более чем в два раза. Говоря о причинах такой динамики, хочется отметить ограничение деятельности или прекращение существования ряда учреждений культуры (особенно в малых российских городах), а также ухудшение материальных возможностей большинства населения. Такое упрощение видов досуговой деятельности можно объяснять и неразвитостью инфраструктуры досуга, а также отсутствием у большинства молодых людей достаточных материальных средств. Это, безусловно, сказывается на общей удовлетворенности молодых людей, где только 38,6% респондентов удовлетворены своим досугом, что объясняется высокой требовательностью молодёжи и отсутствием условий проведения свободного времени в соответствии с потребностями и интересами. Молодёжь предпочтение отдаёт своим друзьям и тратит на это 47% от своего свободного времени. Такое общение осуществляется в более примитивных формах и видах деятельности, не требующих квалификации, становится зависимым от алкоголя – 50% молодых людей, которые проводя свободное время, – пьют при встречах, и не считают это противоестественным явлением. При этом удовлетворённость проведением своего досуга у молодых людей выше, чем у девушек, так как они более свободны в выборе его форм. В то же время такая ситуация объясняет и раскрывает нереализованные потребности, интересы, желания и стремления молодёжи.
Возникает вопрос: как могут у молодежи сформироваться иные ценностные ориентации и потребности, кроме как «получить от жизни побольше удовольствий», если насаждаемая средствами массовой информации «современная культура» пропагандирует только лишь отдых и развлечение, чаще всего «примитивного» характера. На страницах молодежных журналов и газет отсутствует информация о театре, классической музыке, мировой литературе и искусстве. Вместе с тем нельзя объяснить сложившуюся ситуацию только лишь как ответ предложения на спрос. Безусловно, молодежь, уходя в сферу досуга, одной из своих целей ставит отдых. Однако задачами регулирования досуговой сферы жизнедеятельности студенческой молодежи является то, чтобы, развлекая и давая возможность отдохнуть и расслабиться, обеспечить эффективность воспитательного процесса. Безусловно, современное общество нуждается в социально активном типе личности, формирование которого зависит от досуга. Важным становится его регулирование, предполагающее развитие потребностей, интересов молодой личности и создание морально – психологических, материальных, организационных и технологических условий для их удовлетворения в сфере досуга. Лично регулируемое свободное время основано на принципах интенсификации, предвидения и планирования, требует учёта качества, переформулирования целей, экономии времени и т.п.
Как видим, досуг – это время самоцельной деятельности, которое предоставляет возможность для разнообразного отдыха, развития личности в целом. Его действительный мотив – потребность личности в самом процессе этой деятельности. В отличие от прочих видов деятельности, цели и содержание которых заложены в них самих, цели и содержание досуга избираются индивидом в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня. [3]. Сама досуговая деятельность, как показывают результаты исследования, может носить социально полезный, нейтральный, развивающий, развлекательный и т.п. характер, быть замкнутой в системе узко личностных ценностей и обретать характер социально отрицательный.
Таким образом, в сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени молодых людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится более широкой сферой жизнедеятельности молодежи, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.
Литература:
Азарова. Р.Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодежи / Р.Н. Азарова // Педагогика. – 2005. – № 1. – С. 27-32.
Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: «Дума». 2001. – С. 123-124.
Отнюкова М.С. Жизненный стиль как фактор формирования досугового пространства / М.С. Отнюкова // Досуг: Социальные и экономические перспективы: сб. науч. ст.; под ред. проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: СГТУ, 2003. – С. 84-87.
Седова Н.Н. Досуговая активность молодёжи // Социологические исследования. 2009. № 12. – С. 56-59.