Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 10 классе (в рамках цикла «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной работе»)

5. Педагогика общеобразовательной школы
189
Поделиться
Библиографическое описание
Капитонова, И. В. Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 10 классе (в рамках цикла «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной работе») / И. В. Капитонова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 110-113. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3064/.

В Приоритетном Национальном проекте «Образование» проектный метод обучения отнесён к числу современных образовательных технологий, позволяющих обеспечить развитие ребёнка за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, что создаёт условие для повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, эффективного использования учебного времени.

Проектный подход в обучении играет особую роль в формировании и развитии универсальных учебных действий учащихся, среди которых умение работать с текстом, умение слушать, вести предметный диалог, уметь работать в группе, оценивать собственную деятельность в соответствии с установленными нормами.

Методическая разработка урока позволяет с практической точки зрения взглянуть на проектный метод обучения в современной школе.


А.П. Чехов – писатель-врач

Нет, не утратят интереса

Для нас, всегда свежо звуча,

Рассказы, повести и пьесы

Труды писателя-врача.

Монах Лазарь (Афанасьев)

Образовательные цели:

  1. повторение ключевых вопросов грамматики;
  2. формирование умений и навыков анализа текста;
  3. отработка элементов содержания (кодификатора): 2,2; 2,4; 3,3; 4,1; 4,2; 5,1; 5,4; 5,7; 6,5; 6,15; 8,1; 8,2; 8,3; 8,4; 10,5.
Развивающие цели:
  1. развитие навыков и умений работы с различными источниками информации (текст, исследовательская работа, справочные материалы);
  2. развитие навыков и умений практической деятельности в процессе формирования устной и письменной монологической речи;
  3. развитие навыков исследовательской деятельности;
  4. раскрытие творческих способностей;
  5. развитие образного мышления, коммуникативных навыков.

Воспитательные цели:

  1. воспитание умения видеть и ощущать красоту слова, произведений А.П. Чехова;
  2. воспитывать стремление быть профессионалом в выбранной сфере деятельности;
  3. развивать ассоциативно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость на слово, способность анализировать увиденное, услышанное, прочитанное;
  4. воспитывать в себе Человека, развивать личностные компетенции.

Материальное обеспечение урока:

  1. рабочие буклеты;
  2. буклеты-справочники;
  3. презентация исследовательской работы;
  4. портрет А.П. Чехова

I. Вступительное слово учителя

Вы видите портрет А.П. Чехова. Сформулируйте ответ на вопрос:

  • Какие ассоциации возникают у вас при виде портрета этого человека?

(Писатель-прозаик, драматург, врач, классик мировой литературы, почётный академик Императорской Академии наук. Автор 900 произведений. Человек, в котором отразились черты русского национального характера: мягкость, задушевность, простота, отзывчивость)

Обратимся к словам эпиграфа к уроку.

  • Назовите ключевое слово эпиграфа.

(Писатель-врач)

  • Почему автор использует это слово?

(В нём заключены две стихии, прославившие А.П. Чехова)

Сам Антон Павлович неоднократно повторял: «Медицина – моя законная жена, а литература - любовница».

К концу урока мы должны подумать над вопросом:

  • Насколько уместна была эта фраза в речи писателя-врача?

II. Работа с прозаическими текстами

Задание 1

  • Обратитесь к буклетам.
  • Прочитайте выделенный курсивом текст.
  • Определите его тему.
  • Озвучьте ответ.
  • На основе, прозвучавших ответов, сформулируйте тему урока.

(Чехов – писатель-врач)

Текст 1

    1. Годы1982-1983 были трудными для земской медицины Московской губернии.
    2. Надвигалась эпидемия холеры.
    3. И вот в знаменитом писателе в эту трудную годину народной опасности тотчас же оказался врач-гражданин.
    4. Он образовал около с.Мелихова обширный земский медицинский участок.
    5. Обязанности земского врача были приняты в полном объёме.
    6. Он вёл у себя регулярный приём больных, выдавал им лекарства, разъезжал по селениям, расследовал подозрительные случаи заболеваний.
    7. А.П. Чехов вёл все статистические записи наблюдаемых им заболеваний, составлял отчёты о своей работе.
    8. Докладывал эти отчёты санитарному совету.

(из журнала «Общественный врач», 1911год)

Текст 2

  1. С первых же дней, как Антон Павлович переселился в Мелихово, к нему стали стекаться больные за 25 вёрст.
  2. Приходили, привозили больных на телегах и далеко увозили самого Антона Павловича к больным.
  3. С самого раннего утра перед его домом уже стояли бабы и дети и ждали от него медицинской помощи.
  4. Он выходил, выслушивал, выстукивал и никого не отпускал без совета и без лекарства.

(М.П. Чехов. Воспоминания брата)

  • Какова основная мысль текстов?

(Чехов – врач-гражданин, готовый всегда прийти на помощь и оказать её)

Задание 2

  • Познакомьтесь с содержанием буклета и сформулируйте цели урока.

(Отработать ключевые вопросы курса русского языка, готовиться к ЕГЭ)

Задание 3

  • Сравните тексты с точки зрения стилистической принадлежности.
  • Докажите правильность своей точки зрения.
  • В затруднительном случае обращайтесь к буклету-справочнику.


1 текст

2 текст

  • стиль публицистический;
  • функция – сообщение информации, оценка восприятия, воздействие на читателя и слушателя;
  • среда существования - статья;
  • признаки: лексика общественно-политического звучания (година, гражданин, земский участок, статистические записи).
  • стиль разговорный;
  • функция – сообщение информации;
  • среда существования - переписка;
  • признаки: разговорная лексика (бабы), слова с переносным значением (стекаться) и слова с оценочным содержанием (выслушивал, выстукивал).


Задание 4

  • Обратитесь к буклету.
  • Выберете по 2 вопроса.
  • Выполните задание.
  • Обсудите результаты работы в группе.

Возможные вопросы и задания

1. Сформулируйте вопрос по разделу «Словообразование».

Укажите способ образования слов?

1вариант

2 вариант

выходил, никого, отпускал

выдавал


2. Подумайте над вопросом по разделу «Орфография».

Назовите слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и не проверяемыми ударением.

1вариант

2 вариант

переселился, больные, стояли; телега

гражданин, надвигалось, холера, эпидемия


3. Сформулируйте вопрос по разделу «Морфология».

Выпишите из текста имена числительные.

1вариант

2 вариант

первых, двадцать пять

тысяча восемьсот девяносто второй, тысяча восемьсот девяносто третий


4. Сравните предложения на и основе анализа сформулируйте вопрос по разделу «Синтаксис и пунктуация».

Найдите лишнее(-ие) предложение(-ия) и обоснуйте свой ответ.

1вариант

2 вариант

первое предложение, так как нет однородных членов

шестое, седьмое, так как есть однородные члены


5. Сформулируйте вопрос по теме «Словосочетание».

Найдите примеры словосочетаний на разные типы подчинительной связи.

1вариант

2 вариант

первых дней,

увозили далеко,

не отпускал без лекарства

земская медицина,

составлял отчёты,

сказался тотчас


6. Продумайте систему вопросов по лексике.

  1. Назовите профессиональные слова.
  2. Назовите слова-антонимы.
  3. Назовите устаревшие слова.

1вариант

2 вариант

  1. больные, лекарства, медицинский;
  2. привозили-увозили;
  3. верста, телега
  1. эпидемия, холера, заболевание;
  2. --------------------;
  3. земский, губерния


7. Классифицируйте служебные части речи, ответ обоснуйте примерами.

1вариант

2 вариант

  1. предлоги; с, за, к, без
  2. союзы; и, как
  3. частицы; не, же
    1. предлоги; для, в, у
    2. союзы; и
    3. частицы; вот, же


8. Найдите односоставное предложение, определите его вид.

1вариант

2 вариант

2-е предложение, неопределённо-личное

8-е предложение,


9. Определите роль однородных членов.

1вариант

2 вариант

4-е предложение; создают атмосферу динамизма

6-е предложение; создают атмосферу динамизма


10. Есть ли в тексте эпитеты? Если есть, то какова их роль?

1вариант

2 вариант

_

знаменитом, регулярный, подозрительные, полном;

эпитеты придают многогранность образу врача


11. Что можно сказать о связи предложений в тексте?

1вариант

2 вариант

3 и 4-е предложения присоединяются при помощи личного местоимения

8-е предложение присоединяется при помощи указательного местоимения и лексического повтора


12. Найдите в текстах пример парцелляции.

1вариант

2 вариант

_

8-е предложение


III Устная работа групп

IV Презентация проекта по теме:

«Медицинская лексика в речевом поведении героев А.П. Чехова»

Задание 5

  • «Медицина – моя законная жена, а литература любовница». Насколько уместна была эта фраза в речи писателя-врача?

(По образованию А.П. Чехов был врачом. Он любил свою профессию. Дар владеть словом дан был свыше. В литературе он выразил свою любовь к человеку, своё пристрастие к художественному творчеству. В его рассказах отразились и опыт профессиональной деятельности, и стремление постичь глубину человеческого характера).

V Рефлексия

Задание 6

  • Проанализируйте деятельность на уроке (свою или группы) с точки зрения правильности, полноты, последовательности изложения материала.
  • Дайте оценку уроку (можно в форме синквейна).

(Чехов.

Увлечённый. Талантливый.

Восхищает. Удивляет. Вдохновляет.

Чехов – наша совесть.

Писатель-врач.)

Краткий самоанализ урока

На данном уроке реализовывались важные для современного урока подходы:

  • текстоориентированный: при работе с текстами художественного стиля, лингвистического исследования, монологического ответа;
  • коммуникативно-деятельностный: при работе с разными источниками информации;
  • интегрированный: реализовывалсяся через связь с литературой посредством использования текстов разных стилей;
  • личностно-ориентированный: реализовывался через работу в группах, анализ и оценку работы одноклассников, обучение связной речи.

На уроке использовались технологии:

  • коллективного сотрудничества,
  • личностно-ориентированная,
  • ценностно-ориентированная (связанная с воспитательными задачами),
  • информационно-коммуникативная,
  • компьютерная.

В ходе урока сочетались виды деятельности учащихся:

  • фронтальная,
  • индивидуальная,
  • групповая.

При разработке урока учитывались возрастные особенности учащихся: ориентация на профессиональный выбор. Был использован дифференцированный подход (разноуровневые задания).

Метод урока по типу познавательной деятельности – исследовательско-поисковый (знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно).

Мультимедийная презентация исследовательской работы использована с целью мотивации познавательного интереса учеников к уроку.

С целью экономии времени работа на уроке выполнялись в индивидуальном буклете.

На уроке использовался принцип педагогической мастерской: создавалась атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества.

Использование групповой работы высвобождает время для закрепления ранее изученного, способствует раскрытию индивидуального потенциала конкретного ученика; создаёт для учащихся ситуацию успеха, придаёт уверенность в силах, даёт возможность видеть образец лучших ответов, вызывает положительные эмоции, благотворно влияет на учебную мотивацию и отношение к учебной работе.

На уроке главным был анализ текстов, который позволяет формировать коммуникативную компетенцию, рождает дар слова, творчества, развивает языковую индивидуальность учащихся.



Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный