Применение модульной технологии на занятиях русского языка (в неязыковых группах)
Автор: Абдулахадова Шохида Равшановна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 28.04.2016
Статья просмотрена: 300 раз
Библиографическое описание:
Абдулахадова, Ш. Р. Применение модульной технологии на занятиях русского языка (в неязыковых группах) / Ш. Р. Абдулахадова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10316/ (дата обращения: 17.12.2024).
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений педагогики, психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
Как показывает анализ педагогической практики в современной образовательной системе, за последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения студентов. Но всё же в учебном процессе в вузовской системе сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого студента; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения, между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельным характером учения.
Одним из важных направлений разрешения названных проблем является разработка и внедрение новых инновационных технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы.
В данной статье мы предлагаем разработку занятия по русскому языку на основе модульной технологии.
Тема: Нормы устной иписьменной речи
Педагогическая технология: модульная,
Оборудование: экран, мультимедиапроектор, карта студента, оценочный лист, раздаточный материал (карточки с заданиями).
Цели:
- Образовательные: Студенты должны знать основные типы морфологических и морфолого-стилистических норм русского литературного языка, причины возникновения морфологических и морфолого-стилистических ошибок и способы их устранения, развивать умение строить свою речь в соответствии с морфологическими и морфолого-стилистическими нормами устной и письменной речи
- Развивающие: формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Воспитательные: побуждать студентов к самоконтролю, взаимоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний.
Ход урока:
Учебный элемент — 1
Повторение (устный опрос):
а) Выполнение задания по нахождению и исправлению изученных типов ошибок в предложенных текстах (преподаватель раздаёт карточки с примерами)
б) Чтение подготовленных текстов на тему: «Моя Родина — Узбекистан», с опорными словами.
2. Самостоятельная работа:
Определите тип допущенных ошибок, объясните их причины. Исправьте текст (карточки с текстами по теме раздаёт преподаватель)
Новая тема:
Учебный элемент— 2.
Цели: Знакомство с новым материалом, усвоить основные типы морфологических и морфолого-стилистических норм русского литературного языка, причины возникновения морфологических и морфолого-стилистических ошибок, основные типы ошибок в форме слова.
Теория:
Морфологические нормы — это нормы употребления грамматических форм слов;
Морфолого-стилистические ошибки, связанные с использованием сложных конструкций, характерных для официально-делового и научного стиля в разговорном стиле.
Задание 1. Исходный контроль— тест (коллективная работа)
- Морфологические ошибки русского литературного языка связаны с
1) Неправильным образованием слов;
2) Нарушением грамматических форм слов;
3) Нарушением управления;
4) Незнанием лексического значения слова;
- Сгруппируйте по соответствию цифры и буквы. С чем обычно бывают связаны
А. Фразеолого-стилистические ошибки;
Б. Морфолого-стилистические ошибки
В. Словообразовательно-стилистические ошибки.
1) с использованием сложных конструкций в разговорном стиле;
2) со смешением книжных и разговорных фразеологизмов;
3) с использованием лексики с уменьшительно-ласкательными суффиксами в научном и деловом стилях.
Задание 2 (групповая работа)
Исправьте следующий текст. Определите тип допущенных ошибок, объясните их причины.
Пример текста: «Моя Родина: Узбекистан. Эта фраза звучит для представителя разных национальностей — узбека и киргиза, корейца и белоруса, русского и украинца одинаково гордо».
Учебный элемент — 3
Цель — закрепление изученного материала
1.Выполнение заданий по нахождению и исправлению морфологических и морфолого-стилистических типов ошибок в предложенных текстах
Задание 1 (индивидуальная работа) Найдите в предложенных текстах ошибки в форме слов и исправьте их. При выполнении задания заполните таблицу.
№ |
Пример нарушения нормы |
Исправление. |
Объяснение. |
Тип ошибки. |
1. |
Мама! Сегодня обед был более вкусным, чем вчера. |
Обед был вкуснее |
Использование сложной формы сравнительной степени в разговорном стиле |
Морфолого — стилистическая |
- Мальчики собирают хлопок.
- Я учусь в первом курсе.
- Пять не делится по два.
- Работающие вернутся после два часа.
Задание 2.
Раскройте скобки, поставив находящиеся в них слова в нужную форму:
- Купить несколько (простыня).
- В углу стояло несколько (кочерга).
- Принёс с базара несколько (дыня).
- Нужно расклеить десять (афиша).
- Посадите в саду пять (яблоня).
- В наборе шесть (кастрюля)
- О нём ходит много (сплетня).
Учебный элемент— 4.
Цель — уметь строить свою речь в соответствии с морфологическими и морфолого-стилистическими нормами устной и письменной речи, распознавать и исправлять ошибки и неточности в своей речи и речи окружающих.
Задание 1. (парная работа) Подготовьте небольшой текст на одну из тем:
- «Лексическое богатство языка», используя следующие опорные слова: лексика, синоним, омоним, антоним, архаизм.
- «Самостоятельные части речи», используя следующие опорные слова: морфология, имя существительное, имя числительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие.
Учебный элемент 5.
Цель — проверить уровень усвоения нового материала
Задание (парная работа)
Придумайте несколько связных предложений (4–5) с морфологическими и морфолого-стилистическими ошибками на разную тематику. Обменяйтесь с соседом для их нахождения и исправления. Затем оцените свой ответ.
Учебный элемент — 6.
Цель — подведение итогов. Возвращение к целям, обсуждение: все ли цели урока достигнуты?
Учебный элемент — 7.
Дифференцированное домашнее задание.
Оценочный лист
Фамилия, имя студента____________________________
Учебный элемент (этапы работы) |
Количество баллов по номерам заданий |
Итого (кол-во баллов) |
||
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
||
УЭ — 1. Проверка изученного материала. УЭ — 2. Изучение нового материала УЭ — 3. Обобщение и закрепление изученного материала. УЭ — 4. Проверка умения правильно строить свою речь с учётом изученных типов ошибок Контроль. УЭ — 5. Проверка уровня усвоения материала УЭ -6. Оценка своей деятельности Подведение итогов занятия УЭ -6. Домашнее задание |
||||
Модульный характер обучения дает возможность определить интеграционные связи между модулями русского языка и модулями специальных дисциплинарных циклов, выявить, на основе этого, возможное сочетание этих образовательных сфер и проводить «бинарные» уроки и даже целые циклы занятий. Модульный подход как нельзя лучше сочетает традиционные и нетрадиционные методы обучения русскому языку, соответствуя тем требованиям, которые обычно предъявляются дидактикой к обучению русскому языку в неязыковой современной социокультурной среде.
Литература:
- Гареев В. М., Куликов С. И., Дурко Е. М. -Принципы модульного обучения// Вестник высшей школы. — 1987. — № 8.
- Голощёкина Л. П., Збаровский B. C. Модульная технология обучения: Методические рекомендации. — СПб: ЮНИТИ-ДАНА, 1993.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998.
- Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М.: Народное образование, 1996.