Психодиагностика в профессиональном образовании
Автор: Сагдиева Марина Маратовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 04.06.2015
Статья просмотрена: 1829 раз
Библиографическое описание:
Сагдиева, М. М. Психодиагностика в профессиональном образовании / М. М. Сагдиева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8230/ (дата обращения: 16.11.2024).
В постиндустриальном обществе главной проблемой индивида является нарушение психического состояния. В том числе в области профессиональной и образовательной сферы психодиагностика играет исключительно важную роль. Поэтому мы уделили особое внимание психологической диагностике в профессиональном образовании.
Что же такое «психодиагностика»? Анализируя этот термин, мы наблюдаем два составляющих: «психологическая» и «диагностика». Из чего следует, что психодиагностика — это отрасль психологии, которая распознает те или иные психические состояния человека.
Белова О. В. считает, что психодиагностика изучает способы образования и измерения индивидуально — психологических особенностей человека [1].
Психодиагностику Шнейдер Л. Б. рассматривал как распознание любого отклонения от нормального функционирования и как определённое состояние психической функции или процесса [6].
С помощью психодиагностики есть возможность оценить качество самого образования и выявить, в какой мере образовательная система обеспечивает полноценное развитие учащегося.
Задачи, решаемые современной психодиагностикой можно разделить на две группы:
1) Оценка эффективности программ и методов обучения, а также контроль за умственным и личностным развитием учащегося.
2) Определение готовности ребёнка к школе, выявление одарённости, разработка индивидуального подхода, помощь в профориентации и т. д.
Проводят диагностику с помощью опросников, тестов и анкет, в том числе это могут быть личные беседы, интервью, диагностические игры и т. п.
Кроме того, введение компьютерного тестирования относится к новым тенденциям диагностирования, которые не использовались ранее. Этот метод открывает новые возможности в психодиагностических исследованиях.
Лучинин А. С. считает, что большинство созданных и применяемых практических психодиагностических методик представляют так называемые бланковые или тестовые методики — такие, в которых испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме дать ответ. Бланковые методики широко распространены, так как они относительно просты для разработки и для использования и обработки результатов [4].
Во многих странах внедрение бланковых методик тесно связано с социально-политическими обстоятельствами. На Западе тестовые службы уже давно снабжают абитуриента независимым сертификатом о результатах тестирования, с которым он может отправляться в любое учебное заведение. В нашей стране также действует бланковый метод принятия в высшие и средние учебные заведения. Это намного упрощает прохождение испытательных экзаменов.
На втором месте находятся опросные методики, в ходе которых исследователь задаёт испытуемому устные вопросы, отмечает и обрабатывает его ответы, составляет выводы по полученным данным. Опросные методы хороши тем, что не требуют специальных бланков, заранее составленных вопросов. Это позволяет психодиагносту вести себя гибко по отношении к испытуемому, наблюдая за ним и реакцией на вопросы. Но опросные методы уступают бланковым тем, что с помощью них нельзя сравнить и систематизировать результаты разных испытуемых.
После опросных методов идут рисуночные психодиагностические методики. Эти методики могут проводиться по-разному, в одних случаях испытуемым предлагается оценить уже готовые рисунки, в других — самим нарисовать то, что попросит диагност.
Особое место среди психодиагностических методик занимают проективные. Бурлачук Л. Ф. и Морозов С. М. дали такое определение этим методикам: проективные методики(от лат. projectio — выбрасывание вперед) — совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода [2].
Следующая группа методик — объективно-манипуляционные. Эти методики основываются на том, что испытуемым предлагаются задачи в форме реальных предметов, с которыми нужно сделать что-либо, например, собрать какой-то предмет, изготовить или же разобрать.
На наш взгляд, самыми эффективными методиками являются тестирование, так как результаты можно систематизировать и выявить закономерности, как и говорилось ранее. Помимо тестирования, наиболее эффективны рисуночные методики, т. к. когда человек работает непосредственно с рисунком, он чаще всего действует неосознанно, может нарисовать или увидеть то, что будет в дальнейшем характеризовать его психологическое состояние.
В образовании необходимо использование психодиагностики, так как без наблюдения и диагностирования учащихся (а порой и преподавателей) невозможно устранить проблемы, вытекающие из психических расстройств. Но помимо устранения психических проблем, педагог — психолог должен работать с детьми над их профессиональной ориентацией. В тех случаях, когда интересы и предпочтения индивида неосознанны и не выражены, рекомендуется проведение психодиагностического обследования. При этом должен учитываться широкий спектр профессиональных требований.
Рассмотрим самые эффективные профориентационные методики.
Для начала рассмотрим метод диагностики структуры сигнальных систем, разработанный Э. Ф. Зеер, А. М. Павловой и Н. О. Садовниковой. Эта методика основывается на преобладании у человека первой или второй сигнальной системы, от которой зависит тип высшей нервной деятельности. Так, например, индивиды, у которых преобладает первая сигнальная система, имеют художественный тип, а преобладание второй сигнальной системы говорит о мыслительном типе. В основном, выявить преобладание первой или второй сигнальной системы можно с помощью опросников и тестирования [3].
А. Е. Голомшток разработал опросник «Карта интересов». По ответам испытуемого определяется степень выраженности к определённому типу профессиональной деятельности.
Но Филимонова О. Г. посчитала, что опросник Голомштока А. Е. немного устарел, и добавила к нему такие направления деятельности, как: информационные технологии, социология, философия и бизнес. Опросник называется также «Карта интересов» [5].
Московский областной центр профориентации разработал неординарную методику, в которой всего с помощью двух вопросов и таблицы можно определить профессию, наиболее подходящую интересам и склонностям индивида. Методика получила название «Матрица выбора профессии»
Методика Л. А. Йовайши основывается на выделении четырёх компонентов в структуре личности, влияющих на выбор профессии: активность, возможность, стиль, направленность [5].
«Профассоциации» — методика, основанная на ассоциативном аспекте. Индивид, проходящий тест, даёт ассоциации на профессии. По результатам теста оценивается профессиональная направленность [5].
В том числе распознавание готовности человека к учёбе является важным фактором для использования психодиагностических методик. Выявление психологического состояния на данный момент. По этому вопросу Л. Н. Кабардова разработала опросник для определения профессиональной готовности, по результатам которого делается вывод о готовности человека к работе или учёбе и склонности человека к определённой сфере деятельности (человек-знак, человек — техника, человек — природа, человек — художественный образ и человек — человек) [5].
Современная психодиагностика в образовании обеспечивает эффективное усвоение учебных знаний, нового теоретического и практического опыта. Умственное и личностное развитие ребёнка в современном обществе во многом зависит от психологической диагностики.
Литература:
1. Белова О. В., Общая Психодиагностика. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
2. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С. М. Словарь-справочник по психодиагностике — СПб.: Питер Ком, 1999.
3. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособ. для высшей школы. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.
4. Лучинин А. С. Психодиагностика.: М — Эксмо; 2008.
5. Тесты по профориентации для школьников: самый полный сборник тестов/ сост. А.Аркадьев. — Минск: Современная школа, 2008. — 272с.
6. Шнейдер Л. Б., Основы психодиагностики, М., 1995