Ключевые слова:творческое саморазвитие, творчество, иностранный язык, совершенствование знаний и умений, внеаудиторная деятельность,активность, творческая самостоятельность.
Основной задачей профессионального образования на современном этапе является подготовка квалифицированных, конкурентоспособных специалистов, способных к быстрому принятию решений, к самостоятельной творческой и практической деятельности, самосовершенствованию и саморазвитию. Всё это является залогом эффективности профессиональной деятельности будущего специалиста. Решение данной задачи вряд ли возможно путем предоставления обучаемому определенной суммы пассивных знаний умений и навыков [7]. Необходимым условием превращения студента в субъект, заинтересованный в преобразовании себя в творческую личность, является зарождение интереса к накоплению и постоянному пополнению своих знаний, нахождению способов преодоления трудностей, внося элементы новизны в процесс выполнения заданий.
Все выше сказанное находит свое отражение в профессиональном творческом саморазвитие, развивать которое необходимо в вузе в процессе освоения студентом основной образовательной программы.
Профессиональное творческое саморазвитие может быть реализовано в рамках многих дисциплин, однако можно предположить, что одной из наиболее эффективных платформ для развития профессионально-творческого саморазвитие в техническом вузе является дисциплина «Иностранный язык». Это обусловлено тем, что в рамках данного предмета существует возможность максимально использовать творческие задания, побуждающие студентов к самостоятельной творческой работе и использованию изученного языкового материала для выражения своих мыслей.
В данной работе мы будем рассматривать роль дисциплины «Иностранный язык» в творческом саморазвитие студентов.
Профессиональное творческое саморазвитие в образовательном процессе реализуется через две составляющие: профессиональное саморазвитие и творческое саморазвитие. Профессиональное саморазвитие представляет собой самостоятельное совершенствование собственных знаний и умений, позволяющих повысить эффективность профессиональной деятельности. Что касается творческого саморазвития, то оно нацелено на формирование и развитие у субъекта своих творческих умений и коммуникативных способностей, которые в дальнейшем помогут определяться и действовать в неожиданных, противоречивых условиях. Остановимся более подробно на последнем.
Что же предполагает «творческое саморазвитие»? Для того чтобы правильно понять смысл данного определения необходимо рассмотреть его составляющие, а именно понятие «творчество» и «саморазвитие».
В научно-педагогических исследованиях имеется ряд работ, раскрывающих отдельные аспекты и дающих разнообразные определения данных понятий. Рассмотрим некоторые из них.
Творчество является деятельностью, направленной на выработку нового продукта никогда ранее не существовавшее, ценного не только для одного человека, но и для других. В психологическом словаре творчество рассматривается как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [9]. В работе В. В. Байлука дается следующее определение данному понятию: «творчество относится к числу тех характеристик, измерений человека, которые раскрывают его, главное в нем. Творчество, как вид активности человека в его индивидуальном и общественном бытии, всегда является формой качественного развития и выступает, как способность человека создавать продукты, отличающиеся новизной, оригинальностью, уникальностью» [3]. В. Н. Дегтярев определяет творчество как способность человека находить информацию, анализировать ее, делать оригинальные выводы, на основе знаний, компетенций, воображения, интуиции, создавать качественно новые (не имеющие аналогов) материальные и духовные ценности [4].
Исходя из этого, результатом творчества необходимо считать самостоятельную деятельность личности, имеющую развитое самостоятельное мышление, способную отказаться от стереотипов и норм, устоявшихся ценностей, придающую уникальность конечному результату.
Теперь обратимся к понятию «саморазвитие». Г. В. Маралов предлагает следующее определение: «Саморазвитие — это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [8, с. 97]. К. А. Абульханова-Славская определяет процесс саморазвития, как самостоятельное определение личностью стратегии своей жизни и выделяет ее следующие характеристики: а) выбор основного для человека способа жизни, определение ее главных целей и этапов их достижения; б) решение противоречий, которые препятствуют достижению целей и планов; в) творчество, которое подразумевает созидание ценностей своей жизни [1]. В. И. Андреев рассматривает процесс саморазвития как особый вид творческой деятельности, направленный на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, самоуправление, творческое самоопределение, творческая самореализация и совершенствование личности [2].
Многие авторы видят в саморазвитии, прежде всего собственную активность человека в изменении себя, в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала, в реализации веры в возможность самовоспитания в процессе естественного физиологического, физического, психического и социального развития [5].
Таким образом, творческое саморазвитие как процесс основан на творческой самостоятельности, которая при достаточной творческой активности укрепляется и влечет за собой формирование творческой личности.
В соответствии с этим, одной из главных задач современной высшей школы является развитие у студентов творческой самостоятельности.
В образовательном учреждении процесс развития творческой самостоятельности будущего специалиста должен быть реализован при обеспечении таких условий, благодаря которым студент будет постоянно стремиться к реализации своих творческих способностей. К таким условия можно отнести:
- использование различных форм внеаудиторной деятельности, в основе которых лежит принцип активизации творческого потенциала студентов (творческие мероприятия, фестивали, олимпиады, викторины и т. д.);
- создание проблемных ситуаций, имеющих обобщенный характер, решение который проявляется в свободе выбора форм деятельности, средств деятельности, средств общения;
- ориентация студента на конечный результат его деятельности, что повышает как внутреннюю, так и внешнюю мотивацию в обучении;
- оказание педагогической поддержки, позволяющей координировать действия обучающихся и повышать их уровень самостоятельности.
Внеаудиторная деятельность подразумевает любую деятельность студентов, не связанную с учебными планами, осуществляемую в рамках учебного заведения. Выделим ряд особенностей, отличающих внеаудиторную работу от учебной, а именно:
- организуется в рамках свободного времени студентов
- добровольность участия
- активную деятельность участников
- разнообразие форм
- ярко выраженный творческий характер
- развитие способностей и воспитание значимых личностных качеств
- пополнение и обогащение новыми знаниями.
Для успешной подготовки и реализации внеаудиторной деятельности необходима четкая организация этапов творческой деятельности студентов:
- этап поиска, включающий в себя сбор и изучение необходимой информации;
- этап разработки, на котором происходит отображение информации в необходимой форме, консультация с преподавателем и необходимая корректировка;
- этап оформления, т. е. поиск способа подачи выполненного задания;
- этап представления уже готового решения.
В Национальном исследовательском Томском политехническом университете, на кафедре иностранных языков в области природных ресурсов, в течение нескольких лет уже сложились определенные традиции к проведению внеаудиторных мероприятий. К ним можно отнести: конкурс на лучшую научную статью «Научное исследование на иностранном языке», конкурс на лучший видеоролик «Видео репортаж о моем научном исследовании», конкурс студенческих команд на лучший групповой проект на иностранном языке «В мире научных открытий», праздники, посвященный Хэллоуин и Дню Святого Валентина, ежегодный студенческий Шекспировский фестиваль театрализованных представлений на ИЯ, и т. п.
Процесс развития творческой самореализации студентов хотелось бы рассмотреть на одном из проведенных внеаудиторных мероприятий, а именно студенческом Шекспировском фестивале театрализованных представлений на ИЯ. Данный конкурс пользуется особой популярностью среди студентов, в нем принимают участие более сотни студентов. Формой проведения фестиваля является концертная программа, которая предусматривает творческие номера участников. Выступления участников могут быть представлены в одном из следующих жанров: театр миниатюр, театр кукол, театрализованная песня, художественное чтение, хореографическое и музыкальное творчество. Заочной формой творческого конкурса является конкурс фотографий «Шекспировский сонет» и «Театральная газета», обязательным условием которых является наличие самого сонета или произведения У. Шекспира, по мотивам которого выполнена художественная фотография или газета.
В конкурсе участвуют студенты различных уровней владения языком, от элементарного до высшего. Выбор студентами жанра главным образом зависит от доли языковой составляющей, при определенном уровне владения языком. Зачастую на начальном этапе обучения английскому языку словарный запас у многих студентов неязыковых специальностей не достаточно велик, так как большинство из них не имеют мотивации к получению знаний, не осознают важность изучения иностранного языка. В результате они сталкиваются с такими проблемами как неумение выразить свои мысли, и более того, с неспособностью воспринимать и осознавать полученную информацию. Еще одним фактором, влияющим на отсутствие мотивации в изучении иностранного языка, является отсутствие веры в возможность достижения больших результатов и уровня, необходимого для поддержания коммуникации. Участие в Шекспировском фестивале театрализованных представлений на иностранном языке помогает студенту с низким уровнем владения языка поверить в себя, добиться определенного творческого успеха. Чувство успеха даёт мощный мотивационный толчок для будущих побед и для более эффективного изучения языка.
Рассмотрим участие в фестивале одной из групп Pre-Intermediate (предпороговый уровень владения языком). Для участия в конкурсе был выбран жанр театра миниатюр. Номер назывался «Another Shakespeare», идеей которого была интерпретация наиболее известных произведениями Уильяма Шекспира «Гамлет», «Отелло», «Ромео и Джульетта» на современный лад.
На этапе поиска информации студенты познакомились с данными произведениями на английском языке. Этап разработки включал в себя продумывание сюжета, написание сценария и логического соединения отрывков из данных произведений в единый номер. Данное задание потребовало у студентов умения рассматривать имеющуюся информацию под другим углом зрения для создания оригинальной идеи, a также определенных творческих и волевых усилий, доведения задуманного до конца, не испугавших возникающих трудностей. После корректировки отдельных моментов преподавателем (исправления лексических и грамматических ошибок), студенты перешли к поиску подачи данного сюжета: подготовки декораций, обдумыванию образов героев и созданию костюмов.
В большинстве своем студенты данного уровня владения языком характеризуются отсутствием выразительности речи. Многочисленные репетиции позволили студентам добиться эмоционального и выразительного представления персонажей сюжета. Выступая перед многочисленной аудиторий, студенты показали все свое мастерство и своей игрой добились абсолютного признания аудиторией, завоевав в итоге 1 место.
Участие в данном конкурсе позволило многим студентам поверить в собственные силы и изменить отношение к изучению языка. Опыт участия в мероприятии помог студентам в развитии таких умений, как умение учиться принимать решения самостоятельно, проектировать свою творческую деятельность и воплотить задуманное, а также осуществить и организовывать коммуникацию на иностранном языке.
Преодолевая встречающиеся трудности, студенты испытывают эмоциональные переживания. Все это содействует успешному развитию у учащихся креативного мышления, выразительности речи, памяти, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей. Ощущение радости самостоятельной победы дает толчок к новым открытиям, творческому поиску и совершенствованию своих способностей. А ведь именно это и является основой творческого саморазвития личности.
Литература:
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
2. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. Казань, 1996.
3. Байлук В. В. Человекознание. Основы самопознания и самореализации личности. Основы самопознания личности: моногр. в 2 кн. Кн. 1 / Урал. гос. пед. унт. Екатеринбург, 2010.
4. Дегтерев В. А., Балдина М. Ю. Творческое саморазвитие личности студента ВУЗа. // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskoe-samorazvitie-lichnosti-studenta-vuza (дата обращения: 26.04.2015).
5. Голованова Н. Ф. Общая педагогика: учеб. пособие для вузов. — СПб.: Речь, 2005.
6. Коуров А. В. История исследования проблемы «саморазвитие» // МНКО. 2013. № 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-issledovaniya-problemy-samorazvitie (дата обращения: 26.04.2015).
7. Кулагина Е. В. Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку в техническом вузе с использованием интернет технологий. //Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 2(9). С. 96–98
8. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: учебн. пособ. М., 2002
9. Психологический словарь [Электронный ресурс]. http://glossword.info/index.php/list/9-psihologicheskiij-slovar-/(свободный доступ).