Об опыте развития универсальных учебных действий в чтении на иностранном языке учащихся 5 классов средней общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 22.05.2015

Статья просмотрена: 126 раз

Библиографическое описание:

Каверина, А. А. Об опыте развития универсальных учебных действий в чтении на иностранном языке учащихся 5 классов средней общеобразовательной школы / А. А. Каверина, С. С. Фалалеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.5 (90.5). — С. 11-12. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18034/ (дата обращения: 17.12.2024).

С 2015 года все образовательные учреждения Российской Федерации переходят на федеральный образовательный стандарт второго поколения.

Особое значение в новом стандарте придается формированию у учащихся УУД – универсальных учебных действий, то есть умения учиться, достигая метапредметных результатов образования [1]. В частности, УУД подразделяются на 4 вида: личностные (то есть ценностно-смысловая ориентация учащихся), познавательные (умение ставить задачи, искать их решения, делать выводы, логические умозаключения и т.д.), коммуникативные (умение вступать в диалог, различать особенности общения с разными группами людей) и регулятивные (умение планировать, корректировать и оценивать свою деятельность) [2]. ФГОС также определяет смысловое чтение одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.

Чтение как вид деятельности, на наш взгляд, преобладает в процессе обучения иностранному языку в 5 классе. Тексты для чтения содержатся и в учебнике, и в рабочей тетради в разделах «Test Yourself», и в книге для чтения. Кроме того, все диалоги, предназначенные учащимся для прослушивания или разыгрывания по ролям, имеют текстовую опору. По нашему мнению, обучать чтению необходимо в первую очередь, т.к. от правильности понимания прочитанного зависит правильность выполнения задания, а также адекватное восприятие полученной информации.

Мы имеем опыт преподавания английского языка в 5 классе по учебно-методическому комплекту авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапы, И.П. Костиной, О.В. Дувановой, Е.В. Кузнецовой. Авторы данного УМК уделяют большое внимание универсальным учебным действиям и специальным учебным умениям. Обучению чтению отводится значительное количество уроков и часов на самостоятельную работу учащихся. В тетради для учителя приводится список памяток для развития УУД и СУУ с указанием конкретных упражнений и времени предъявления той или иной памятки.

Существенно, что задания учебника и книги для чтения готовят учащихся к заданиям формата единого государственного экзамена. Несомненным плюсом книги для чтения является наличие рубрики «Learning to Learn» («Учимся учиться»), где подробно объясняется, как научиться разным видам чтения, как правильно выполнять конкретные задания.

Спектр заданий разнообразен: понимание общего смысла прочитанного, заполнение пропусков в тексте отдельными словами и частями предложений, соотнесение частей предложения, ответы на вопросы по тексту. Учащимся предлагается озаглавить текст, выбрать из двух слов одно для подстановки, разыграть диалоги, догадаться о значении сложного или многозначного слова. Отличительной особенностью данного УМК является предъявление учащимся вариантов лексики американского и британского вариантов английского языка, а также задания, обучающие переводу на родной язык.

            Таким образом, нельзя не оценить достоинств рассматриваемого УМК.

Тем не менее, на практике обнаруживается проблемный статус реализации ФГОС второго поколения в средней школе (сделаем оговорку, что наши наблюдения сформированы на основе локального опыта работы и ни в коей мере не дискредитируют огромную работу авторов учебника). Освоение иностранного языка трудно дается пятиклассникам, несмотря на двухгодичное изучение его в начальной школе. В 5 классе (это признают сами школьники) изучение языка нужно начинать практически с нуля. (Отметим при этом, что в системе общего школьного образования многих стран Европы дети начинают изучать иностранный язык именно в средней школе, то есть в возрасте 11 лет.) Благодаря развитию техники учащиеся много слушают музыку, аудиокниги, смотрят видеоролики. Тем меньше они читают. Именно с чтением возникают наибольшие трудности. Учащиеся зачастую не понимают формулировки заданий. Легче всего они справляются с сопоставлением частей предложения, с подстановкой слов в пропуски. Наибольшую трудность представляют задания на полное понимание текста. Не спасает положения и большой объем материала в каждом уроке. Несмотря на количество часов иностранного языка в неделю (3 урока), учащиеся не справляются с нагрузкой, т.к. каждый новый урок предполагает усвоение нового материала.

            Мы уверены в том, что развитие УУД и СУУ именно в чтении имеет решающее значение при обучении иностранному языку. На наш взгляд, в начальной школе стоит уделять больше внимания именно этому виду деятельности. Научившись правильно читать, ребенок будет увереннее чувствовать себя в средней школе, где ему предъявляются тексты большего объема и более серьезного характера.

 

Литература:

  1. Аксенова Н.И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий / Н.И. Аксенова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита: Издательство «Молодой ученый», 2011. С. 94-100.
  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения).
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, чтение, английский язык, вид деятельности, начальная школа, текст, умение, учащийся.


Похожие статьи

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе у обучающихся с ОВЗ

Развитие универсальных учебных действий учащихся 6 класса средствами интеграции

Применение инновационных технологий обучения на уроках русского языка в начальной школе

Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового обучения в начальных классах

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Формирование навыков выразительного чтения в начальных классах

Формирование читательской компетентности у учащихся начальной школы на основе принципа опоры на родной язык

Взгляд на методы обучения в начальных классах общеобразовательных школ

Похожие статьи

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе у обучающихся с ОВЗ

Развитие универсальных учебных действий учащихся 6 класса средствами интеграции

Применение инновационных технологий обучения на уроках русского языка в начальной школе

Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового обучения в начальных классах

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Формирование навыков выразительного чтения в начальных классах

Формирование читательской компетентности у учащихся начальной школы на основе принципа опоры на родной язык

Взгляд на методы обучения в начальных классах общеобразовательных школ

Задать вопрос