Технология модульного обучения в школе
Автор: Баянова Лариса Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 28704 раза
Библиографическое описание:
Баянова, Л. А. Технология модульного обучения в школе / Л. А. Баянова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/956/ (дата обращения: 16.12.2024).
Глубокое реформирование системы образования, вызванное к жизни социально-экономическими и государственно-политическими преобразованиями, постоянный рост объема информации, увеличение объема изучаемых дисциплин создали необходимость использования новых образовательных технологий.
В современных условиях возрастает роль образования, т.к. образование – мощный фактор, который способствует изменению и развитию не только отдельного человека, но и общества в целом. Поэтому поиск новых образовательных технологий становится актуальной проблемой.
Использование современных технологий направлено на повышение качества образования, на оптимизацию процесса обучения, на повышение уровня культуры подрастающего поколения в работе с техническими информационными средствами. Одной из современных образовательных технологий является технология модульного обучения.
Модульное обучение – это такая педагогическая технология, при которой учащиеся работают с учебной программой, составленной из модулей. Модульное обучение очень близко по своим идеям и организационным формам программированному обучению. Учебные модули и тесты могут быть легко перенесены в компьютерную среду обучения.
Модульное обучение обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, активизацию познавательной деятельности, условия для творческого развития и самовыражения личности.
Цель технологии модульного обучения – «создать условия выбора для полного овладения содержанием образовательных программ в разной последовательности, разном объеме и темпе через отдельные и независимые учебные модули с учетом индивидуальных интересов и возможностей субъектов образовательного процесса» [3, c. 63].
К специфическим особенностям модульного обучения можно отнести следующие:
1) содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (модулях);
2) наличие возможности выбора уровня;
3) возрастание самостоятельности работы учащихся;
4) деятельность педагога в большей степени становится информационной и консультативной и т.д.
Нами был полностью разработан курс русского языка для 9 класса (в объеме 68 часов, включая две контрольные работы в середине и в конце курса) на основе технологии модульного обучения.
Каждый модуль строился по следующей схеме:
1) название модуля;
2) интегрирующая дидактическая цель;
3) целевой план действий учащихся;
4) банк информации: а) входной контроль; б) объяснение нового материала (или повторение ранее изученного материала); в) закрепление нового (ранее изученного) материала;
5) выходной контроль.
Рассмотрим подробнее каждый из составных элементов модуля.
Название каждого модуля соответствует календарно-тематическому планированию (с которым можно познакомиться по адресу http://www.zavuch.info/metodichka/gumanitarnie/rus/rustemplans/kal-tem-pl-po-rus-9kl), разработанному на основе государственного образовательного стандарта.
Интегрирующая дидактическая цель отражает общую цель, которую должны достигнуть учащиеся при изучении каждого модуля (например, дать учащимся представление о сложном предложении и его признаках; дать учащимся представление о стилистических особенностях сложносочиненного предложения; научить учащихся расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении).
Целевой план действий учащихся конкретизирует интегрирующую дидактическую цель. Он строится с соблюдением принципа триединства целей: образовательные, развивающие и воспитательные цели (например, научить учащихся определять сложное предложение по его признакам; развивать умение характеризовать сложное предложение; воспитывать интерес к русскому языку).
Входной контроль знаний и умений проводится для того, чтобы получить информацию об уровне усвоения ранее изученного материала и уровне готовности учащихся к работе, при этом наличие или отсутствие входного контроля обуславливается типом проводимого урока.
В качестве входного контроля знаний и умений учащихся могут быть использованы небольшие словарные диктанты (например, сумасшедший, авиаперевозки, стереозапись, ультрафиолет, пол-яблока, пол-Европы, полумаска), контрольные вопросы (например, какое предложение называется простым/сложным?), задания на установление соответствия (например, установите соответствие: 1) лебеди(н,нн)ый; 2) лу(н,нн)ый; 3) маринова(н,нн)ый; 4) выкраше(н,нн)ый; 5) деревя(н,нн)ый. А. Пишется Н; Б. Пишется НН), мини-тесты (один-два вопроса), задания на распределение слов по столбикам (например, распределите слова на два столбика (пишется Н; пишется НН): оловя(н,нн)ый солдатик, кожа(н,нн)ый плащ, недли(н,нн)ая история, опубликова(н,нн)ый роман, образова(н,нн)ый человек, краше(н,нн)ые стены) и т.п.
Задания входного контроля, также как и задания всего модуля, имеют трехуровневую систему: «уровень А» (характеристики: минимальный уровень усвоения материала, низкая обучаемость и низкий уровень учебных умений, наличие пробелов в знании изученного материала), «уровень В» (характеристики: невысокая обучаемость, компенсируемая отдельными мыслительными операциями, прилежанием, организованностью и т.п.), «уровень С» (характеристики: углубленный вариант содержания материала, высокая обучаемость, высокий уровень организации, положительное отношение к учению). Для каждого уровня предполагаются свои упражнения, соответствующие уровню усвоения материала и способностям учащихся. Если ученик не справляется с заданием входного контроля, то он отвечает на альтернативный вопрос, который поможет ему выполнить упражнение и перейти к дальнейшему изучению материала.
Объяснение нового материала представлено в виде лекций, заданий для наблюдений, слайдовых презентаций и т.п. Оно может быть как разноуровневым, так и адаптированным для всех категорий учащихся.
Повторение ранее изученного материала представлено, как правило, в виде заданий для наблюдения, в ходе которых учащиеся самостоятельно (или под руководством учителя) вспоминают материал.
Закрепление нового (ранее изученного) материала распределено по трем уровням: «А», «В», «С». Каждое задание содержит частную дидактическую цель (т.е. обоснование того, для чего выполняется данное упражнение) и методический комментарий для учащихся, который представляет собой алгоритм выполнения задания. Методический комментарий является полезным, т.к., прочитав его, ученик может выполнить упражнение самостоятельно, не обращаясь за разъяснением к учителю.
Задания, направленные на закрепление (повторение) материала, располагаются по возрастающей сложности: от простых к более сложным (например, урок на тему «Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения». Виды заданий: Задание 1. Ответьте на вопросы. Задание 2. 1. Распределите предложенные союзы на две группы: сочинительные и подчинительные. Задание 3. 1. Прочитайте предложения. 2. Определите вид связи в нем: союзная или бессоюзная. Задание 4. 1. Прочитайте предложения. 2. Определите его тип (ПП, ССП, СПП, БСП). 3. Расставьте знаки препинания там, где это необходимо. Задание 5. 1. Посмотрите на схемы сложных предложений. 2. Составьте к ним свои примеры).
Цель выходного контроля – показать уровень усвоения учащимися изучаемой темы. Выходной контроль представлен в виде теста с одним или несколькими вариантами ответов (например, найдите неверное утверждение, найдите сложное предложение, укажите верную характеристику предложения, определите количество грамматических основ в предложении и т.д.); задания также расположены от простых к сложным и соответствуют трем уровням.
Познакомится подробнее с некоторыми из модулей (урок повторения ранее изученного материала «Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях» и урок объяснения нового материала «Сложное предложение и его характеристики») можно по адресам http://planuroka.ru/metod-kopilka/konspekt и http://www.zavuch.info/metodichka/gumanitarnie/rus/rasrurokrus/sl-pred-eg-har, соответственно. С контрольными работами («Сложное предложение: сложносочиненное и сложноподчиненное предложения», «Итоговая контрольная работа за курс 9 класса») можно познакомится на сайтах «Открытого класса» и «Учительского портала» по следующим адресам, соответственно: http://www.openclass.ru/node/231138 и http://www.uchportal.ru/load/33-1-0-18347.
Система модульного обучения становится популярной, что обусловлено ее отличительными особенностями (индивидуализация процесса обучения, активизация познавательной деятельности, творческое развитие и самовыражение личности и другие), поэтому стоит обратить на нее более пристальное внимание не только в высшей школе, но и в школе общеобразовательной.
Литература:
Муравьева А. А., Кузнецова Ю. Н., Червякова Т. Н. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях: пособие для преподавателей. М.: Альфа-М, 2005. 96 с.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.
Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография. М.: Новая школа, 2001. 352 с.
Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения обучения. М.: Народное образование, 1996. 160 с.