Задачей высшего учебного заведения является формирование конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой культурой профессионального мышления, креативностью, ответственностью, самостоятельностью, умением принимать решения и нести за них ответственность. Одним из способов достижения данных задач является участие студентов во внеаудиторной работе.
Внеаудиторная работа позволяет систематизировать знания студентов, удовлетворить потребность в общении, развить стремление к саморазвитию, самообразованию, а также творческие способности студентов.
Участие во внеаудиторной работе является наиболее благоприятной средой для развития личности. Внеаудиторная деятельность:
- организует свободное время студентов;
- обеспечивает непрерывный, системный характер познавательной деятельности студентов;
- обогащает учебную деятельность новыми знаниями и ценностями;
- развивает взаимодействие и общение со сверстниками;
- развивает коммуникативные навыки;
- раскрывает таланты (актерское мастерство, вокальные данные и т. д.);
- создает условия для самореализации, самовыражения и самоутверждения;
- повышает самооценку.
Основными принципами организации внеаудиторной работы являются:
- добровольность;
- инициативность;
- доступность;
- наглядность;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- коммуникативная активность;
- наличие условий для саморазвития, социальной самоидентификации личности;
- систематичность;
- четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий [3, 4, 5].
К внеаудиторным мероприятиям относятся:
- олимпиады;
- конкурсно-игровые мероприятия;
- фестивали;
- турниры;
- интеллект-шоу;
- театрализованные праздники;
- экскурсии;
- языковые клубы;
- лингвистические недели и т. д.
Участие студентов во внеаудиторных мероприятиях на иностранном языке позволяет:
- расширить общий и филологический кругозор;
- снять психологический барьер в общении;
- развить интерес и мотивацию к изучению иностранного языка;
- улучшить уровень владения иностранным языком;
- использовать иностранный язык как средство общения;
- ощутить динамизм и живость языка [1, 2, 6].
Таким образом, участие во внеаудиторной деятельности расширяет и углубляет знания, умения и навыки, развивает ответственность, помогает поверить в себя, удовлетворяет потребность в достижении успеха, развивает эмоциональные и волевые качества, формирует коммуникативную культуру, воспитывает уважение и любовь к родному и иностранному языкам, способствует устойчивой мотивации к изучению иностранного языка.
Литература:
1. Аксенова Н. В., Шепетовский Д. В. Организация внеаудиторной работы студентов как мотивация к изучению английского языка в техническом ВУЗе // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 481–483.
2. Гималиев В. Г. Внеаудиторная работа как средство формирования интереса к изучению иностранного языка // Вестник Университета Российской академии образования. 2011. № 5. С. 85–87.
3. Казьмерчук А. В. Внеаудиторная деятельность как средство интенсификации профессионального обучения в высшем учебном заведении // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 9 (137). С. 54–60.
4. Миронова И. В. Развитие интереса к учебной дисциплине через внеаудиторную работу по иностранному языку // Наука и современность. 2012. № 19–1. С. 112–117.
5. Холод Н. И., Егорова О. С. Формы и методические принципы организации внеаудиторной деятельности студентов по иностранному языку // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2. № 4. С. 108–113.
6. Ященко Н. В. Организация самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка на основе преемственности // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 1. С. 125–128.