Сравнительный анализ профориентационных методик | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 21.04.2021

Статья просмотрена: 4437 раз

Библиографическое описание:

Толстикова, А. А. Сравнительный анализ профориентационных методик / А. А. Толстикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 346-350. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80241/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлен сравнительный анализ профессиональных методик, их достоинства и недостатки, и какие существующие методики уже утратили свою актуальность. Рассматривается краткое описание профориентационных методик, которые наиболее подходят для установления соответствий между профессиональными качествами и профессиями. Сделан вывод о недостаточной информативности каждой методики.

Ключевые слова: профессия; профориентация; профессиональное самоопределение; профориентационные методики, профессиональная деятельность.

Введение. Выбор профессии — составляющая самоопределения и планирования своей дальнейшей судьбы. Одним из важных направлений в развитии современного общества является согласование профессиональных интересов соискателей с требованиями работодателей. Профессиональное самоопределение личности предполагает наличие профессиональных и социально-значимых качеств, которые гарантируют процесс продуктивной самореализации в профессии и его необходимо осуществлять путем оптимального регулирования личностных интересов и устремлений с целью удовлетворения потребностей общества в кадрах [5, с. 76]. У соискателей в процессе выбора профессии возникают определенные трудности:

1) отсутствие представления о востребованных профессиях;

2) перенос отношения к человеку на саму профессию;

3) ориентация на профессии высокой квалификации;

4) устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии;

5) какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности;

6) субъективная оценка своих предпочтений и способностей.

Большое разнообразие существующих профессий, встречающихся в настоящее время на рынке труда, может запутать соискателя, поэтому, наиболее рациональным вариантом является применение подхода, который предполагает ориентацию личностных профессиональных качеств на одну из сфер профессиональной деятельности. Решение данной задачи предполагает применение систем, методов и методик профессионального самоопределения, которые диагностируют направленность, интересы, склонности и способности личности, способствующих успешному выбору профессии [5, с. 76]. На сегодняшний день не существует общепринятой универсальной методики для выявления профессиональных интересов, поэтому, чтобы получить достоверные результаты, необходимо использовать несколько методик. Но не все они являются достаточно современными и практичными, имеют свои плюсы и минусы.

Цель: провести сравнительный анализ профориентационных методик.

Рассмотрим наиболее часто применяемые в практике методики такие как «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» Е. А. Климова, «Опросник профессиональной готовности» Л. Н. Кабардова, «Матрица выбора профессии» Г. В. Резапкиной, «Методика профессионального самоопределения» Дж. Холланда (Голланда), «Активизирующая профориентационная методика» Н. С. Пряжникова, «Карта интересов» А. Е. Голомштока, «Методика определения склонностей» Л. А. Йовайши, «Профассоциации», методика «Анкета интересов» и «Ориентация» И. Л. Соломина. Проблема применения приведенных профориентационных методик детерминирована тем, что предлагаемые в них профессии на сегодняшний день несколько устарели или совсем исчезли с рынка труда, а новые актуальные виды деятельности не принимаются во внимание. В качестве критериев сравнительного анализа будем рассматривать достоинства (доступность, актуальность указанных профессий, длительность, валидность) и недостатки.

«Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» Е. А. Климова [9, с. 864]. Это один из самых распространенных тестов, который предназначен для отбора на различные типы профессий и его обычно применяют во время диагностики в школах или кадровых агентствах. Методика состоит из 20 суждений, в которых необходимо выбрать один из двух видов занятий, и определяет психотип личности (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ), а по нему уже рекомендуются лучшие профессии. Результаты методики показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес. Достоинства: легко найти в сети, в открытом доступе; быстрый результат. Недостатки: ответы очевидны; результат может быть размытым, преобладают 2–3 типа профессий; внутри каждого типа профессий заметен огромный разброс направлений; тест с первых вопросов начинает сам «подводить» тестируемого к определенной специальности; все профессии смешаны; также этот опросник до сих пор не имеет никаких данных о валидности.

«Опросник профессиональной готовности» (ОПГ) Л. Н. Кабардова [4]. Эта методика включает 50 утверждений и позволяет определить наиболее подходящий тип профессии в соответствии с классификацией Е. А. Климова. Также, возможно проанализировать одновременно индивидуальные возможности в реализации определенных знаний, умений, эмоциональное отношение, возникающее при выполнении соответствующей работы, предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей профессии. Достоинства: высокая достоверность определить подходящую профессию [9, с. 864]. Недостатки: более продолжительна по времени по сравнению с ДДО Е. А. Климова.

«Матрица выбора профессии» Г. В. Резапкиной создана Московским областным центром профориентации молодежи. Методика напоминает увлекательную игру, где необходимо ответить на 20 вопросов (по 10 в двух частях теста) и свести результаты каждой части в специальной матрице. В точке их пересечения находится будущая профессия. Достоинства: легко доступен в сети; оригинально составлен; интересно проходить тест; быстрый результат; представлены актуальные профессии (флорист, Web-дизайнер). Недостатки: расплывчатый и неточный результат; не учитываются какие-либо характеристики, кроме пожеланий тестируемого.

«Активизирующая профориентационная методика» Н. С. Пряжникова [7]. Данный опросник направлен на повышение уровня осознания готовности к различным видам профессионального труда и включает 34 вопроса. Необходимо дать ответ, выставив определенное количество баллов. После данные проанализирует специалист и скажет результат. Методика имеет диагностическую ценность, которая повышается, если использовать ее совместно с другими популярными профориентационными методиками, например, с «Дифференциально-диагностическим опросником» (ДДО) Е. А. Климова, «Картой интересов», опросником Дж. Голланда и т. п. Достоинства: легко найти в сети; большой выбор профессий; тщательная проработка пожеланий школьника; быстрый результат. Недостатки: мало современных и востребованных профессий; есть странные ответы, например: квартирный вор; тест не учитывает личностные характеристики и таланты, только пожелания и настроение тестируемого.

«Методика профессионального самоопределения» Дж. Холланда (Голланда). Данная методика направлена на соотношение склонностей, возможностей, способностей, интеллекта личности с различными профессиями для наилучшего выбора профессии и содержит 42 пары профессий. При прохождении необходимо выбрать понравившуюся специальность из пары. Методика позволяет определить принадлежность к одному из 6 типов: реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный. Каждый тип личности является идеализацией, гипотетической конструкцией для описания определённой группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками [9, с. 864]. Достоинства: легко найти в сети, интересный результат, много информации; более точный выбор по сравнению с предыдущими тестами; до сих пор применяют в Европе на собеседовании в высших учебных заведениях и во время приема на работу. Недостатки: не указаны современные профессии; редко применяется специалистами для профориентации в России.

«Карта интересов». Изначально, этот опросник создал А. Е. Голомшток в целях профориентации при приеме на работу для диагностики как подростков, так и взрослых. Отталкиваясь из структуры ответов определяется степень выраженности интереса к определенному виду профессиональной деятельности. Но, затем произошла ее модификация О. Г. Филимоновой, которая внесла перечень новых направлений, по которым составлены вопросы к учащимся. Достоинства: легко найти в сети; подходит для школьников, т. к. напрямую указывает связь с изучаемым предметом; в новом перечне направлений деятельности появились такие популярные сейчас виды деятельности, как информационные технологии, социология, философия, бизнес. Недостатки: этот опросник уже долгое время публикуется без изменений и устарел как с точки зрения перечня направлений деятельности, так и с точки зрения формулировки вопросов; при его проведении в аудитории возникают смешки и недоумение, что и побудило к некоторому его усовершенствованию.

«Методика определения склонностей» Л. А. Йовайши направлена на определение склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности. Методика состоит из 24 вопросов, по окончании прохождения необходимо подсчитать сумму баллов, именно она будет отражать профессиональную склонность к определенному виду деятельности. Поскольку в качестве результатов теста соискателю предлагается информация о полученном типе личности, соотнести полученные данные с профессиями рынка труда довольно сложно самостоятельно [9, с. 864]. Достоинства: наличие косвенных вопросов, выявляющих скрытую мотивацию, по сравнению с другими методиками, в которых задаются «лобовые», прямолинейные вопросы; время не ограничено, что позволяет тщательно обдумать ответ. Недостатки: размытые результаты, требуется конкретика.

Методика «Профассоциации». Данный тест основан на ассоциативном методе и оценивается профессиональная направленность. Испытуемому необходимо дать ассоциации на предъявленные профессии. Может применяться как в индивидуальной, так и групповой профориентационной работе [8]. Достоинства: в открытом доступе; быстрый результат; интересная подача; развивает ассоциативные процессы мышления. Недостатки: не учитываются личностные характеристики и таланты личности; невозможно получить точный результат.

Методика «Анкета интересов» [3, с. 298] помогает конкретизировать сферы, в которых сосредоточены профессиональные интересы соискателей. Сам опросник состоит из 78 утверждений о различных видах деятельности, на которые необходимо ответить одним из следующих утверждений: очень нравится; нравится, но не очень; затрудняюсь ответить; не нравится; совсем не нравится. По результатам диагностики определяются сферы, к которым у соискателя проявляется интерес. Данная методика ориентирована в большей степени на школьников и не рассматривает профессии, находящиеся на стыке наук. Достоинства: доступна в сети. Недостатки: достаточно устаревшие профессии; есть вероятность ошибиться в подсчете результата; наличие модификаций на 120, 144 и 174 утверждения, что может вызвать усталость уже через 15–20 минут с начала выполнения и поставить под угрозу достоверность результатов.

Методика «Ориентация» И. Л. Соломина. Непосредственно применяется для определения самооценки профессиональных интересов и способностей личности. Определяется преимущественная склонность и способность к одному из пяти типов профессий в соответствии с классификацией Е. А. Климова (человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-природа) и соответствие двум классам: исполнительские и творческие [1, c. 66]. Достоинства: доступна в сети; очень проста в применении и обработке; можно отдать предпочтение склонностям (Хочу) или способностям (Могу). Недостатки: отсутствует разъяснение результатов, приблизительных вариантов профессий, как например в опроснике ДДО Климова или «Матрица выбора профессии» Г. В. Резапкиной.

По результатам проведенного анализа, учитывая достоинства и недостатки представленных методик, можно сказать, что наиболее привлекательной является «Матрица выбора профессии» Г. В. Резапкиной, т. к. она легко доступна в сети, оригинально составлена, интересно проходить, быстрый результат, представлены актуальные профессии (флорист, Web-дизайнер). Но ее следует проводить совместно с личностными опросниками и с «Активизирующая профориентационная методика» Н. С. Пряжникова для повышения диагностической ценности. Опросник профессиональной готовности» (ОПГ) Л. Н. Кабардова тоже можно применять в процессе профориентации, потому что существует высокая достоверность определить наиболее подходящую профессию, но в то же время она более длительна по сравнению с «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» Е. А. Климова, который можно считать наиболее неподходящий, т. к. данную методику применяют все практические специалисты и многие соискатели уже знают цель, и все ответы будут направлены на социально-желаемый результат.

Заключение. Рассмотренные методики были разработаны уже достаточно давно, поэтому предлагаемые в них профессии на сегодняшний день устарели, некоторые вовсе исчезли с рынка труда. Кроме того, результаты профориентационной диагностики с использованием специализированных методик лишь приблизительно указывают рекомендуемую сферу профессиональной деятельности [9, с. 865]. Ни одна из популярных методик по профориентации не дает точного результата, но пройти их стоит все, ведь тогда можно получить список возможных профессий и направлений обучения, которые подходят по темпераменту, интересам и увлечениям. Но зачастую и такой подход вызывает трудности в интерпретации и объединении полученных результатов. Таким образом, методики профориентации должны качественно, быстро подстроиться под ситуацию на рынке труда, успешно ориентироваться в многообразии профессий и примерно определять, насколько личностные качества подходят под выбранную специальность. Проблема разработки по-настоящему действенных тестов очень актуальна, возможно, создание экспресс-тестов будет наилучшим вариантом.

Литература:

  1. Бендюков М. А., Соломин И. Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. — Спб.: Речь, 2006. — 240 с. (с. 65–70).
  2. Кобзов, А. Ю. Значимость профориентационного тестирования молодежи в выборе будущей профессии / А. Ю. Кобзов, А. В. Кобзова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 354–357. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8096/ (дата обращения: 18.03.2021).
  3. Овсянникова, С. К. Организация профориентационной работы в школе: Методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. –362 с.
  4. Опросник профессиональной готовности [Электронный ресурс] // azps.ru А. Я. Психология. URL: http://azps.ru/tests/tests2_opg.html (дата обращения: 16.12.2014).
  5. Похорукова, М. Ю. Сравнительный анализ существующих программ профессионального самоопределения / М. Ю. Похорукова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 76–78. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36192/ (дата обращения: 11.03.2021).
  6. Провозен Е. Насколько эффективны тесты по профориентации // Дата публикации: 08.05.2018/ URL: Эффективны ли тесты по профориентации (propostuplenie.ru).
  7. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 496 с.
  8. Психодиагностическая методика «Профассоциации» [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru): [web-сайт]. 11.02.2013. — Режим доступа: http://azps.ru/tests/proforientation/associacii.html (11.02.2013).
  9. Самохина, В. М. Профориентационные методики в процессе выбора профессии / В. М. Самохина, М. Ю. Похорукова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 863–865. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23518/ (дата обращения: 18.03.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): методика, профессия, быстрый результат, профессиональная деятельность, достоинство, недостаток, профессиональное самоопределение, рынок труда, профессиональная готовность, сравнительный анализ.


Похожие статьи

Роль профессиональных стандартов в профориентации молодых специалистов

В статье рассматривается актуальная проблема применения профессиональных стандартов в проведении профориентационной работы с молодыми специалистами.

Роль комплексных оценочных моделей в рамках процедуры аккредитации учреждений высшего профессионального образования

В статье рассматриваются сущность и понятие аккредитации и ее цели, роль комплексных оценочных моделей для аккредитационных процедур учреждений высшего профессионального образования, предлагается авторская многопараметрическая модель оценки, включающ...

Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии)

Данная статья посвящена анализу педагогических технологий и методов обучения в сфере профессионального образования, направленных на изучение правовых дисциплин. Автор анализирует имеющиеся педагогические технологии и методики, отмечая наиболее эффект...

Методический подход к оценке эффективности деятельности медицинской организации

В данной статье рассмотрены понятия эффект и эффективность по отношению к деятельности медицинской организации, выделены четыре группы перспективных целей и проанализированы их индивидуальные особенности и направления реализации в разрезе их достижен...

Профессиональная компетентность военного переводчика (на материале китайского языка)

В данной статье рассматриваются вопросы формирования компетенций военного переводчика, основные компетенции и их влияние на общее качество перевода, способы и проблемы формирования таких компетенций; используются примеры из сопоставления русских и ки...

Феномен качества образования и его индикаторы

В данной статье речь идет о том, с помощью каких критериев оценивается качество образования в современном мире. Анализ материала показывает, что они могут оказывать значительное влияние на репутацию и конкурентоспособность вузов и школ в глазах прямы...

Разработка модели информационного кейса в информационной системе профориентирования

Одну из ключевых проблем современного высшего образования можно сформулировать как недостаточность функционала профориентационных информационных систем, предназначенного для демонстрации примеров профессиональной деятельности и связанных с нею образо...

Инструменты отбора и оценки сотрудников по компетенциям

При подборе и отборе сотрудников необходимо оценивать их компетенции согласно текущей модели, принятой в организации и соответствующей её стратегическим целям. В данной статье рассматриваются основные инструменты, которые позволяют оценить компетенци...

Возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения

В статье рассмотрены возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения. Текст статьи содержит результаты эмпирического исследования оценки уровня сформированности профессиональной компетентности студентов ...

Лингвопрагматические особенности мотивационных постов в сети Инстаграм

В статье рассматриваются лингвопрагматические особенности мотивационного поста. Актуальность выбранной темы обусловлена популярностью мотивационных постов сети Инстаграм, которые представляют собой на сегодняшний день огромный пласт культуры. На наш ...

Похожие статьи

Роль профессиональных стандартов в профориентации молодых специалистов

В статье рассматривается актуальная проблема применения профессиональных стандартов в проведении профориентационной работы с молодыми специалистами.

Роль комплексных оценочных моделей в рамках процедуры аккредитации учреждений высшего профессионального образования

В статье рассматриваются сущность и понятие аккредитации и ее цели, роль комплексных оценочных моделей для аккредитационных процедур учреждений высшего профессионального образования, предлагается авторская многопараметрическая модель оценки, включающ...

Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии)

Данная статья посвящена анализу педагогических технологий и методов обучения в сфере профессионального образования, направленных на изучение правовых дисциплин. Автор анализирует имеющиеся педагогические технологии и методики, отмечая наиболее эффект...

Методический подход к оценке эффективности деятельности медицинской организации

В данной статье рассмотрены понятия эффект и эффективность по отношению к деятельности медицинской организации, выделены четыре группы перспективных целей и проанализированы их индивидуальные особенности и направления реализации в разрезе их достижен...

Профессиональная компетентность военного переводчика (на материале китайского языка)

В данной статье рассматриваются вопросы формирования компетенций военного переводчика, основные компетенции и их влияние на общее качество перевода, способы и проблемы формирования таких компетенций; используются примеры из сопоставления русских и ки...

Феномен качества образования и его индикаторы

В данной статье речь идет о том, с помощью каких критериев оценивается качество образования в современном мире. Анализ материала показывает, что они могут оказывать значительное влияние на репутацию и конкурентоспособность вузов и школ в глазах прямы...

Разработка модели информационного кейса в информационной системе профориентирования

Одну из ключевых проблем современного высшего образования можно сформулировать как недостаточность функционала профориентационных информационных систем, предназначенного для демонстрации примеров профессиональной деятельности и связанных с нею образо...

Инструменты отбора и оценки сотрудников по компетенциям

При подборе и отборе сотрудников необходимо оценивать их компетенции согласно текущей модели, принятой в организации и соответствующей её стратегическим целям. В данной статье рассматриваются основные инструменты, которые позволяют оценить компетенци...

Возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения

В статье рассмотрены возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения. Текст статьи содержит результаты эмпирического исследования оценки уровня сформированности профессиональной компетентности студентов ...

Лингвопрагматические особенности мотивационных постов в сети Инстаграм

В статье рассматриваются лингвопрагматические особенности мотивационного поста. Актуальность выбранной темы обусловлена популярностью мотивационных постов сети Инстаграм, которые представляют собой на сегодняшний день огромный пласт культуры. На наш ...

Задать вопрос