Игровые технологии в ранней профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Карпова, И. В. Игровые технологии в ранней профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья / И. В. Карпова, Я. А. Оситнянко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3.1 (49.1). — С. 36-37. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9258/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье представлена авторская разработка — профориентационная игра «ПрофиТур» для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты ее адаптации и практической значимости для расширения знаний о профессиях, их эмоционального проживания, построения образовательно-профессионального маршрута лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Ключевые слова: лица с ОВЗ, диагностика, профессиональное обучение, интеллектуальные нарушения, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение.

Стремительно меняющийся уклад социально-экономических отношений современного общества способствует неизбежному возникновению «пустот и барьеров» на пути профессиональной ориентации и трудоустройства все увеличивающегося числа подростков с ограниченными возможностями здоровья. Особенности в развитии, обусловленные различными заболеваниями, не позволяют традиционными психолого-педагогическими методами обеспечить профессиональную ориентацию лиц с психофизическими нарушениями. По отношению к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья перестают действовать традиционные способы решения проблемы выбора профессии. Существующая профориентационная практика показывает, что распространенные и рекомендуемые для нормотипичных детей формы и методы малоэффективны для обучающихся с психофизическими нарушениями. В данной ситуации необходим постоянный поиск новых способов, направленных на преодоление дефицита в этой области профориентации.

Профессиональное будущее каждого из нас формируется задолго от главного шага — выбора дела, которым предстоит заниматься всю жизнь. Принятие решения зависит от наличия информации о разнообразии профессионального мира и позитивного отношения к трудовой деятельности. Обучающихся необходимо постепенно вводить в мир профессий, учить их ориентироваться в этом мире и учитывать, что им запоминается только самое яркое, впечатляющее, броское. От того насколько гармоничным и разумным будет первое знакомство зависит дальнейшее профессиональное становление ребенка.

В связи с этим возрастает актуальность новых эффективных форм и методов ранней профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

В последнее время в психологии и педагогике происходит трансформация методов работы, всё более широкое распространение получают различного рода активизирующие методики. Такая известная и привлекательная для всех деятельность, как игра, успешно зарекомендовала себя в профориентационной деятельности. Игровая деятельность в подростковом и юношеском возрасте, обладая в полной мере всеми характеристиками деятельности как таковой, позволяет формировать готовность к выбору профессии.

В интернет-пространстве представлено достаточное количество сборников профориентационных упражнений в текстовой форме, рекомендованных психологам и педагогам. Кроме этого существует целое направление настольных профориентациооных игр, однако все эти игры не ориентированы на обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, более того малодоступны, так как требуют финансовых затрат. При достаточно широком использовании игры в профориентации все они малоэффективны в отношении обучающихся с особыми образовательными потребностями, так как имеют ряд недостатков : поверхностное знакомство с миром профессий; ограниченный перечень доступных для дальнейшего освоения профессий (в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья); недостаток информации о рабочих профессиях и позитивного отношения к ним.

Понимание этих недочетов в уже существующих игровых формах профориентации позволило специалистам Центра профориентации с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Хабаровского промышленно-экономического техникума: собрать и адаптировать уже известные профориентационные упражнения; — переориентировать коррекционные игровые элементы в область профессиональной ориентации; сгенерировать новые ранее не используемые в этом направлении компоненты. Результатом данной целенаправленной работы стала разработка игры «ПрофиТур».

«ПрофиТур» представляет собой ряд адаптированных заданий и упражнений, позволяющих создавать ситуации, в которых участники могут расширить знания о профессиях, увидеть перспективы той или иной профессиональной деятельности и осознать значимость профессионального выбора. Информационное содержание игры предполагает знакомство с миром профессий доступных для дальнейшего профессионального обучения школьникам с особыми образовательными потребностями, освещаются рабочие профессии, популяризация которых на данный момент в дефиците.

Цель игры — расширение представлений о мире профессий и формирование позитивного отношения к труду.

Задачи: расширение кругозора и осведомленности школьников о профессиональном мире; формирование интереса к трудовой деятельности; развитие эмоционального отношения к миру рабочих профессий, доступных для дальнейшего освоения обучающимися.

Целевая аудитория: ученики 6–8 классов, обучающиеся по адаптированным общеобразовательным программам.

Собранные упражнения имеют благоприятное воздействие на развитие мышления, памяти, воображения и речи; воздействуют на зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы. В зависимости от возможностей оптантов данный материал может быть сокращен или увеличен.

Особый увлекательный темп проведения мероприятия способствует включению в активную деятельность всех участников мероприятия.

«ПрофиТур» содержит отдельные туры, в которых участникам предстоит: определить, как звучит профессия; угадать профессию по тени; решить формулу профессии; показать специалиста, имитируя движения, характерные его трудовым операциям; собрать ящик с инструментами; разобраться где правда, а где ложь в фактах о профессиях; понять, что лежит в черном ящике.

Наполнение мероприятия позволяет создавать ситуации, в которых участники могут расширить знания о профессиях, увидеть перспективы той или иной профессиональной деятельности и осознать значимость выбора будущей профессии.

Уникальность разработки в сочетании нескольких составляющих: игра имеет развивающую направленность; учитывает возможности и особенности лиц с особенностями психофизического здоровья; расширяет знания о профессиях; гармонизирует процесс профессионального самоопределения.

Игра «Профитур» была разработана и многократно проводилась в течение 2022–2023 учебного года на базе Хабаровского промышленно-экономического техникума. Участие в мероприятиях приняли ученики 6–8 классов таких учебных заведений города Хабаровска и Хабаровского края как: МБОУ СОШ № 39, Школа-интернат № 5, Школа-интернат № 4, МАОУ «СШ№ 47», Школа-интернат № 9, Школа-интернат № 3, Школа-интернат № 1 и Школа-интернат № 2. Каждое мероприятие было не похожим на предыдущие и проводилось для конкретной группы обучающихся. В зависимости от возможностей школьников, игра дополнялась экскурсией в производственные мастерские, мини-профессиональными пробами и (или) профориентационным выступлением агитбригады.

Согласно заявленным задачам основными эффектами, достигаемыми при реализации «ПрофиТура» должны стать: расширение знаний о профессиях; положительные эмоциональные переживания; способствует дальнейшему построению образовательно-профессионального маршрута.

Опрос участников игры «Профитур» показал:

— все участники оставили положительные отзывы о событии — 100 % опрошенных мероприятие понравилось;

— большая часть из них (89 %) отметила получение новых знаний о профессиях;

— значительная часть (32 %) высказывали предположения и пожелания о дальнейшем профессиональном обучении по профессиям, информацию о которых получили в процессе игры.

Полученные данные демонстрируют эффективность игры «Профитур». Материалы разработанного продукта имеют непосредственное практическое назначение и могут быть полезны в организации и проведении мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения школьников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. «Профитур» как форма профориентационной работы легко может стать частью как учебного, так и воспитательного процесса школ и интернатов, её значительный познавательный и развивающий потенциал может стать дополнительным средством организации сопровождения школьников с особыми образовательными потребностями в выборе профессии.

Литература:

  1. Вараксин, В. В. В игре развиваем личность / В. В. Вараксин // Журнал Воспитание школьников. — 2005. — № 5. — С.55.
  2. Горбунова, Г. А. Психологическое сопровождение выбора профессии на разных возрастных этапах / Г. А. Горбунова // Известия Самарского научного центра РАН. — 2011. — № 2–1. — С. 101–105.
  3. Гордиевская, Е. О. Профессиональный выбор в процессе профессионального самоопределения детей-сирот: методические материалы для специалистов детских учреждений для детей-сирот / Е. О. Гордиевская, Е. М. Старобина. — Калининград: Издательство РГУ им. И. Канта, 2009. — 96с.
  4. Деева, Ю.И., Елфимова, М. М. Развитие психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников средствами профориентационного практикума / Ю. И. Деева, М. М. Елфимова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 50. — С. 119–126.
Задать вопрос