Инновационные технологии в профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья
Авторы: Карпова Ирина Викторовна, Оситнянко Яна Александровна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (44) июнь 2023 г.
Дата публикации: 08.06.2023
Статья просмотрена: 646 раз
Библиографическое описание:
Карпова, И. В. Инновационные технологии в профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья / И. В. Карпова, Я. А. Оситнянко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8442/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Механизм реализации психолого-педагогического сопровождения профориентации инвалидов и ЛОВЗ (ПрофТраектория)». Приводятся результаты анализа современного состояния профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (лиц с ОВЗ) и опыта работы в разработке и апробации новых эффективных технологий профориентации лиц, имеющих психофизические нарушения.
Ключевые слова: лица с ОВЗ, диагностика, профессиональное обучение, интеллектуальные нарушения, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение.
Стремительно меняющийся уклад социально-экономических отношений современного общества способствует неизбежному возникновению «пустот и барьеров» на пути профессиональной ориентации и трудоустройства все увеличивающегося числа подростков с ограниченными возможностями здоровья [1].
В последнее время во всём мире высказывается мнение о необходимости расширения помощи людям с интеллектуальными нарушениями. Многие исследователи (К. Гилберг, Л. Хеллгрен, 2004; Д. В. Зайцев, 2004; И. Я. Гурович, О. Г. Ньюфельдт, 2007; О. В. Михейкина, 2012 и др.) выделяют одним из доминирующих направлений в ее оказании социореабилитационный подход, основа которого подразумевает приближение жизненной модели к нормальной, в общепринятом смысле [5]. Одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации и эффективной самореализации становится получение профессии. В связи с этим вполне объяснимым становится повышенный интерес к теме профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время самой многочисленной нозологической группой среди этой категории граждан являются лица с интеллектуальными нарушениями.
Особенности в развитии, обусловленные различными заболеваниями, не позволяют традиционными психолого-педагогическими методами обеспечить профессиональную ориентацию лиц с нарушением интеллекта. По отношению к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья перестают действовать традиционные способы решения проблемы выбора профессии [2].
Эта ситуация обостряет противоречия между:
— ростом количества обучающихся с интеллектуальными нарушениями, нуждающихся в профессиональной реабилитации (абилитации) и отсутствием системы профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья;
— необходимостью государства в квалифицированных рабочих кадрах и отсутствием специальных технологий профессиональной ориентации лиц с особыми образовательными потребностями;
— потребностью общества во «включении» людей с психофизическими нарушениями в активные социальные отношения и ограниченность возможностей реализации права трудится.
Анализ существующих противоречий позволяет сформулировать основную проблему современного психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации — отсутствие (или недостаточная разработанность) эффективных технологий профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения.
Цель профессиональной ориентации лиц с нарушениями интеллекта — личность с развитой потребностью трудиться и участвовать в социальной жизни общества.
К основным подходам адаптированной системы профориентации можно отнести следующие: учет возможностей и ограничений физического и психофизического здоровья; ориентация на сохранные функции организма; учет интересов и склонностей молодых людей.
Основными принципами психолого-педагогического сопровождения становятся: рекомендательный характер; приоритет интересов сопровождаемого; ресурсность и здоровьесбережение сопровождаемого; системность сопровождения; комплексный подход сопровождения.
Основными направлениями профессиональной ориентации являются: профессиональное информирование; профессиональное диагностирование; профессиональное консультирование; профессиональное воспитание и адаптация.
Самое уязвимое направление профессионального ориентирования лиц с ОВЗ — диагностика, на данный момент нет общепризнанных методик оценивания профессионально важных качеств несовершеннолетних с отклонениями в интеллектуальном развитии. Исследование личности в подростковом возрасте — чрезвычайно важная задача, следует помнить о необходимости тщательного подбора валидных диагностических методик с учетом речевых и интеллектуальных особенностей. Часто применение распространенных профориентационных диагностик невозможно по ряду причин:
— не на все вопросы, обучающиеся с ОВЗ могут ответить вследствие ограничений развития познавательных психических процессов;
— обучение согласно результатам тестирования, в ряде случаев невозможно объективно.
Важность диагностирования несовершеннолетних с отклонениями в интеллектуальном развитии отражена в работах профессора кафедры олигофренопедагогики Московского педагогического Государственного Университета С. Д. Забранной и доктора педагогических наук Левченко И. Ю. В их работах определен ряд специфических особенностей процедуры исследования подростков с отклонениями в развитии, указаны причины ограниченного применения многих методик, отсутствия абсолютно валидных профориентационных диагностик данных лиц. Разработка новых методик профессионального диагностирования является наиболее востребованным направлением психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации подростков в ограниченными возможностями здоровья [3, 4].
В связи с недостатком профориентационных методик диагностирования, для определения интересов и склонностей оптантов специалистами Центра профориентационной работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на базе Хабаровского промышленно-экономического техникума была разработана анкета «Карта интересов», которая помогает ориентировать молодых людей в профессиональном выборе. С ее помощью становится возможным определить интересы и склонности молодых людей и на основе этого направлять их в выборе программ профессионального обучения. Разработана анкета для абитуриентов, ориентирующий по профессиям, которые можно получить в Хабаровском крае. Диагностика представляет собой анкету с простыми, доступными по содержанию вопросами и бланком ответов. Оптантам предлагается согласиться или не согласиться с предложением и в отведенное и прономерованное место поставить «+» или «-». При обработке специалист по сочетанию положительных и отрицательных ответов, указанных в бланке ответов, определяет интересы молодых людей и рекомендует одну или несколько профессий для реализации склонностей в той или иной профессиональной деятельности.
Уникальность продукта в сочетании нескольких необходимых для профессиональных диагностик моментов:
— адаптированность текстового материала в соответствии возможностями молодых людей;
— перечень профессий реален, профессиональное обучение по ним можно получить в профессиональных учреждениях Хабаровского края;
— тематическое содержание вопросов соответствует существующим на данный момент требованиям Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕКТС) и Профессиональным стандартам профессий.
В 2022 году специалисты Центра профориентационной работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в рамках эксперимента провели сравнительный анализ результатов диагностирования группы обучающихся 8-х, 9-х классов школ-интернатов № 5 и № 4 г. Хабаровска, прошедших опрос дважды. Исследование позволило сделать вывод: в большинстве случаев рекомендации сохранились — в 14 случаях из 16; у 6 обучающихся — полное совпадение; у 8 опрошенных — при сохранении одного из направлений появился или исчез интерес к другой профессиональной направленности; 2 обучающихся показали смену интересов.
С 2020 по 2023 годы «Карта интересов» прошла апробацию более чем на 350 обучающихся. Подавляющее большинство обучающихся успешно справляются, не испытывают трудности при ответе на вопросы. Психологи школ-интернатов, где проходила апробация заметили, что результаты диагностирования совпадают с результатами общепризнанных методик (в тех случаях где применение последних возможно).
В ходе проведенных мероприятий нами было установлено, что процесс психолого-педагогического сопровождения профориентации лиц с интеллектуальными нарушениями необходимо выстраивать с учетом особенностей оптантов. Вся система принципов, подходов и направлений реализуется со значительным своеобразием в силу того, что объектом профессиональной ориентации является лицо, имеющие интеллектуальные нарушения. Внедрение в практику новых форм профориентационной работы, таких как анкета «Карта интересов» способствует эффективной деятельности, направленной на профессиональное самоопределение подростков с ограниченными возможностями здоровья. Эта форма диагностирования стала опорным инструментом в работе специалистов Центра профориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ Хабаровского промышленно-экономического техникума.
Литература:
- Данилова, З. Г. Педагогическое сопровождение адаптации детей–сирот и учащихся колледжа с ОВЗ к осуществлению выбора в профессиональном обучении / З. Г. Данилова. — М.: Русимпо, 2015. — 132 с.
- Елецкая, О. В. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник с практикумом для студентов дефектологических факультетов / О. В. Елецкая, А. А. Тараканова. — 3-е изд., стер. — М.: Флинта, 2018. — 500 с.
- Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития: (курс лекций) / С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко. — М.: В. Секачёв — 2007. — 128 с.
- Левченко В. В. Патопсихология: теория и практика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева, Г. Х. Юсупова, Г. А. Бутко; под редакцией И. Ю. Левченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2013. — 224 с.
- Пузанов, Б. П. Социальная адаптация, реабилитация и обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: учебное пособие для вузов / Б. П. Пузанов. — М.: ВЛАДОС, 2017. — 88 с.
- Старобина Е. М. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: методическое пособие / Под ред. Е. М. Старобиной. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 304 с.
Ключевые слова
профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, диагностика, профессиональное обучение, интеллектуальные нарушения, лица с ОВЗПохожие статьи
ПрофТраектория: инструменты для профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Механизм реализации психолого-педагогического сопровождения профориентации инвалидов и ЛОВЗ (ПрофТраектория)». Приводятся разработанные и апробированные инструменты для профориент...
Игровые технологии в ранней профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
В статье представлена авторская разработка — профориентационная игра «ПрофиТур» для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты ее адаптации и практической значимости для расширения знаний о профессиях, их...
Методическое обеспечение эффективного трудоустройства выпускников c инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
В статье представлена авторская разработка — рабочая тетрадь по трудоустройству для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты ее адаптации и практической значимости для формирования активного поведения н...
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике
Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования
В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...
Использование приемов сенсорной интеграции в работе учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
В статье описывается опыт интегрированной сенсомоторной коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральной образовательной программы (далее ФОП ДО). Показана система работы учителя-дефектолога с детьми, имеющие с...
Уровень готовности будущих педагогов-психологов к реализации инклюзивного образования
В статье раскрывается тема инклюзивного образования в России, производится сравнение специальной и инклюзивной моделей обучения, анализируется процесс совершенствования законодательства в области образования детей с ограниченными возможностями здоров...
Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки
В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении
В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников. Рассматриваются способы соз...
Опыт организация деятельности педагогических классов
В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопре...
Похожие статьи
ПрофТраектория: инструменты для профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Механизм реализации психолого-педагогического сопровождения профориентации инвалидов и ЛОВЗ (ПрофТраектория)». Приводятся разработанные и апробированные инструменты для профориент...
Игровые технологии в ранней профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
В статье представлена авторская разработка — профориентационная игра «ПрофиТур» для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты ее адаптации и практической значимости для расширения знаний о профессиях, их...
Методическое обеспечение эффективного трудоустройства выпускников c инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
В статье представлена авторская разработка — рабочая тетрадь по трудоустройству для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты ее адаптации и практической значимости для формирования активного поведения н...
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике
Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования
В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...
Использование приемов сенсорной интеграции в работе учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
В статье описывается опыт интегрированной сенсомоторной коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральной образовательной программы (далее ФОП ДО). Показана система работы учителя-дефектолога с детьми, имеющие с...
Уровень готовности будущих педагогов-психологов к реализации инклюзивного образования
В статье раскрывается тема инклюзивного образования в России, производится сравнение специальной и инклюзивной моделей обучения, анализируется процесс совершенствования законодательства в области образования детей с ограниченными возможностями здоров...
Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки
В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении
В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников. Рассматриваются способы соз...
Опыт организация деятельности педагогических классов
В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопре...