Проектирование урока в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 10.12.2020

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Л. К. Проектирование урока в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования / Л. К. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 472-475. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76427/ (дата обращения: 17.12.2024).



Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).

Сформированность новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Главный принцип подхода–научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, и за всем этим всегда стоит действие. В образовательной области «Филология» приоритетным является коммуникативное развитие — формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции А. Н. Леонтьева, Д.Б., Эльконина, П. Я. Гальперина.

Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 5 классе осуществляется при работе с лингвистическими текстами. В учебниках по русскому языку читательская грамотность формируется на основе работы с текстами (таблицами, схемами и. т.д.) Эти тексты требуют несколько иных читательских навыков, так как содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (название граф, таблиц, цвет, шрифт),поэтому для современного этапа развития методики преподавания русского языка актуально развитие читательских умений на основе схем-таблиц. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования — их деятельностный характер. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?

Данные универсальные учебные действия успешно формируются посредством модульной технологии. Это- альтернатива традиционному обучению.

Что дает модульное обучение? Оно позволяет сократить учебный курс дисциплины без ущерба для полноты изложения и глубины материала. Каждый обучающийся работает самостоятельно в своем темпе и есть возможности получить помощь у учителя и у товарища. В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает ребенка объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Это дает возможность осознать себя в деятельности и позволяет каждому учащемуся видеть уровень усвоения знаний.

Модульная технология строится на основе развивающегося обучения. Ученик выполняет задание с дозированной помощью учителя и товарищей и находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что он делает с помощью других, завтра сможет сам. В модульном обучении это реализуется путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации деятельности в разных формах — индивидуальной, групповой, в парах.

Каковы же действия учителя по подготовке к переходу на модульное обучение? Прежде всего необходимо разобрать модульную программу, состоящую из комплексной дидактической цели и отдельных модулей, от качества которых зависит эффективность обучения. Чтобы составить модульную программу, необходимо выделить стержневые идеи курса. После этого формируется комплексная дидактическая цель (КДЦ), которая имеет два уровня: уровень усвоения содержания учеником и ориентация на его использование в практике, а также в будущем. Затем из КДЦ выделяется интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и формируются модули, которые в совокупности и обеспечивают достижение комплексной дидактической цели. Поэтому каждая идея ИДЦ делится на частные дидактические цели, и на их основе выделяются учебные элементы, каждой цели соответствует один учебный элемент.

Построение модуля начинается всегда с интегрирующей цели. Затем даётся задание для входного контроля, цель которого — установить готовность учащихся к работе. Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений. Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля — осмысление и обобщение проделанной работы. Составляются задания для выходного контроля (экспертный контроль)-цель которых выявление степени овладения содержанием модуля. На выполнение модуля учащимся даётся определённое время.

Учебный материал разделён на тематические блоки, каждый блок укладывается в жёсткие временные рамки. Для лучшего усвоения содержания тематического блока учитель следует этапам структуры модульного занятия: повторение, восприятие нового, осмысление, закрепление изученного, контроль. Каждый этап начинается с целевой установки и указания системы действий, заканчивается каждый этап урока контролем, позволяющим установить успешность обучения.

В качестве основы выделяется модуль, который включает в себя законченный блок информации, целевую программу действий и советы учителя по её реализации.

Блок — это большой тематический раздел. Для каждого блока разрабатывается дидактический комплекс, который включает в себя задание –шаг.

Каждый шаг имеет свои функции.

Шаг № 1 выдается для выполнения опережающего домашнего задания с целью актуализации знаний.

Шаг № 2 необходим для изучения нового материала. Он включает в себя два раздела:

– первичное усвоение знаний.

– осознание и осмысление материала.

Шаг № 3 выдается с целью закрепления изученного (короткий по объему).

Шаг № 4 для применения полученных знаний.

Шаг № 5 предназначен для самоконтроля уровня усвоения нового материала.

Эти этапы можно регулировать на свое усмотрение.

Каждый модуль можно оформить в виде технологической карты, которая является руководством по освоению темы, т. е. данного модуля, состоящего из отдельных учебных элементов. В каждой технологической карте фиксируется тема, ставится задача по ее освоению, конкретизируется перечень знаний, умений, которые должен приобрести ученик, а также называются исследуемые языковые явления. Технологическая карта состоит из 3 столбцов: номер учебного элемента, учебный материал с указанием заданий, руководство по освоению учебного материала. При разработке каждого учебного элемента необходимо заготовить советы по работе и указание, что надо делать на том или ином этапе. Такое указание может содержать схему. Например, в зависимости суммы заработанных баллов ученику предлагается либо выбрать корректирующее задание, либо перейти к следующему элементу. То есть, если сумма баллов меньше 4, ученик выполняет корректирующее задание, а если сумма баллов равна или больше 4 — переходит к следующему элементу. Освоив учебный элемент и получив за него балл, ученик выставляет в оценочном листе.

Первым и главным критерием оценки успешности обучения в модульном режиме является желание учеников учиться, пробуждение интереса к предмету, к школе.

На уроках русского языка в татарской школе модульное обучение эффективно применять на обобщающих уроках, а также на уроках изучения новой темы, в центре которых правописание и пунктуация.

В начале урока нужно разъяснить учащимся тему, задачи урока и планируемые результаты. В конце урока каждый вновь обращается к записи поставленной перед собой задачи и определяет, насколько удалось ее решить, ставит себе общую оценку. Самооценка совмещается с выбором домашнего задания, вернее, домашнее задание определяется степенью освоения темы:

  1. Прочитайте еще раз в технологической карте цели урока.
  2. Достигли ли вы целей урока?
  3. Оцените свою работу на уроке:

«5» — все выполнено верно;

«4» — выполнил все задания, иногда ошибался;

«3» — выполнил половину задания;

«2» — почти ничего не смог выполнить.

  1. Выберите домашнее задание в зависимости от того, насколько успешно вы работали на уроке:

а) проработаю материал модуля еще раз;

б) прочитаю по учебнику параграф, выполню упражнение;

в) сделаю творческое задание;

Чем меня заинтересовала эта технология?

Во-первых, индивидуальный подход к каждому ученику.

Во-вторых, создается условие для развития сильных учащихся.

В-третьих, дифференциация в обучении: самостоятельная работа в начале урока и домашние задания разного уровня.

В четвертых, решается проблема домашних заданий (без домашних заданий обучать русскому языку очень трудно(тем более в национальной школе, где учащиеся слышат русскую речь только на уроках русского языка и литературы да по телевизору),раз при оценке деятельности ученика учитывается не только самостоятельная работа, но и домашние задания, ученику приходится ежедневно выполнять домашние задания: это возможность получить высокие баллы за домашнее задание, плюс баллы за самостоятельную работу.

В-пятых, большая возможность чтения, говорения, оформления своей мысли на русском языке. Главное для нас — создать такие условия, чтобы ученики больше читали, говорили, общались на русском языке.

Применение модульных программ

Практика показала, что использование модульного обучения на уроках русского языка весьма эффективно при изучении видов сложного предложения в 9 классе. Именно эти темы позволяют ученикам максимум времени работать самостоятельно.

Модульное представление учебного материала помогает организовать дифференцированную работу с учащимися. Можно разработать комплекс разноуровневых заданий для уроков литературы и русского языка по темам и блокам: уровень 1– прочитать, запомнить, пересказать, написать; уровень 2– ответить на проблемные вопросы, придумать их самим учащимся, выполнить усложнённые задания по русскому языку; уровень 3– выполнить творческое задание. Применение таких форм работы позволяет стабилизировать и улучшить успеваемость и качество обучения в неуспешном классе.

Так, например, на уроке по басням Крылова дети получают задания разных уровней для анализа басен: 1 группа — прочитать выразительно, подумать, о каком пороке говорит автор, найти мораль басни, 2 группа- чтение басни по ролям, найти крылатые выражения, определить идею, художественные средства, используемые автором для создания образов, 3 группа- определить мораль басни, написать сочинение на тему данной басни или написать басню.

Пример модульного урока по русскому языку (5 класс)

Тема урока: Как определить спряжение глагола.

Урок — практикум.

Цели для учащихся:

В конце темы должны знать:

Способ определения верного написания безударного личного окончания глагола.

Должны уметь:

Правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов.

Графически обозначать орфограмму № 25.

Употреблять глаголы в речи.

Учебный элемент-1

Проверка домашнего задания.

Групповая работа по карточкам

Цель: повторить знания о личных окончаниях и о спряжении глагола;

формировать умение определять безударные личные окончания глаголов.

Учебный элемент-2

Распределительный диктант.

Общеклассная работа

Цель:

– закрепить умение применять способ определения верного написания безударного личного окончания глаголов;

– правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов.

Записать глаголы в два столбика в зависимости от спряжения. Вставить пропущенные буквы. Выделить орфограмму № 25.

Смотр…шь и вид…шь, вздыха…шь и дыш…шь, начерт…шь и нарису…шь, отруб…шь — не пристав…шь, се…шь и ве…шь, слуша…шь и слыш…шь.

Учебный элемент-3

Языковая разминка

Групповая работа по карточкам

Цель: закрепить умение правильно писать гласные в безударном личном окончании глаголов; закрепить умение употреблять глаголы в речи.

Учебный элемент-4

Зрительный диктант

Общеклассная работа

Цель: проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать условия выбора изученных орфограмм.

Списать, вставить пропущенные буквы. Обозначить условия выбора орфограмм на месте пропуска букв и скобок.

Встрет…ш… весной весничку, обраду…ш…ся и вскоре перестан…ш… ее замечать! Вернее, и вид…ш…, и слыш…ш… ее, но она уже не так привлека…т внимание; птиц…более яркие и голосистые отвлека…т тебя.

Учебный элемент-5

Подведение итогов.

Учебный элемент-6

Задание на дом

Разноуровневые задания

Общеклассная работа

Цель: закрепить умение правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов, графически обозначать орфограмму № 25; закрепить умение употреблять глаголы в речи.

1 уровень. Выполнить упражнение.

Повторить параграф.

Записать алгоритм рассуждения «Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием глаголов».

«Проверь себя, сверься с партнером»

2 уровень. Вставить пропущенные глаголы, определить спряжение, применяя способ определения верного написания безударных личных окончаний глаголов.

Графически обозначить орфограмму № 25.

Снеговая белая туча, огромная, как небо, … весь горизонт и последний свет красной погорелой вечерней зари быстро … густою пеленою. Вдруг … ночь … буран со всей яростью, со всеми своими ужасами … пустынный ветер на приволье, …снеговые степи, как пух лебяжий … их до небес

Слова для справки: обтянуть, задернуть, настать, наступить, разыграться, взрыть, вскинуть, одеть, слиться, смешаться, реветь. «Проверь себя, сверься с партнером»

Составить таблицу личных окончаний глаголов. Использовать свои примеры.

«Проверь себя, сверься с партнером»

3 уровень. Открыть учебник и повторить все глаголы-исключения.

Рассказать наизусть глаголы-исключения партнеру по парте. Сверить с таблицей.

Вписать на доске в алгоритм рассуждения «Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием» исключения на –ить , 4 на –ать , 7 на –еть .

Технологию модульного обучения можно применять во всех типах уроков: изучение нового материала, комплексное применение знаний, обобщение и систематизация знаний, комбинированный урок, учетно-контрольный, урок коррекции.

Такая технология помогает развивать общеучебные умения и навыки:

– навык внимательного чтения;

– умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное;

– умение вычленять противоречия;

– умение формулировать проблемы, аргументировать, доказывать;

– исследовательские умения;

– умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре, вести полемику;

– навыки обращения со словарем, справочником и другими источниками информации;

– умение планировать текущую и перспективную учебную работу, организовать себя на выполнение поставленных задач, действовать по алгоритму;

– умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Разработка модульных обучающих программ показывает, что процесс «конструирования» модулей позволяет «убрать» все лишнее, всю избыточную учебную информацию, которая затрудняет усвоение нового материала. Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал и в необходимых пределах уплотнить его.

Таким образом, модульная технология позволяет формировать на уроках предметные и метапредметные результаты; позволяет реализовать индивидуально-ориентированное обучение и системно-деятельностный подход. С помощью данной технологии происходит дифференциация процесса обучения за счет возможности выбора заданий разного уровня, возможности организации самостоятельного продвижения по темам курса успевающим ученикам и возврату к запущенному материалу отстающим ученикам. Учитель может разнообразить формы работы учащихся, указывая в учебных модулях ссылки на учебный материал (просмотр презентации, электронных тестов, видеоурока и т. д.), на основе которых будут выполняться задания, тем самым учащиеся получат возможность использовать в своей работе разные источники информации для достижения поставленных учебных задач.

Литература:

  1. Суслова П. Т. Модульная технология — комфорт учителя, комфорт ученика. (на уроке математики), ж. Башкортостан укытыусыхы. 1999, № 8.
  2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, модульное обучение, личное окончание глаголов, умение, учебный материал, безударное личное окончание, домашнее задание, задание, урок, учебный элемент.


Похожие статьи

Разработка и реализация программы информатизации школы в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

Проект концепции Модели подготовки учителя в условиях введения и реализации ФГОС общего образования в образовательных организациях

Методика использования электронного учебника на уроках естественно-математического цикла как средство реализации новых ФГОС

Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

Изменение образовательной парадигмы учителя в условиях перехода к реализации ФГОС

Работа с учебными текстами на уроке иностранного языка в условиях перехода на ФГОС ОО. Из опыта работы

Формирование у детей дошкольного возраста инженерного мышления в процессе конструирования в условиях реализации ФГОС ДО

Использование подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Использование игровых технологий на уроках в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Современные требования к урокам специальных дисциплин в контексте профессиональной подготовки педагога-музыканта

Похожие статьи

Разработка и реализация программы информатизации школы в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

Проект концепции Модели подготовки учителя в условиях введения и реализации ФГОС общего образования в образовательных организациях

Методика использования электронного учебника на уроках естественно-математического цикла как средство реализации новых ФГОС

Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

Изменение образовательной парадигмы учителя в условиях перехода к реализации ФГОС

Работа с учебными текстами на уроке иностранного языка в условиях перехода на ФГОС ОО. Из опыта работы

Формирование у детей дошкольного возраста инженерного мышления в процессе конструирования в условиях реализации ФГОС ДО

Использование подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Использование игровых технологий на уроках в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Современные требования к урокам специальных дисциплин в контексте профессиональной подготовки педагога-музыканта

Задать вопрос