Статья рассматривает внеаудиторную деятельность, как эффективное средство развития творческой самостоятельности студентов на примере проведения конкурса видеороликов по тематике изучаемого курса. Обозначается актуальность развития творческой самостоятельности, и описываются необходимые для этого условия. Представлены основные этапы, виды деятельности и результаты подготовки видеосюжетов. Авторы описывают личный опыт проведения конкурса видеороликов на внеаудиторных занятиях по английскому языку и предлагают его как эффективный способ развития творческой самостоятельности.
Ключевые слова:творческая самостоятельность, обучение иностранному языку, внеаудиторная деятельность, конкурс видеороликов, учебный процесс
Современная педагогика высшего образования уделяет повышенное внимание внутреннему потенциалу будущего специалиста и созданию образовательной среды, способствующей творческому саморазвитию личности. Считается, что эффективность профессиональной деятельности будущего специалиста в равной степени зависит от приобретенных в вузе профессиональных знаний и умений, и от сформированной способности к дальнейшему профессионально-творческому саморазвитию. Соответственно, одной из главных задач современной высшей школы является развитие у студентов творческой самостоятельности, представляющей собой стремление использовать новые приёмы в решении поставленной задачи и находить необычные способы преодоления трудностей, потребность вносить элементы новизны в процесс выполнения заданий [1].
Однако, развитие творческой самостоятельности будущего специалиста это сложный процесс, который должен быть реализован в образовательных учреждениях при обеспечении таких условий, благодаря которым студент будет постоянно стремиться к реализации своих творческих способностей:
- создание квази-профессиональных ситуаций, направленных на решение социальных или профессиональных проблем, приближенных к реальным условиям;
- ориентация студента на реальный результат его деятельности, что повышает мотивацию в обучении;
- выбор форм активного обучения, в основе которых лежит принцип активизации творческого потенциала студентов (викторины, КВН, фестивали, олимпиады, и т. д.);
- оказание педагогической поддержки, что позволяет координировать действия обучающихся и повышать их уровень самостоятельности [2].
Развитие творческой самостоятельности может быть реализовано в рамках многих дисциплин, однако можно предположить, что дисциплина «Иностранный язык» является одной из наиболее эффективных платформ для развития творческой самостоятельности. Это доказывает тот факт, что в рамках предмета «Иностранный язык» существует возможность максимально использовать творческие задания, побуждающие студентов к самостоятельной работе и использованию изученного языкового материала для выражения своих мыслей [2].
Система высшего образования характеризуется острой потребностью в подготовке инициативных специалистов с развитым творческим мышлением, что влечёт за собой растущую неудовлетворенность системой обучения, не уделяющей достаточного внимания самостоятельной активности студентов в процессе развития профессиональных качеств и способностей. Наряду со многими причинами, данная проблема связана с уменьшением академических часов на изучение специальных дисциплин. Решить эту проблему призвана внеаудиторная деятельность, способствующая повышению познавательного интереса студентов и их мотивации к обучению, расширению кругозора, развитию творческого потенциала, эффективному усвоению содержания образования.
Внеаудиторная деятельность это общеобразовательная и воспитательная работа, проводимая вне учебного плана и программ, а также разного рода мероприятия, организуемые для контингента образовательного учреждения с целью более полного и глубокого освоения знаний и развития творчества [3]. Зачастую это массовые мероприятия, вовлекающие во внеаудиторную деятельность большое количество студентов (от нескольких групп до университетов). Внеаудиторная деятельность может быть представлена в виде круглых столов, конференций, олимпиад, конкурсов карикатур или новогодних открыток, поэтических вечеров, КВН, игр «Что? Где? Когда?», конкурсов видеороликов, клубов разговорного английского языка и т. д. Внеаудиторные мероприятия можно разделить на две группы: языковые (целью которых является выявление уровня освоения материала) и творческие (предполагающие применение творческого подхода и создания собственного конечного продукта).
Для интенсификации образовательного процесса в вузе необходима единая система аудиторной и внеаудиторной работы по иностранным языкам, так как изучение любой темы может быть продолжено во внеаудиторной учебной деятельности, что будет способствовать:
- расширению и углублению знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
- повышению мотивации обучающихся к изучению предмета;
- творческому взаимодействию обучающихся;
- практическому овладению речевой деятельностью;
- увеличению активного лексического запаса обучающихся.
Для эффективной организации внеаудиторной работы по иностранному языку необходимо соблюдение определённых методических принципов. Основными принципами внеаудиторной деятельности являются:
1. Принцип связи обучения с жизнью, который обеспечивает тесную взаимосвязь между внеаудиторной деятельностью и условиями реальной жизни.
2. Принцип коммуникативной активности обучающихся, в основе которого лежит создание ситуаций и условий, приближающих общение на иностранном языке к общению в естественных условиях.
3. Принцип преемственности внеаудиторной работы с учебными занятиями, заключающийся в непосредственной связи содержания учебного материала и тематики внеаудиторных мероприятий.
4. Принцип сочетания коллективной, групповой и индивидуальной форм работы, способствующий максимальной эффективности учебной деятельности при условии грамотной организации.
5. Принцип межпредметных связей, реализующий проведение внеаудиторной деятельности по иностранному языку в тесной взаимосвязи с другими предметами [4].
Можно предположить, что внеаудиторная деятельность обучающихся активно способствует развитию их творческой самостоятельности.
Для доказательства данного предположения представим процедуру и результаты проведения конкурса видеороликов среди студентов 2 курса Института кибернетики Томского Политехнического университета, обучающихся по курсу «Business English». Данное мероприятие явилось завершающим этапом изучения темы «Corporate Culture» и заключалось в подготовке видеоролика в рамках подтемы «Wrongdoings at workplace». Конкурс предполагал подготовку видеосюжетов на английском языке с использованием активного вокабуляра в рамках изучаемой тематики иллюстрирующих проблемную область и способы решения освещённой проблемы. Группам участников по 6–8 человек предлагалось две встречи по 2 академических часа для подготовки видеосюжетов.
В качестве дидактической цели мероприятия по подготовке видеоролика были обозначены: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.
Процесс создания любого продукта предполагает три стадии: подготовительная, основная и заключительная. На подготовительной стадии подготовки видеороликов студенты определяли цели, выбирали рабочие группы, распределяли роли в команде; основная стадия предполагала синтез, анализ, обобщение и систематизирование идей, а заключительная была посвящена подготовке конечного продукта — видеоролика.
Представим описание каждой стадии более подробно.
Подготовительная стадия. На подготовительной стадии студентам было предложено проанализировать проблемную область, а именно, правонарушения на рабочих местах и выбрать одну идею для видеосюжета. С этой целью на занятии были реализованы следующие виды деятельности:
1. Фронтальный опрос с целью составления полного списка должностных правонарушений для дальнейшего анализа.
2. Мозговой штурм в группах для аккумулирования идей для видеосюжетов по каждому виду правонарушений.
3. Выбор наиболее интересных идей участниками внутри группы и их представление классу.
4. Дискуссия, нацеленная на выбор конечной идеи для видеосюжета.
Основная стадия предполагала групповую работу студентов:
1. Дискуссия с целью распределения ролей (режиссёр, оператор, актёры, звукорежиссёр) и обязанностей, и составления списка реквизитов.
2. Групповая работа по написанию сценария.
На заключительной стадии студенты снимали видеоролики и оформляли их технически.
Преподаватель выступал в роли координатора и консультанта по подготовке мероприятия.
В результате данного вида деятельности был проведён конкурс и выбран лучший видеоролик исходя из следующих критериев:
- разнообразие языковых средств и лексических единиц;
- оригинальность сюжета;
- языковая правильность;
- техническое исполнение видеоролика;
- общее впечатление.
После проведения конкурса студентам было предложено поучаствовать в анонимном анкетировании с целью выявления отношения конкурсантов к подобному мероприятию. Результаты анкетирования показали, что участие в конкурсе видеороликов помогло студентам лучше усвоить и закрепить материал по изученной теме, повысило их интерес к изучению дисциплины в целом и мотивацию к овладению курсом в частности, позволило реализовать творческий потенциал и укрепить отношения в группе.
Соответственно, можно сделать вывод о том, что наше предположение об эффективности внеаудиторной деятельности обучающихся в развитии их творческой самостоятельности верно, так как полностью отвечает условиям, необходимым для её развития, а именно:
- позволяет применять формы активного обучения;
- использовать принцип связи обучения с жизнью (предполагающий решение задач, приближенных к реальной жизни);
- ориентировать студента на результат его деятельности (т. е. представить эффективные результаты своей деятельности в срок и на должном уровне);
- оказывать педагогическую поддержку.
Однако данный вывод является справедливым при правильной организации внеаудиторной деятельности студентов и проведении параллелей между тематикой аудиторных занятий и внеаудиторных мероприятий, что позволяет интенсифицировать учебный процесс в ВУЗе и решить проблему недостаточного количества часов, отводимых для изучения непрофилирующей дисциплины «Иностранный язык».
Литература:
1. А. В. Кудряшова, Т. Н. Горбатова Роли преподавателя в процессе развития творческой самостоятельности студентов высших учебных заведений // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 581–584.
2. Т. Н. Горбатова, А. В. Кудряшова, С. В. Рыбушкина Реализация метода проектов в обучении английскому языку как оптимальная платформа для развития творческой самостоятельности студентов // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 580–582.
3. Словарь «Академик», 2000–20014 URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения 19.03.2015).
4. Н. И. Холод, О. С. Егорова Формы и методические принципы организации внеаудиторной деятельности студентов по иностранному языку // Ярославский педагогический вестник –2014 — № 4 — Том II (Психолого-педагогические науки) — С. 108–113.