Одним из условий успешного обучения учащихся начальной школы является решение задачи развития и формирования у них познавательного интереса.
Познавательный интерес в педагогике справедливо считают эффективным средством, активизирующим познавательную деятельность и мышление школьников и позволяющим сделать обучение привлекательным.
Проблема определения понятия «интерес» в психологии разработана слабо и в науке является дискуссионной. Большинство ученых склоняются к мысли, что интерес представляет познавательное отношение личности к действительности.
В психологии под интересом понимают направленность личности, эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению; форму проявления познавательной потребности [4, с.123]. Л. С. Выготский содержание понятия «интерес» определял как своеобразный уровень развития потребностей человека («осознанное стремление»), которому присущи сознательность и свобода [1, с. 123].
Психологический облик человека, активность и направленность его деятельности, полноценное развитие личности обусловлены наличием разнообразных интересов. Интересы побуждают человека приобретать знания, расширяют его представления о мире, делают содержательной его духовную жизнь.
Под познавательным интересом понимают избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, характеризующуюся стойким стремлением личности получить глубокие знания, расширить свой кругозор, сформировать свое отношение к окружающему миру, к науке, — и вследствие вышесказанного формируется мировоззрение учащихся. Познавательный интерес и познавательная деятельность преобразуют действительность и определяют постоянный поиск способов этого преобразования.
Одной из специфических особенностей познавательного интереса выступает его способность генерировать любую деятельность людей и развиваться в течение жизни человека под воздействием социальных условий [2, с.23].
В ходе обучения формирование познавательного интереса определяется содержанием предмета, методами обучения, деятельностью учителя и ученика. Решающее значение имеет и тип деятельности, в рамках которого формируются знания школьников. Так, познавательная деятельность учащихся — это не только усвоение знаний, формирование умений и навыков, но и их получение в ходе самостоятельной работы или взаимодействия с учителем. В связи с чем, учитель должен стремиться создавать необходимые условия для самостоятельной работы учащихся, направленной на поиск информации и ее переработку, в результате которых и создаются знания.
Практика обучения в начальной школе свидетельствует, что развитие у школьников стремления самостоятельно искать информацию, выполнять упражнения формирует познавательный интерес и познавательную деятельность. Таким образом, в процессе обучения школьников в начальной школе организации самостоятельной работы уделяется особое значение.
Самостоятельная работа — это вид деятельности, во время которой школьники при организующей роли учителя решают задачи, развивая при этом не только репродуктивное, но и продуктивное, самостоятельное мышление.
Основным содержанием понятия самостоятельной работы является получение результата выполненной работы, к которому школьник пришел самостоятельно. Значимость таких результатов оценивается педагогами несомненно выше, чем значимость результатов, полученных в ходе коллективной работы.
Как известно, самостоятельная работа различается по видам и уровням самостоятельной продуктивной деятельности школьников. В психологии и дидактике традиционно указывают на четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями:
- Начальный уровень подготовки к самостоятельной работе: на нем школьники выполняют упражнения по заданному образцу.
- Воспроизведение знаний об изученном объекте в результате выполнения типовых упражнений на материале, более сложном, чем предыдущий. Этот этап предполагает обобщение приемов и методов познавательной деятельности учащихся.
- Продуктивное самостоятельное применение приобретенных знаний на новом для учащегося (не типовом) материале. Этот этап предполагает сформированную способность школьника к индуктивным и дедуктивным выводам.
- Самостоятельная деятельность учащихся, в основе которой лежит перенос знаний при выполнении лингвистических задач в совершенно новых условиях. Этот этап предполагает способность школьника к гипотетическому аналоговому мышлению.
В ходе организации самостоятельной работы важно учитывать иерархию уровней: нельзя давать школьнику задание уровнем выше, если он еще не готов к нему.
Рассмотрим упражнения для самостоятельной работы, способствующие формированию познавательного интереса учащихся. Среди них ведущее место занимают лингвистические задачи и упражнения, требующее разрешения проблемы, представленной в анализируемом текстовом материале.
Как известно, информационное обучение, обеспечивая усвоение учебного материала, не активизирует мышление учащегося: оно связано только с репродуктивной познавательной деятельностью. Проблемный подход к осмыслению языковых фактов требует переработки, анализа и обобщения научной информации; он раскрывает для учащихся новые стороны изучаемого языкового явления или процесса, уточняет связи и отношения между ними, в целом расширяет и углубляет знания школьников.В отличие от него проблемное обучение позволяет «воспроизводит в какой-то мере путь … открытия» [3, с. 125].
Так, включение проблемного материала в содержание урока готовит учащихся начальной школы к выполнению самостоятельной работы, требующей организации познавательной деятельности школьников и развития познавательного интереса.
Упражнение 1
«Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.
Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют».
— Найдите имена существительные. Какие из них одушевленные? Выпишете их. Найдите существительные, изображенные в тексте как одушевленные. Выпишите их вместе со словами, которые помогают нам представить данные существительные одушевленными.
— Прочитайте отрывки из сказок, найдите примеры олицетворения — наделение неживых предметов чертами одушевленных, свойствами живых существ. Расскажите о роли олицетворения в данном отрывке из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Упражнение 2
«Бесёнок оторопел,
Хвостик поджал, совсем присмирел,
На братца поглядывает боком.
“Погоди, — говорит, — схожу за оброком”.
Пошёл к деду, говорит: “Беда!
Обогнал меня меньшой Балда!”
Старый Бес стал тут думать думу».
— В отрывке из сказки А. С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде» ряд существительных написаны с большой буквы. Вспомните случаи, когда слова пишутся с большой буквы, и разделите их на группы. Выпишите те существительные, которые являются именами собственными.
«И царица налетела
На Чернавку: “Как ты смела
Обмануть меня? и в чём!..”».
«И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян …»
Прочитайте следующие отрывки из сказок великого русского поэта А. С. Пушкина, выпишите слова, которые в тексте даны как имена собственные.
Упражнение 3
Мама, сказка, каша, кошка, Книжка, яркая обложка, Буратино, Карабас, Ранец, школа, первый класс. |
Грязь в тетради, тройка, двойка, Папа, крик, головомойка. Лето, труд, река, солома, Осень, сбор металлолома. (О. Молотков) |
— Выпишите имена существительные в начальной форме. Просклоняйте. Выделите окончания. Распределите имена существительные в зависимости от того, как они изменяются, на группы. Определи, сколько получилось группы имен существительных. Дополни список каждой группы своими примерами.
Упражнение 4
Прочитайте стихотворение. О каком морфологическом признаке имени существительного можно рассказать на примере текста данного стихотворения?
Шла весной по льду свинья. Ей попалась полынья. Плюх!.. Торчит из полыньи Только хвостик от свиньи. Мы скорее к полынье, Мы помочь хотим свинье. |
Сами — чуть не в полынью, Но спасли-таки свинью!.. Недовольны мы свиньёй: Разве шутят с полыньёй? Вспоминайте о свинье, Чтоб не плавать в полынье! |
Составьте таблицу падежей имени существительного на примере слов анализируемого текста. Подберите по два-три собственных примера имен существительных, изменяемых так же, как данные слова.
Таким образом, развитие познавательного интереса школьников является важным условием успешности в обучении. Познавательный интерес как средство обучения становится эффективным тогда, когда используется в составе средств проблемного обучения и в ходе организации самостоятельной познавательной деятельности школьников.
Литература:
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Издательства: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. — 672 с.
- Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе — М.: Просвещение, 1997. — 95 с.
- Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. — М.: Педагогика, 1971. — 208 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.– М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.