Трудности профессионального самоопределения подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.10.2015

Статья просмотрена: 19115 раз

Библиографическое описание:

Костюнина, Е. А. Трудности профессионального самоопределения подростков / Е. А. Костюнина, Л. Г. Агеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 530-533. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22646/ (дата обращения: 19.10.2024).

 

В статье рассмотрена проблема профессиональной ориентации подростков, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации выбора профессии в современном обществе.

Ключевые слова: профориентация, подростки, выбор профессии, самоопределение.

 

Подростковый возраст является сложным, переходным возрастом в жизни подростка. Поэтому перед родителями, учащимися и педагогами лежит большая ответственность за будущее подростков и за то чтобы подросток правильно выбрал свой профессиональный жизненный путь.

Для того чтобы определиться с выбором профессии, необходимо соотнести множество различных факторов: свои потребности, самооценку, мечты, интересы, темперамент, способности, состояние здоровья и другие.

Достаточно сложной задачей является выбор профессии. Можно сказать, что любая профессия — является сложным миром, в котором нужно адаптация, годы обучения, приспособление к различным факторам и условиям. Если посмотреть с другой стороны, то прежде чем выбрать какую-либо профессию, надо уже заранее знать, из чего выбирать.

Таким образом, незнание мира существующих профессий является трудностью и важнейшей проблемой профессионального самоопределения для современных подростков. Подросток должен не просто выбрать профессию, она должна ему нравиться, он должен учитывать потребности в профессии в том регионе, в котором он будет жить.

Профориентация, выполняющая функции профессиональной подготовки предполагает два пути его получения — самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования или успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии [1, c.158].

Рассмотрим понятие профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение — это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности. Профессиональное самоопределение проходит в несколько этапов:

          зарождение профессиональных намерений в соответствии с общественными и со своими личными потребностями;

          целенаправленное профессиональное обучение конкретной деятельности. На этом этапе происходит профессиональное самоопределение личности;

          вхождение в профессию. Это непосредственно знакомство с условиями труда, со служебными обязанностями, вхождение в коллективные отношения;

          реализация профессиональных устремлений. Отношение к труду, уровень мастерства, творческий подход.

Рассмотрим возможные ошибки, совершаемые человеком на выделенных этапах, применительно к проблеме профессионального самоопределения.

1 этап.

          Первая ошибка состоит в том, что подросток в первую очередь ищет учебное учреждение, в котором он бы хотел учиться, а потом уже только начинает выбирать профессию в данном заведении.

          Вторая ошибка состоит в несвоевременности выбора. Это означает, что у подростка не хватает времени на то, чтобы выбрать профессию.

          Третья ошибка состоит в отсутствии у учащегося ощущения необходимости в выборе профессии. Например, у подростка все родственники имеют профессию педагога, данная профессия является традицией в данном семейном коллективе. Естественно, родители заставляют подростка сохранить традицию, несмотря на то, что подросток, может быть, и не хочет пойти в данном направлении.

2 этап.

Огромное значение при выборе профессии играет самооценка подростка. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т. е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.

3 этап.

Одним из основных этапов принятия решения о выборе какой-либо желаемой профессии является сбор необходимой информации о ней. При этом могут возникнуть ошибки и сложности, на данном этапе, которые обусловлены тремя причинами: личностными характеристиками, ролью семьи и влиянием сверстников.

4 этап.

На этом этапе типичные ошибки могут быть связаны с недостаточным уровнем критичности подростка. Низкий уровень критичности не позволяет в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения.

Выделяют множество факторов, оказывающих влияние на выбор профессии, но мы рассмотрим самые основные:

          личные профессиональные предпочтения — то, что является потребностью подростка;

          позиция родителей. Часто родители побуждают подростка выбрать профессию по своему предпочтению;

          позиция сверстников. Порой подростки выбирают профессию «за компанию», либо по местоположению вуза или предприятия;

          позиция учителей, которые тоже могут повлиять на выбор подростка своим авторитетом;

          способности заложены природой в человеке и их стоит развивать, с тем, чтобы они способствовали наилучшему выбору профессии;

          уровень притязаний. Часто подростки ориентированы на профессии высшей категории, «модные» или высокооплачиваемые, которые не соответствуют ни их внутреннему миру, ни способностям. В итоге происходит разочарование в ней...

          информированность играет важную роль в выборе профессии. Ведь у подростка на виду и на слуху невеликий выбор профессий. Изучение профессиограмм помогает сориентироваться в мире профессий. Таким образом, возрастает и интерес к другим, ранее неизвестным профессиям;

          склонности — это избирательная направленность, побуждающая заниматься определенной деятельностью. В ее основе желание совершенствовать навыки и умения, связанные с этой профессиональной деятельностью.

Профориентация — это комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а также с учетом потребностей в специальностях на рынке труда [2, c.85].

В наше время существует множество различных методик профориентации и широкая практика их применения.

Рассмотрим блок методик, который наиболее часто применяется для помощи подросткам в осуществлении своего профессионального выбора.

Наиболее распространенными психодиагностическими методиками, направленными на оказание помощи в осуществлении профессионального выбора подростков, являются:

  1. Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО).

Методика разработана в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ). Опросник предлагает выбрать среди 20 пар ответов по одному в каждой паре. Результаты показывают, к какой из сфер у человека проявляется наибольший интерес.

  1. «Карта интересов» Голомштока.

Опросник включает 174 вопроса, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности. Проанализировав его результаты, можно сделать вывод о приоритетной сфере интересов подростка.

  1. Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда (Тест Голланда).

Направлена на выявление соответствия типа личности и типа профессиональной среды. В методике предложены 43 пары профессий, в каждой из пар подростку предлагается выбрать одну, наиболее предпочитаемую.

  1. Матрица выбора профессии.

Подростку предлагается ответить на 2 вопроса:

С кем или с чем вы бы хотели работать? Какой объект труда вас привлекает?

Чем бы вы хотели заниматься? Какой вид деятельности вас привлекает?

А затем анализируется таблица, где на пересечении предпочитаемых, объекта труда и вида деятельности, будут показаны наиболее соответствующие интересам подростка сферы профессиональной деятельности.

  1. Психодиагностическая методика «Профассоциации».

Основана на ассоциативном методе. Подростку предлагаются слова-стимулы, в ответ он называет профессию, с которой они у него ассоциируются. После обработки результатов выделяются профессии, интерес к которым наиболее выражен.

  1. Опросник профессиональной готовности (ОПГ).

Включает 50 вопросов, по результатам ответов на которые можно диагностировать желание и способность человека заниматься тем или иным видом профессиональной деятельности. Опросник построен на самооценке человеком своих склонностей и возможностей. Все они подходят для профориентирования как подростков, так и взрослых людей.

Выбор профессии является таким знаковым действием, которое может сделать человека счастливым в жизни и успешным в профессиональной деятельности, а может омрачить всю его жизнь, расстроить планы и сделать его несчастным. В идеале два основных фактора определяют выбор профессии — это самосовершенствование и благо другим людям. Именно поэтому к выбору будущей профессии стоит готовиться еще в детстве и юности, занимаясь профориентацией школьников [3, c.123].

Платон писал: «Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает, различна, да и способности к тому или иному делу также. Поэтому можно сделать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам».

Психология выделяет три основных фактора для правильного выбора профессии:

  1. Правильная самооценка личности, ваших способностей, интересов, наклонностей, возможностей, желаний и ограничений;
  2. Наличие начальных знаний и умений в той области, в которой находится выбираемая профессия;
  3. Умение трезво соотнести результаты самооценки со знаниями требований, которые предъявляют те или иные профессии.

Правильная профориентация — один из главных показателей развития человека. Вторым важным моментом профориентации в школе является осведомленность о том, чем занимаются другие люди.

Практика показывает, что наиболее распространенными трудностями и ошибками школьников, подростков и молодых людей при профотборе оказываются:

  1.      Руководство в выборе, основанное на информации из неверных или предвзятых источников информации;
  2.      Неверный анализ и систематизация получаемой информации о той или иной сфере деятельности;
  3.      Переоценка или недооценка отдельных индивидуально-психологических характеристик личности, неверная самооценка;
  4.      Неправильная оценка своих способностей, подмена их моральными качествами;
  5.      Ошибочное представление о возможностях освоения выбранной профессии;
  6.      Руководство при профориентации эмоциональной составляющей, давление со стороны авторитетных для подростка и школьника людей;
  7.      Наличие стереотипов;
  8.      Неумение вовремя поменять ошибочное решение при получении дополнительной информации;
  9.      Профориентация школьника на основе симпатии к тем или иным личностным качествам представителя определенной профессии, героизация, подражание перенесения своего личного отношения к человеку на профессию.
  10. Различные проблемы поведения и формирования подростков.
  11. Невозможность пройти тесты профориентации, проконсультироваться с психологом.
  12. Позиция родителей, сверстников, учителей.

В заключении можно сделать вывод, что для детей подросткового возраста на первый план ставится задача правильно выбора профессии. Это сделать не просто, и поэтому на пути профессионального выбора подростка встречаются различные трудности, ошибки, которые нужно преодолевать, изучая мир профессий с более ранних лет и проходя различные тесты на профориентацию.

 

Литература:

 

  1. Бондарей В. П. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10–11 классов естественно-научного профиля / Под ред. С. Н. Чистяковой, А. В. Гапоненко, Л. А. Зингер, П. С. Лернер и др. — М.: Просвещение, 2001. — 506с.
  2. Бендюков М. А. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы/ Е. И. Горбатого. И. Л. Соломин. — СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 203с.
  3. Возрастная и педагогическая психология / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — М.,1999. — 320с.
Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, подросток, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональная деятельность, мир профессий, этап, подростковый возраст, позиция родителей, профессиональное образование.


Похожие статьи

Взаимодействие родителей со старшеклассниками в период выбора профессии

Статья посвящена изучению взаимодействия родителей со старшеклассниками в период профессионального самоопределения, также в ней представлены результаты теоретического и эмпирического исследования по данной проблеме.

Формирование профессиональной мотивации студентов-биологов педагогического университета

В статье приведены и проанализированы результаты исследования мотивационной сферы будущих учителей биологии в процессе становления их профессиональной компетентности, предложены пути формирования профессиональной мотивации студентов-биологов.

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным поведением как психолого-педагогическая проблема

В статье рассматривается актуальная проблема профессионального самоопределения современных подростков; выделено понятие «профессиональное самоопределение», обозначены критерии готовности к профессиональному выбору подростков.

Особенности формирования конфликтного поведения в подростковом возрасте

В статье рассмотрена проблема формирования конфликтного поведения в подростковом возрасте, проанализирована актуальность данной проблемы, цель, проведено эмпирическое исследование.

Особенности профессиональной ориентации старшеклассников в условиях общеобразовательных учреждений

Статья посвящена изучению особенностей профессиональной ориентации старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения, а также проведено экспериментальное исследование по данной проблеме.

Теоретические основания исследования образовательной среды вуза

В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...

Значимость профориентационного тестирования молодежи в выборе будущей профессии

Проблемы профессиональной ориентации молодежи приобретают в настоящее время особую актуальность. В статье представлена методика, которая позволяет по-добрать перечень профессий, наиболее подходящих для респондента.

Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания

В данной статье рассмотрены проблемы толкования понятия профессиональной идентичности как основного элемента профессионального воспитания. Предлагается классификация или периодизация профидентичности, рассматриваются и трактуются ее теоретические кон...

Фактор престижности в вопросе профориентации

В данной статье представлен стереоскопический взгляд на проблему престижности профессий, не требующих высшего образования. Описаны источники и особенности социальных установок в отношении высшего и среднего профессионального образования и соответству...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы

В данной статье рассматриваются принципы построения профориентационной работы в школе, готовность классных руководителей к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся, работа педагогов с родителями обучающихся и реализ...

Похожие статьи

Взаимодействие родителей со старшеклассниками в период выбора профессии

Статья посвящена изучению взаимодействия родителей со старшеклассниками в период профессионального самоопределения, также в ней представлены результаты теоретического и эмпирического исследования по данной проблеме.

Формирование профессиональной мотивации студентов-биологов педагогического университета

В статье приведены и проанализированы результаты исследования мотивационной сферы будущих учителей биологии в процессе становления их профессиональной компетентности, предложены пути формирования профессиональной мотивации студентов-биологов.

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным поведением как психолого-педагогическая проблема

В статье рассматривается актуальная проблема профессионального самоопределения современных подростков; выделено понятие «профессиональное самоопределение», обозначены критерии готовности к профессиональному выбору подростков.

Особенности формирования конфликтного поведения в подростковом возрасте

В статье рассмотрена проблема формирования конфликтного поведения в подростковом возрасте, проанализирована актуальность данной проблемы, цель, проведено эмпирическое исследование.

Особенности профессиональной ориентации старшеклассников в условиях общеобразовательных учреждений

Статья посвящена изучению особенностей профессиональной ориентации старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения, а также проведено экспериментальное исследование по данной проблеме.

Теоретические основания исследования образовательной среды вуза

В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...

Значимость профориентационного тестирования молодежи в выборе будущей профессии

Проблемы профессиональной ориентации молодежи приобретают в настоящее время особую актуальность. В статье представлена методика, которая позволяет по-добрать перечень профессий, наиболее подходящих для респондента.

Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания

В данной статье рассмотрены проблемы толкования понятия профессиональной идентичности как основного элемента профессионального воспитания. Предлагается классификация или периодизация профидентичности, рассматриваются и трактуются ее теоретические кон...

Фактор престижности в вопросе профориентации

В данной статье представлен стереоскопический взгляд на проблему престижности профессий, не требующих высшего образования. Описаны источники и особенности социальных установок в отношении высшего и среднего профессионального образования и соответству...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы

В данной статье рассматриваются принципы построения профориентационной работы в школе, готовность классных руководителей к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся, работа педагогов с родителями обучающихся и реализ...

Задать вопрос