О внедрении деятельностных технологий на занятиях по иностранному языку на не-языковых специальностях вуза
Автор: Коваленко Алла Валериевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 351 раз
Библиографическое описание:
Коваленко, А. В. О внедрении деятельностных технологий на занятиях по иностранному языку на не-языковых специальностях вуза / А. В. Коваленко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2941/ (дата обращения: 17.12.2024).
Одна из проблем профессиональной подготовки специалистов связана с противоречием между теоретическим и предметным характером обучения и практическим межпредметным характером реальной профессиональной деятельности. Анализ качества подготовленности специалистов свидетельствует о том, что выпускники учебных заведений, в т.ч. и вузов не всегда способны полученные теоретические знания применить в своей практической деятельность. Совершенствование профессиональной практической подготовки предполагает, во-первых, обеспечение ее полноты (практической подготовки к выполнению всех основных профессиональных функций), во-вторых, ее целостности (готовности к выполнению не только отдельных операций, но и целостной деятельности от начального этапа до анализа результатов.
Поиск путей повышения качества специалистов к практической профессиональной деятельности привел к созданию деятельностных технологий. Новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной» [1]. В основе стандартов образования нового поколения лежит системно-деятельностный подход. Цель системно-деятельностного подхода – развитие личности. В основе технологии деятельностного подхода лежит непосредственное участие студента в учебном процессе в качестве субъекта учения. Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, студенты получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача преподавателя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Преподаватель должен организовать исследовательскую работу студентов, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи, например, грамматические и лексические структуры. Для активизации познавательной и практической деятельности студентов на занятиях можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию студентов к изучению предмета, создаёт положительный эмоциональный фон занятия. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование наглядности, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, применения компьютерных технологий и т.д.
Проведя небольшой опрос среди преподавателей иностранного языка нашего университета, на предмет использования деятельностных технологий, можно констатировать следующее:
на занятиях преподаватели используют ролевой игры, которые предполагают самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Студенты выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации;
проводятся также деловые игры (модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторой цели) и дискуссия (спор, обсуждение, упорядоченный обмен мнениями) и т.д.
В частности, в рамках деятельностного подхода на занятиях иностранного языка применяется также работа в парах. Примеры методик парной работы:
Использование метода Ривина А.Г. Каждый студент получает тему и прорабатывает ее по частям в парах сменного состава. Названия частей записывается в тетрадь. После проработки всего текста студент выступает по теме.
Обратная методика Ривина А.Г. используется при составлении тем или как подготовка к пересказу текста по плану. Каждый студент получает подробный план своей темы. Его задача – по плану восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные студенты.
Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы студентов в парах. 1 студент пары повторяет одно правило, 2 студент второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом студенты меняются ролями.
Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один студент имеет при себе карточку с ответами, а другой – без ответов.
Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Студенты, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый студент задаёт вопрос, второй отвечает. У первого студента есть объяснения ответов.
Также преподавателями на занятиях используются методы групповой работы:
Метод «разрезанной информации». Формируются команды студентов, каждому из студентов предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Студентам приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу.
Метод «учимся вместе». В разных группах студенты работают над темой или лексикой. После этого группы сравнивают результаты своей работы.
Метод проектов. Студенты ищут информацию, которая нужна им для выполнения и презентации своей работы.
Также одной из форм реализации деятельностного подхода является «станционный метод». Данный метод решает задачу отхода от традиционного сидения за столом, так как студенты имеют возможность двигаться в процессе выполнения заданий. Практически воплощается идея выполнения заданий каждым студентом в его собственном темпе. Работа нацелена на результат. Необычность оформления и оценивания результата (контроль осуществляется второй группой студентов, а баллы выставляются в маршрутные листы) присутствует фактор мотивации и релаксации. Преподаватель направляет действия студентов, выполняя функцию консультанта.
Еще одна из деятельностных технологий, используемая на занятиях - это технология развития критического мышления. Например, прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием актуален для занятий по домашнему чтению, который помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе. Цель занятия с использованием данного приема - формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти.
Правила составления дерева предсказаний:
1 этап - преподаватель предлагает студентам высказать предположения (предсказания) по какой-либо теме (например, по материалу, который предполагается изучить на данном занятии).
2 этап - студенты озвучивают идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) преподаватель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи. На доске предположения студентов визуализируются по предложенной слева схеме, где: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено), листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Дерево предсказаний может выглядеть в виде кластера. Использовать классический вариант не обязательно.
3 этап - после изучения новой темы нужно вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить, оправдались ли предположения студентов.
Также необходимо отметить, метод «шести шляп мышления», который используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после изучения достаточно большой темы и т. д.). В практику развития мышления метафору шести шляп ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами. Группа студентов делится на шесть подгрупп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем, можно использовать настоящие разноцветные шляпы. Каждой подгруппе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.
Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в подгруппе, но и индивидуально. Этот метод побуждает студентов к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе. Но следует помнить, что важная задача фазы рефлексии – определение направлений для дальнейшего развития.
Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т. д.
Желтая шляпа - позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Например, «Наиболее эффективным решением экологической проблемы в Западной Сибири будет … , потому что…».
Черная шляпа - противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. «Эта грамматическая тема осталась для нас непонятной, потому что мы мало выполняли упражнений по этой теме».
Красная шляпа – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа.
Зеленая шляпа – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.
Синяя шляпа – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т.д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними последнее слово.
В основе всех этих приёмов и методов лежат следующие принципы деятельностного подхода:
принцип минимакса – освоение материала на максимальном уровне и обеспечение усвоения на уровне минимума (государственного стандарта знаний);
принцип деятельности - заключается в том, что студент, получает знания не в готовом виде, а ищет их сам осознанно;
принцип психологической комфортности – создание на занятиях доброжелательной атмосферы, развитие диалогических и монологических форм общения;
принцип вариативности – формирование способностей к выбору вариантов;
принцип творчества – приобщение студентов к творческой деятельности.
И в заключение необходимо отметить, что роль преподавателя на таких занятиях огромна так, как он должен построить занятие так, чтобы передать часть своих функций студентам, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать студентам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого студента, принимать его мнение, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pglu.ru/education/standarts/mag/Pedago-gicheskoe%20obrazovanie.pdf