В настоящее время патриотическому воспитанию подрастающего поколения следует уделять особое внимание. Это обусловлено многими экономическими, социальными, политическими и культурными изменениями, происходящими в нашей стране, которые не всегда адекватно и правильно воспринимаются школьниками.
Патриотизм выражается в чувстве любви и преданности своему народу. Он основан на гордости за свою Родину, успехи нашего народного хозяйства, науки и техники.
Удивительно красиво сказал о чувстве патриотизма в книге «Как воспитать настоящего человека» выдающийся педагог В. А. Сухомлинский: «На мой взгляд, исключительно важно то, чтобы с детства у человека была духовная жизнь в мире нравственных ценностей — святынь нашей идеологии, нашего отечества, нашей истории, нашего народа. Сущность духовной жизни маленького гражданина должна заключаться в изумлении, восхищении, одухотворении красотой человека и красотой идей и в стремлении, в жажде стать настоящим патриотом, настоящим: борцом. Тот, кто живет в мире нравственных ценностей, с малых лет чувствует себя сыном Отечества».
В современных условиях, когда, с одной стороны, возрождаются национальные традиции в культуре, искусстве, а с другой — размываются духовные ценности, создаваемые веками, и все активнее пропагандируется материальные блага как единственно неоспоримые ценности, патриотическое и нравственное воспитание приобретает особую остроту.
Учебные предметы художественно-эстетического цикла — литература, музыка, изобразительное искусство — выполняют важную роль в патриотическом и нравственном воспитании школьной молодежи.
Знакомство с произведениями исторического жанра, помогает учащимся получить знания о прошлом нашей Родины, познать процесс развития нашего общества, борьбы и труда народа для создания условий свободного развития человека. Осмысливание взаимоотношений между людьми в прошлом поможет выработке своего отношения к нормам морали, в результате у учащихся появляется стремление к осмысливанию своего места в жизни, определению пользы, которую они могут принести своей Родине.
Патриотическое воспитание — это решение целого комплекса задач обучающего, воспитательного и развивающего характера. Это и вооружение подлинно научными знаниями, широким кругом практических умений и навыков в различных областях деятельности, и в частности в области изобразительного искусства, и воспитание у школьников любви к природе, культуре, быту своего народа, воспитание чувства гордости за свою Отчизну, ее историю. В педагогическом процессе абсолютно все должно быть направлено на формирование из каждого школьника патриота нашей Родины.
Воспитать патриотизм у школьников означает развить их любовь к знаниям, стремление больше знать и уметь, чтобы лучше трудиться на благо Родины, развить желание активно участвовать в жизни ученического коллектива.
Школьный курс изобразительного искусства в значительной мере содействует формированию патриотических чувств у учащихся: уважения и любви к родине, земле, на которой они родились и выросли; стремлению сберечь, украсить и защитить ее.
Главными направлениями методической системы развития у учащихся патриотических чувств на занятиях изобразительным искусством являются:
– развитие духовного мира ученика;
– стимулирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, семье, родному городу; селу;
– развитие умения видеть в окружающей действительности интересные, яркие примеры для создания творческого произведения;
– активизация проявления личного отношения учащихся к социальным явлениям, стремление выразить своё отношение к ним в художественной форме;
– стимулирование творческого труда учащихся, базирующегося на традициях реалистического искусства;
– формирование устойчивых патриотических качеств.
Важнейшим условием создания реалистического произведения является художественный образ, который рождается на основе идеи, замысла, сюжета, мировоззрения автора, изобразительных средств. В свою очередь, всё это влияет на становление личности, формирует его духовные, моральные, нравственные качества, являющиеся основой патриотического сознания и гражданской зрелости. Активная жизненная позиция, новое мироощущение, знания, начинают воздействовать на замысел и весь ход создания новой композиции с более ясными и осмысленными творческими задачами. Таким образом, происходит своеобразный творческий и воспитательный круговорот, где уже личностные качества становятся отправной точкой создания учащимся художественного произведения.
Для успешного решения задач патриотического воспитания рекомендуется использовать на уроках изобразительного искусства краеведческий материал, который не только позволяет на примере своего региона обсуждать особенности декоративно-прикладного и изобразительного искусства, проблемы окружающей среды, но и способствует формированию у школьников чувства рачительного хозяина своего края.
Развитие чувства любви и уважения к родной природе, осознание необходимости ее действенной защиты, а также понимание того, что решение экологических и природоохранных проблем может быть достигнуто только при консолидации усилий народа нашей страны, народов всего мира. Воспитание уважительного чувства к своей родине, своей стране тесно связано с гражданским воспитанием школьников.
Проблема патриотического воспитания молодого поколения всегда была в нашей стране одна из наиболее важных. Прошлые поколения воспитывались в духе патриотизма, любви и уважения к Родине, были уверенны в том, что их ждет светлое будущее. Подрастающее поколение не застало тех времен, когда практически во всех учебных заведениях воспитывали гражданина-патриота, готового всегда служить Родине. Сегодня, как никогда следовало бы стимулировать подъем этих высоких нравственных чувств и настроений. Из этого следует, что такие качества как патриотизм, чувство любви к Родине и готовность защитить ее должны быть в первую очередь сформированы у студентов педагогических вузов, чтобы они могли передать эти качества будущим поколениям.
Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему гордость за прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. Патриот (по толковому словарю В. И. Даля) — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789–1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики. Патриот сознательно любит свое Отечество, готов встать на его защиту, готов к любым жертвам и подвигам во имя Родины. Вот как пишет о патриотизме Н. М. Карамзин: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения, а потому не все имеют его».
Чувство патриотизма и сегодня остается высшей нравственной ценностью и наиболее убедительным смыслом службы в армии. Отрадно, что любовь к Родине у настоящих патриотов не ограничивается словесными заверениями, а включает созидательное начало, выражается в конкретных благородных делах и героических поступках.
О патриотизме русского народа писали многие поэты, и писатели, такие как А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский и многие другие. «Любить свою Родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому», — писал В. Г. Белинский.
Приведем фрагменты из книги Д. С. Лихачева «Земля родная». Патриотизм не следует смешивать с национализмом, патриотизм — это любовь к своему народу. Национализм — это пренебрежение, неуважение, ненависть к другим народам...
Если вы любите свою мать, вы поймете и других, любящих своих родителей, и та черта будет вам не только знакома, но и приятна.
Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое...
Надо стремиться освоить культурные достижения всего мира, всех народов, населяющих нашу маленькую планету, и все культуры прошлого...
Надо знать чужие культуры, культуры нашего времени и прошлого, надо много путешествовать — не обязательно «ногами», переезжая с места на место, из одной страны в другую, но «путешествовать» по книгам, с помощью книг (книги — величайшее из величайших достижений человеческой культуры), с помощью музеев, с помощью своей собственной интеллектуальной подвижности и гибкости. Заинтересовывает в других по преимуществу не похожее на нас самих, своеобразное. Тогда и свое оценишь по-настоящему.
И первое «путешествие», которое человек должен совершать,— это «путешествие» по своей стране. Знакомство с историей своей страны, с ее памятниками, с ее культурными достижениями — это всегда радость нескончаемого открытия нового в знакомом, радость узнавания привычного в новом. Знакомство и ознакомление других (если ты настоящий патриот) — бережное отношение к своей старине, к своей истории, ибо своя страна, помимо измерения в пространстве, имеет еще и «четвертое измерение» — во времени.
Истинный патриотизм — желание любить свою Родину не только потому, что она самая лучшая, что она самая передовая, что у нее все замечательное. Человек любит эту землю потому, что он на ней появился на свет, что вырос вместе со своим народом, говорит на языке своего народа. Он болеет и страдает, если плохо на этой земле, он старается сделать ее лучше. Чувство патриотизма у молодых людей, в том числе и будущих учителей, в первую очередь должно формироваться, даже только потому, что это земля, на которой они родились. Воспитать чувство патриотизма все равно, что воспитать такие качества как любовь, честность, доброту.
Главную роль в воспитании патриотических чувств должен выполнять вуз.
Но концепция российской патриотической идеологии еще далека от совершенства находится в процессе формирования. Исходя из взаимозависимости сфер, связанных с формированием социальных групп, общества и личности, можно говорить, что тенденция патриотизации российской идеологии предполагает и патриотизацию воспитания. Поэтому, во-первых, более риторическим представляется вопрос о необходимости воспитания в современных условиях. Во-вторых, значительно усилится патриотический компонент, который получит соответствующее проявление в целях, задачах, принципах, во всей системе функционирования воспитательной работы с молодежью.
Российская идеология воспитания молодежи должна рассматриваться как система формирования важнейших духовных и социально-культурных ценностей, которые интерпретируются через систему идей в ходе развития общества, охраняясь при этом законом как исходное начало сохранения целостности России, Российского государства, как главные ориентиры развития личности и движения в будущее. Учитывая развитие и усиление современных тенденций в мировоззренческой сфере общественной жизни, особенно ее патриотического аспекта, соответствующих перемен требуют ценностные основы воспитания, в первую очередь определяющие его исходные принципы и сущность. Поэтому совершенное воспитание должно строиться на формировании и развитии у молодежи прежде всего духовно-нравственных ценностей, гуманизма, свободы, демократии, трудолюбия, справедливости, гражданственности и, конечно, патриотизма.
Сегодняшней молодежи необходимо воспитание патриотических чувств для возрождения нашей страны. И особенно это качество требуется будущим учителям, потому что именно им предстоит передать чувство любви к Родине, какая бы она не была, детям.
Литература:
- Козлов В. И. Модель специалиста — учителя изобразительного искусства. Монография. — М.: «Прометей», 2001. — 207.
- Козлов В. И. Подготовка, проведение и анализ уроков изобразительного искусства в процессе педагогической практики. Учебное пособие — М.: МПГУ, 2006. — 113 с.
- Козлов В. И. Профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства в вузе. Монография. — Набережные Челны: НГПИ, 2010. — 431 с.