Профориентационная работа на уроках трудового обучения в начальных классах
Автор: Котелянец Наталья Валерьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)
Статья просмотрена: 4482 раза
Библиографическое описание:
Котелянец, Н. В. Профориентационная работа на уроках трудового обучения в начальных классах / Н. В. Котелянец. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 87-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3720/ (дата обращения: 16.12.2024).
Новые реалии общественной действительности, ее развитие объективно создают предпосылки для совершенствования учебно-воспитательного процесса в начальных классах, овладения младшими школьниками системой профориентационных знаний, умений и навыков.
Государственные документы, концепция трудового и национального воспитания, положения о профессиональной ориентации молодежи ориентируют учителей начальной школы на осознание важных целей и задач трудового и профессионального образования, что предполагает развитие новых технологий обучения, направленных на формирование жизненных ценностей, готовности к жизнедеятельности в условиях рыночных отношений, социальной ориентации учащихся и реализацию их творческих возможностей.
Педагогическая наука имеет опыт определения путей и способов использования профориентационного материала на уроках в начальных классах. Значительный интерес представляют труды ученых, в частности по таким проблемам как: разработка теоретических аспектов профессиональной ориентации младших школьников (Гладкова М. В., Йовайши Л. А., Сахаров В. Ф., Павлютенко Е.М, Чистякова С. Н.), привлечение учащихся к творческой деятельности как средству развития у младших школьников интереса к профессиям, труду (Ватулева А. Г., Воробьева Т. А., Игнатенко П. А.). Кроме того, разрабатывали психологические основы профессиональной ориентации младшего школьника такие ученые, как Ананьев Б. Г., Климов Е. А., Леонтьев А. Н., Платонов К. К., Федоришин Б. А.. Большое внимание проблеме профессиональной ориентации через призму социальной значимости уделяли такие педагоги, как Батышев С. Я., Поляков В. А., М. Н. Скаткин и др.
Народная педагогика отводила труду главную роль в процессе создания материальной и духовной культуры. В пословицах как своеобразном кодексе поведения человека говорилось: «Без труда нет добра», «Будешь трудиться — будешь кормиться», «Труд человека кормит, а лень — портит». Люди считали, что труд обеспечивает достаточный уровень физического, умственного, эстетического, морального развития («Кто много работает, тот много знает», «Труд человека красит», «Землю красит солнце, а человека труд», «Без труда не съешь пирогов "). Тема труда человека является ведущей в народных песнях, сказках, легендах, играх.
Немало ценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков педагогики Дистервега А., Коменского Я. А., Локка Дж., Песталоцци Й. Г., Ушинского К. Д. и других выдающихся педагогов. Различные аспекты трудового воспитания исследовали Атутов П. Р., Болдырев Н. И., Ващенко Г. Г., Духнович А. В., Макаренко А. С., Сергиенко Д. Л., Сухомлинский В. А. На современном этапе трудовое воспитание стало объектом изучения таких ученых как Бех Д. И., Егоров А., Климов Е. А., Назимов И. Н., Панков В. А..
Трудовое воспитание и профориентация являются базой будущего профессионального самоопределения учащихся. Отметим, что в начальной школе они предусматривают:
привитие школьникам потребности постоянно работать;
развитие любви к труду вообще и к отдельному виду в частности;
формирование общественно значимых мотивов выбора профессии;
приобщение к общественно полезному, продуктивному труду;
привитие культуры труда;
воспитание умения сочетать физическую и умственную деятельность;
формирование осознания зависимости жизненных благ и духовных ценностей от непосредственного участия в их создании и др.
Одной из важных задач трудового обучения в начальных классах является осуществление пропедевтической ориентации учащихся в мире профессий. Такое ознакомление, согласно классификации Климова, можно производить на основе пяти модулей, каждый из которых соответствует одному из направлений жизнедеятельности ребенка: природа, люди, знаки информации, техника, художественные образы.
Профессиональная же ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности согласно имеющимся склонностям и способностям. В профессиональную ориентацию включают следующие составляющие: профессиональное образование (профинформация), профессиональную диагностику, профессиональную консультацию, профессиональный отбор, профессиональную адаптацию. В начальной школе пропедевтическая профориентационная работа осуществляется на уровне профинформации и первичной диагностики.
Профессиональная информация — психолого-педагогическая система формирования у личности активной профориентационной позиции, соответствующуя субъективным и объективным условиям свободного и сознательного профессионального самоопределения личности. Она дает возможность ознакомить младших школьников с различными профессиями, с содержанием трудовой деятельности, с требованиями, предъявляемыми к этим профессиям, а также с тем, где ими можно овладеть. Благодаря этому учащиеся проявляют свои индивидуальные склонности, психофизиологические возможности, умение сопоставить их с требованиями профессии, к которой они имеют интерес и наклонности. Она призвана обеспечить: формирование у личности активной профориентационной позиции; постоянное и планомерное профессиональное информирование учащихся общеобразовательных школ, их учителей и родителей; организацию профессиональной пропаганды ведущих и массовых профессий в обществе. Важная для оптимального выбора профессии информация должна содержать следующие сведения:
о мире профессий и требования, предъявляемые к человеку;
о личных качествах человека, которые являются существенными для самоопределения;
о потребностях общества в кадрах, перспективы рынка труда;
о системе учебных заведений (пути получения профессии).
Профессиональная диагностика — изучение учащихся с целью выработки рекомендаций в выборе профессии. Диагностика осуществляется специалистами (медиками, психологами, педагогами) путем использования различных методик. В процессе диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности ученика, его состояние.
Важное значение для успешного проведения профессиональной ориентации принадлежит определенным знаниям в сфере классификации существующих профессий. Обще признанной классификацией профессий является психологическая классификация, предложенная Е. А. Климовым. Сущность ее заключается в том, что в зависимости от особенностей основного предмета труда, все профессии делятся на 5 основных типов: человек-природа, человек-техника, человек-человек. человек-знаковая система, человек-художественный образ. В соответствии с особенностями основных целей профессиональной деятельности, все профессии и специальности подразделяются на классы:
гностические (распознать, определить);
преобразовательные (обработать, обслужить);
исследовательские (изобрести, придумать).
Зная место профессии в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно обоснованно осуществлять информационную работу с учащимися. Этому способствует правильное и своевременное проявление интересов учащихся. Ориентировочно можно определить требования каждого типа профессии к специалисту.
В профессиях типа «человек-человек» доминирующее значение имеют обобщенные отношения личности, система ценностных ориентаций. Коммуникативные способности проявляются в успешности взаимодействия с людьми, в легкости налаживания контактов с ними, в понимании интересов других людей, в согласованных действиях с коллективом, в умении организовывать совместные действия людей и эффективно влиять на них.
Профессии типа «человек-техника» предъявляют повышенные требования к техническому мышлению, пространственно-образному представлению, техническому восприятию, сенсорно-моторной координации, ловкости и точности движений, особенностей внимания, динамичности глазомера. Для регуляции производственных процессов в некоторых видах деятельности существенное значение принадлежит зрительным, слуховым, вибрационным и мышечно-суставным восприятиям.
Для профессий типа «человек-знаковая система» важны точность восприятия, оперативная память, устойчивость внимания, терпение, усидчивость, умение с интересом работать с цифрами, формулами, схемами, графиками и т. д..
Требования к профессиям типа «человек-природа» допускается наличие у человека способности предсказывать, оценивать изменчивое состояние природы. Терпение, настойчивость, наблюдательность, способность к систематическому ведению записей в дневниках, способность работать в условиях, когда результаты труда можно получить через длительное время.
Профессии типа «человек-художественный образ» требуют развития анализаторов, которые отвечают за разновидности художественной деятельности, образной памяти, воображения, образного мышления, эстетического чувства.
Важной задачей профориентации является создание информационной основы выбора профессии. Однако без целенаправленного формирования мотивационной основы педагогическое руководство профессиональной ориентацией школьника не будет эффективным. В связи с этим содержание профориентационной работы в школе осуществляется по четырем направлениям:
формирование склонностей и интересов школьников;
воспитание гражданской позиции при выборе профессии;
профессиональное образование;
профессиональная консультация.
Организация работы по подготовке школьников к выбору профессии в рамках этих направлений осуществляется с учетом своеобразия развития детей на каждом возрастном этапе. Учащиеся начальных классов еще далеки от выбора профессии, но правильно проведенная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. Поэтому профориентационная работа с младшими школьниками имеет специфический характер и отличается от работы со средними и старшими классами. Специфика прежде всего состоит в том, что при работе с младшими школьниками не ставится цель непосредственно подвести учащихся к выбору определенной профессии, а только подготовить основу для этого выбора. Детей нужно постепенно вводить в мир профессий. Соответственно, профориентационная работа в младших классах заключается в основном в проведении профобразования.
Специальные возможности для проведения профориентационной работы открывают уроки трудового обучения, на которых происходит знакомство учащихся с различными сферами трудовой деятельности, воспитание профессионально важных качеств, изучение личности школьников и т. д..Комплексный подход к профориентационной работе предусматривает также и всестороннее изучение личности ученика. Оно помогает выявить характерные особенности личности учащихся, найти правильные формы и методы дальнейшей работы с ними. Изучение необходимо проводить различными методами, но главное — систематически и целенаправленно. Наиболее распространенным методом изучения школьников является наблюдение, которое имеет определенную цель, проводится по плану, а его результаты фиксируются. Применяют также диагностические беседы, которые могут проводиться как индивидуально, так и с группами. Для изучения личности ученика можно использовать также анализ документов и практических действий учащихся.
Знания об одной и той же профессии ученики должны получать в разных классах. При этом необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и так подбирать материал, чтобы он был понятен и интересен детям разного возраста. Для младших школьников более приемлемы такие занятия в форме рассказа, беседы, встречи с представителями профессий, просмотр диафильмов, кинофильмов, альбомов, проведение экскурсий. При этом учитель должен не только давать знания о профессии, но и получать обратную информацию о том, как она усваивается детьми. Для этого при повторении пройденного материала необходимо включать вопросы для проверки уровня усвоения учащимися профориентационного материала.
Выполняя задания по каждому из модулей программы ученики:
1 класса получат элементарные представления о внешних атрибутах профессий;
2 класса знакомятся с орудиями и предметами труда людей разных профессий;
3 класса — с особенностями трудовой деятельности во всех сферах жизнедеятельности человека;
4 класса — необходимыми квалификационными качествами работников различных отраслей производства.
В связи с тем, что содержанием современных уроков трудового обучения предусмотрены значительные возможности для реализации задач развивающего и личностно — ориентированного обучения, на уроках по ознакомлению с миром профессий можно применять разнообразные организационные формы работы: работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа. Применение таких форм работы дает возможность ученикам свободно выражать свои мысли, обсуждать с другими учащимися класса вопросы относительно указанной темы или дискутировать, что в свою очередь способствует развитию коммуникативных качеств, критического и логического мышления, воображения, внимания, памяти.
В процессе совместного поиска у учащихся формируется чувство коллективизма, товарищеские отношения друг с другом, желание помочь другим, а также формируется теоретическое мышление, которое становится фундаментом интеллекта. Источником самостоятельного мышления, познавательной инициативы ребенка должна быть не индивидуальная работа под руководством взрослого, а работа в группе совместно работающих детей.
При исследовании данной проблемы целесообразно обратиться к школьным програмам и выяснить, что из профориентационного материала предусмотрено выше упомянутыми государственными документами, и как реализуется профессиональная ориентация в содержании учебных предметов.
В курсе «Изобразительное искусство» непосредственно не указывается на использование профориентационного материала, но особенностью курса является то, что учебно-воспитательный материал тесно связан с профессиями типа «Человек — художественный образ». Это позволяет наряду с трудовым обучением еще больше совершенствовать и расширять знания учащихся, развивать прочный интерес к профессиям этого типа.
Составляющая программы курса «Окружающий мир», охватывает знания об обществе, в котором живет ребенок, раскрывает взаимодействие людей в коллективе, обществе, а значит не обходит стороной соответственно и мир профессиональной жизни общества. Одновременно он является ядром воспитательного воздействия на личность ребенка и органически связан с системой знаний, предусмотренных другими дисциплинами. Также этот курс предусматривает внеклассную деятельность, что обеспечивает разносторонность и перспективность обучения, воспитания, развития и параллельно пропедевтическое профессиональное образование младших школьников. В каждом классе программой предусмотрено по одной теме профориентационного содержания. Важнейшим воспитательным направлением содержания курса является формирование у учащихся наиболее значимых ценностей, среди которых трудолюбие, тесно связано с профориентационными аспектами воспитания школьников.
Из анализа программы для средней общеобразовательной школы следует, что для многих предметов непосредственно отдельно не разработаны ориентации на профессиональное образование, только курс трудового обучения построен на аспектах пропедевтической профессиональной ориентации.
Анализируя учебники, мы проследили, как реализуется профориентационный аспект на практике: выяснили, что учебники по всем предметам содержат достаточное, по нашему мнению, количество информации, которую учитель может использовать с профориентационной целью. Остановимся на краткой характеристике некоторых из них.
Основными структурными компонентами литературного чтения являются тексты, представленные художественными, научно-познавательными и публицистическими статьями, стихи, песни, басни, притчи, легенды и т. д. Часть из них содержит в себе информацию о труде людей, которая частично является источником профориентационных знаний младших школьников. Текстовое наполнение учебников позволяет учителю подобрать к определенным урокам рассказы, стихи, загадки о труде и профессиях. Анализируя учебники «Математики» отмечаем, что они состоят из текстовых, цифровых и геометрических структурных компонентов. Очень широко в учебнике по математике использованы профориентационные возможности такого структурного компонента как иллюстрации, отражающие животных или людей в образах работников различных профессий, и их атрибуты, орудия, облегчает работу со школьниками. Важным текстовым компонентом является задача, с которой дети работают, начиная с первого класса. У некоторых из них идет речь о процессе производства, определенной продукции, которую производят представители разных профессий.
Вышеупомянутое дает основание утверждать о разных потенциальных возможностях учебных дисциплин в начальной школе и о возможностях использования профориентационного материала.
Особенные возможности для проведения профориентационной работы открывают уроки трудового обучения, на которых происходит ознакомление учащихся з разными сферами трудовой деятельности, воспитание профессионально важных качеств, изучение личности школьника. Для успешной реализации этих заданий можно предложить учителям использовать специальные тетради по профориентации «Познаем мир профессий». Выполнению заданий в тетради можно уделять на уроках 5–7 минут. Это даст возможность детям лучше понять мир вокруг себя, узнать много нового о разнообразных профессиях, об их значении в жизни человека, научиться уважать людей труда.
Литература:
Бачинин В. А. Духовная культура личности. — М.:Политиздат,1986.
Гусейнов А. А. Золотое правило моральности. — М.: Молодая гвардия, 1979.
Йовайши Л. А. Проблемы профориентации школьников. — М.:Педагогика, 1983.
Кузнєцова Л. В. Гармонійний розвиток особистості молодшого школяра.- М.: Освіта, 1988.
Досвід профорієнтації шкіл в умовах диференційованого навчання.\\ Школа і виробництво. — 1991, № 1.
Профорієнтація старших школярів у процесі трудового навчання. — М.: Освіта, 1972.
Павлютенко Е. М.. Профессиональная ориентация школьников.- К.: Рад.школа, 1983.
Федоришин Б. О. Методика виявлення й оцінки загальних інтересів особистості учнів (ОДАНІ-2): Метод. рекомендації. — К.: Цент міжнародної освіти, 1998.
Верьовка П. Етичні засади соціальної профорієнтаційної роботи державної служби зайнятості //Соціальний захист. — 2000. — № 4. — C. 31–37.
Загребельний С. Профорієнтація страшокласників на виробничі спеціальності //Рідна школа. — 2003. — № 4. — C. 52–54.
Котик І.О. Роль рефлексії у формуванні готовності до вибору професії //Практична психологія та соціальна робота. — 2006. — № 3. — C. 67–71.
Мельник Т. Профорієнтаційна робота зі школярами у гімназії //Рідна школа. — 2004. — № 10. — C. 16–18.
Чистякова С. Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения//Педагогика.-2005.-№ 1.-С.19–26.
Как выбирать профессию: Кн. для учащихся / Е. А. Климов — М.: Просвещение 1984.