ПрофТраектория: инструменты для профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Карпова, И. В. ПрофТраектория: инструменты для профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья / И. В. Карпова, Я. А. Оситнянко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3.1 (49.1). — С. 14-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9244/ (дата обращения: 18.07.2024).



В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Механизм реализации психолого-педагогического сопровождения профориентации инвалидов и ЛОВЗ (ПрофТраектория)». Приводятся разработанные и апробированные инструменты для профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: лица с ОВЗ, диагностика, профессиональное обучение, интеллектуальные нарушения, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение.

Одним из основных условий успешной социализации и эффективной самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья является включение в активную общественную жизнь с помощью трудовой деятельности. В связи с этим вполне объяснимым становится повышенный интерес к теме профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья [5, 6].

В начале 2022 года на базе Хабаровского промышленно-экономического техникума была организована Краевая инновационная площадка «Механизм реализации психолого-педагогического сопровождения профориентации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья». Целью ее создания стала разработка портфеля «ПрофТраектория», в состав которого вошли эффективные методики профессиональной ориентации лиц с психофизическими нарушениями.

Разработанные продукты являются элементами комплексной профориентационной работы специалистов данного образовательного учреждения. «Рабочая тетрадь по трудоустройству для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья» представляет собой сборник заданий, упражнений, тренингов по подготовке к трудоустройству лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Особенность учебного пособия заключается в следующем:

— адаптированность текстового материала в соответствии с возможностями молодых людей;

— сочетание социальных, педагогических и психологических подходов к содержанию учебного материала;

— тематическое содержание учебного пособия представляет собой материал, отражающий актуальные потребности людей, имеющих психофизические нарушения.

Отсутствие разработанных практически применимых форм ранней профориентации с обучающимися с особыми образовательными потребностями стало толчком к созданию профориентационной игры «ПрофиТур».

«ПрофиТур», в соответствии с классификацией, представляет собой игру, возникающую по инициативе взрослого, который использует ее с образовательной и воспитательной целями. Позволяет создавать ситуации, в которых участники могут расширить знания о профессиях, увидеть перспективы той или иной профессиональной деятельности и осознать значимость выбора будущей профессии.

Игра имеет развивающую направленность, учитывает возможности и особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Информационное содержание мероприятия адаптировано и предполагает знакомство с миром профессий доступных для дальнейшего профессионального обучения школьникам. Собранные упражнения имеют благоприятное воздействие на развитие мышления, памяти, воображения и речи; воздействуют на зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы.

Опыт проведения профессиональных проб на базе производственных мастерских образовательного учреждения позволил создать руководство по применению данного мероприятия в качестве профессиональной диагностики обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Методический практикум «Профориентационные пробы от создания до диагностики» описывает механизм создания инструментов профдиагностики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе профессиональных проб. Практическое использование данного материала дает возможность создавать инструменты профдиагностики, позволяющие фиксировать и подвергать анализу результаты деятельности участников профпроб практически по любой профессии. В условиях отсутствия валидных общепринятых форм оценки профессиональных возможностей лиц с инвалидностью, практикум поможет специалистам, занимающимся профориентационной работой построить индивидуальные образовательные маршруты обучающихся.

Востребованным путеводителем для педагогов, родителей и обучающихся стал «Информационный справочник программ профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья». Пособие представляет собой полный обзор программ профессионального обучения в Хабаровском крае на данный момент с указанием профессиональных образовательных организаций. Содержит информацию о профессиях, характеристики работ и возможные противопоказания, а также памятку для поступающих. Справочник поможет правильно выстроить траекторию выбора профессионального образования оптантов.

За время работы инновационной площадки специалисты Хабаровского промышленно-экономического техникума провели 13 игр «ПрофиТур», в которых поучаствовали 134 обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Информационный справочник рассылается по образовательным организациям Хабаровского края, реализующим адаптированные общеобразовательные программы. Также с использованием справочника было организовано: 19 профориентационных уроков; 7 родительских собраний, с участием 249 человек.

Рабочая тетрадь используется в адаптационном цикле программ профессионального обучения в 9 учебных группах.

Профессиональные пробы с использованием диагностического инструментария проведены 22 раза, в них поучаствовали 229 обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Для подтверждения эффективности проводимых мероприятий в Хабаровском промышленно-экономическом техникуме проводится ежегодное анкетирование обучающихся первых курсов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Первокурсникам предлагается ответить на четыре вопроса: указать профессию, по которой учащиеся обучаются; указать профессию, по которой хотелось бы обучаться; назвать причину поступления в техникум; оценить, насколько интересно учиться в техникуме [3,4]. Анкетирование проводится анонимно и охватывает все группы первого курса программ профессионального обучения.

Сравнительный анализ результатов последних трех лет позволяют сделать следующие выводы. Среди обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья образовательного учреждения:

— рост процента профессионально определившихся к моменту поступления;

— стабильное увеличение процента обучающихся, получающих знания по желаемой профессии;

— сокращения процента профессий мечты, не соответствующих уровню образования (пожарный, медицинская сестра, педагог и т. п.);

— подавляющему большинству учиться в техникуме интересно.

Таким образом, результаты данного исследования показывают, что внедрение в практику новых форм профориентационной работы способствует эффективной деятельности, направленной на профессиональное самоопределение подростков с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Литература:

  1. Гордиевская, Е.О., Старобина, Е. М. Профессиональный выбор в процессе профессионального самоопределения детей-сирот: методические материалы для специалистов детских учреждений для детей-сирот. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. — 96 с.
  2. Данилова, З. Г. Педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот и учащихся колледжа с ОВЗ к осуществлению выбора в профессиональном обучении. — М.: Изд-во Русимпо, 2015. — 132 с.
  3. Дульнев, Г. М. Учебно-воспитательная работа по вспомогательной школе: Пособие для учителей / Г. М. Дульнев. — М: Просвещение, 1981. — 176 с;
  4. Пинский, Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы / Б. И. Пинский. — Москва: Педагогика, 1985. — 124 с.
  5. Пузанов, Б. П. Социальная адаптация, реабилитация и обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: учебное пособие для вузов / Б. П. Пузанов. — М.: ВЛАДОС, 2017. — 88 с.
  6. Старобина, Е. М. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: методическое пособие / Под ред. Е. М. Старобиной. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 304 с.
Задать вопрос