Правовое просвещение школьников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

XLII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июль 2022)

Дата публикации: 29.06.2022

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Краснов, А. А. Правовое просвещение школьников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе / А. А. Краснов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 36-40. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/454/17356/ (дата обращения: 17.12.2024).



Цель: изучить особенности правового просвещения на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. Задачи: Автором было проведено анкетирование по проблеме правового просвещения на уроках физической культуры в школах Орджоникидзевского района Перми. Результаты: По результатам проведенного исследования установлено, что 25 % педагогов периодически прибегают к правовому просвещению, однако в узких аспектах. Выводы: функции правового просвещения на уроках физической культуры реализуются лишь фрагментарно, педагоги не имеют теоретических знаний и методических основ такой работы.

Ключевые слова: правовое воспитание, правовое просвещение, педагог, школа, физическая культура.

Purpose: to study the features of legal education in the lessons of physical culture in a secondary school. Tasks: The author conducted a survey on the problem of legal education at physical education lessons in schools in the Ordzhonikidzevsky district of Perm. Results: According to the results of the study, it was found that 25 % of teachers periodically resort to legal education, but in narrow aspects. Conclusions: the functions of legal education at physical education lessons are implemented only fragmentarily, teachers do not have theoretical knowledge and methodological foundations for such work.

Keywords: legal education, legal education, teacher, school, physical culture.

Введение. Вопросы правового просвещения подрастающего поколения не теряют ценности никогда, тем более в современных российских условиях.

Опасности и трудности жизни в различных сферах общества, потеря ценностей, обновление законодательства, и задачи формирования правового государства актуализируют необходимость применять правовое просвещение в учебном процессе.

Современная педагогика практически не имеет достаточного опыта и теоретико-методической базы для реализации функций правового просвещения, что свидетельствует о необходимости применения широкого подхода в изучении данной проблемы.

Цель и задачи статьи. Изучить особенности правового просвещения на уроках физической культуры в общеобразовательной школе с помощью анкетирования.

Изложение основного материала статьи. В правовом государстве граждане должны знать свои права и обязанности, уметь защищать свои права законными средствами, уважать права и законные интересы других людей.

Правовое просвещение представляет собой сложный многогранный процесс, направленный на формирование у подрастающего поколения системы правовых знаний, то есть правовой грамотности [2, с.33].

Сегодня правовое просвещение реализуется преимущественно в организациях образования [1, с.178]. Помимо классного руководителя, занимающегося просвещением и формированием знаний у школьников в области правовой культуры, большую роль в образовательном процессе играют так же учителя-предметники.

Опыт правового воспитания в нашей стране достаточно мал. Поэтому недостаточно накоплено теоретического и особенно методического материала для педагогов, который бы они могли применять в качестве пособий. Особенно эта проблема присуща для педагогов физического воспитания, т. к. правовое воспитание не есть задача, поставленная ФГОС перед физической культурой. Однако на практике педагоги физического воспитания в той или иной мере реализуют функции правового воспитания, и, безусловно, сталкиваются с множеством проблем. В связи с чем, в рамках исследования проведено анкетирование педагогов школ Орджоникидзевского района Перми в количестве 8 чел. Педагогам физической культуры были заданы вопросы о значимости, частоте применения и темах правового просвещения в их практике.

Применение правового просвещения на уроках физкультуры педагогами школ Орджоникидзевского района Перми, %

Рис. 1. Применение правового просвещения на уроках физкультуры педагогами школ Орджоникидзевского района Перми, %

Так удалось выяснить, что необходимость проведения правового просвещения на уроках физкультуры подчеркивают 60 % респондентов, 40 % педагогов придерживаются мнения, что правовое просвещение — это задачи других учебных предметов. 25 % педагогов ответили, что периодически прибегают к правовому просвещению, но только в аспектах, непосредственно связанных с темами их предмета «Физическая культура», это непродолжительные беседы с детьми о гражданской и уголовной ответственности за причинение ущерба здоровью и имуществу при занятиях спортом в школе, дома, в секциях, фитнес-залах, на соревнованиях. Также периодически освещаются вопросы (иногда по запросам самих обучающихся) ответственности за употребление и распространение допинга и других запрещенных веществ.

Формы правового просвещения на уроках физкультуры педагогами школ Орджоникидзевского района Перми, %

Рис. 2. Формы правового просвещения на уроках физкультуры педагогами школ Орджоникидзевского района Перми, %

Функции правового просвещения реализуются педагогами физической культуры в рамках общих встреч и родительских собраний с участием представителей МВД, ПДН. Проводится правовое просвещение не только обучающихся, но и родителей.

Также функции правового просвещения реализуются педагогами физической культуры в рамках тематических ежегодных семинаров по проблемам правового воспитания для педагогов. Это не только вопросы правового просвещения обучающихся и их родителей, но и консультации по проблемам юридической защищенности педагогической деятельности и взаимодействия с родителями и сторонними организациями. Здесь педагоги физической культуры выступают как обучающиеся и как консультанты.

Лишь 10 % педагогов физической культуры указали, что оказывают помощь в изготовлении наглядных форм правового просвещения. Это тематические памятки и стенды.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что функции правового просвещения на уроках физической культуры реализуются лишь фрагментарно, педагоги не имеют теоретических знаний и методических основ такой работы. Что свидетельствует о необходимости разработки основ правового просвещения школьников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе на законодательном, теоретическом, методическом и практическом уровнях.

Заключение. Проведенное исследование позволило выяснить, что сегодня правовое просвещение реализуется преимущественно в организациях образования в рамках классных часов, частично некоторых учебных предметов, родительских собраний и тематических встреч с сотрудниками различных органов. При этом уроки физической культуры содержит огромный потенциал для правового просвещения. Опыт правового воспитания у педагогов физической культуры очень мал, существует потребность в разработке законодательных основ, теоретического методического материала.

Литература:

  1. Быстрова Н. В., Уханов А. Ф. Управление воспитательной системой общеобразовательной организации // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет, 2017. С. 177–180.
  2. Лукьяненко, В.П., Муханова, Н. В. Средства формирования познавательной активности школьников на уроках физической культуры // Физическая культура в школе, 2021. — № 3. — С. 33–37
  3. Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса / авт. — сост. Э. И. Атагимова и Е. В. Горбачева. — М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2019. — 76 с.

Похожие статьи

Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников на уроках физической культуры

Патриотическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях

Патриотическое воспитание школьников на уроках иностранного языка в начальной школе

Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях

Нравственное воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях

Экологическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях

Экологическое воспитание школьников на уроках биологии

Формирование мировоззрения учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Похожие статьи

Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников на уроках физической культуры

Патриотическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях

Патриотическое воспитание школьников на уроках иностранного языка в начальной школе

Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях

Нравственное воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях

Экологическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях

Экологическое воспитание школьников на уроках биологии

Формирование мировоззрения учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы