Современные технологии обучения иноязычному чтению младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 16.11.2019

Статья просмотрена: 801 раз

Библиографическое описание:

Сердюкова, Е. Ю. Современные технологии обучения иноязычному чтению младших школьников / Е. Ю. Сердюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 301-302. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64040/ (дата обращения: 17.12.2024).



Чтение является одним из важнейших способов получения информации. Наличие навыков работы с текстовой информацией остается необходимым условием эффективного образовательного процесса. Вопросы, посвященные данному виду аналитико-синтетической деятельности, остаются актуальными по сей день.

В последнее время особое внимание стало уделять вопросу обучения современных школьников смысловому чтению. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования данный вид чтения является одним из универсальных учебных действий [8].

Смысловое чтение — это вид чтения, которое направлено не только на понимание читающим смыслового содержания текста, но и на его осмысление, оценку и формирование личного мнения относительно прочитанного [3].

В современной методике существует несколько педагогических технологий обучению иноязычному чтению: технология проблемного обучения, технологии языкового портфеля, обучение в сотрудничестве, технология развития критического мышления через чтение и письмо. Данные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать обучение с учетом когнитивных способностей обучающихся, их уровня.

  1. Технология проблемного обучения подразумевает самостоятельное решение младшими школьниками ряда задач и вопросов. «Поскольку решение познавательной задачи также предполагает осуществление действий, связанных с постановкой и формулированием проблемы, с извлечением необходимой информации из текстов, с определением основной и второстепенной информации с выбором наиболее эффективного способа решения задачи, можно утверждать, что обучение школьников решению познавательных задач есть та естественная образовательная среда, которая, предполагает осуществление системы познавательных УУД» [1, c.154]. На уроках иностранного языка создается ситуация, которая вынуждает обучающегося выводить и получать новые знания, навыки и умения практически без помощи учителя. Особенность данной технологии заключается в делении работы с текстом на три этапа: дотекстовый, текстовый и послетекстовый.
  2. Технология языкового портфеля по чтению. Данная технология относится к рефлексивному обучению иностранному языку и подготавливает обучающихся к самостоятельному овладению английским языком, формирует навыки самоанализа, самоконтроля. Она дает возможность выбора дополнительных материалов для чтения.
  3. Обучение в сотрудничестве предполагает работу над текстовой информацией в группах. Каждая группа должна состоять из обучающихся с разными познавательными способностями. Дети делят задания между всеми членами группы. Например, каждому достается по одному абзацу текста для определения главной мысли, которая потом вносится в общий план, после чего школьники пересказывают текст полностью, опираясь на составленный группой план.
  4. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Приоритетное место в данной технологии отводят тексту, выполняя всевозможные операции с ним. Особое внимание уделяют смысловой стороне чтения. Обучающийся должен сформировать собственное мнение, точку зрения на проблему текста. В рамках данной технологии применяют графическое представление материала, которое демонстрирует процессы мышления. Так выделяют несколько этапов работы с текстом. Стадия вызова, которая нужна для активизации обучающихся, мотивации к учебной деятельности и формулировки основных вопросов по тексту. Следом идет стадия осмысления, которая необходима для переработки новой информации, ее преломления через призму индивидуальных целей. Третья стадия подразумевает рефлексию, в результате которой происходит разрешение всех вопросов, заданных на первом этапе. Данный этап также подразумевает обмен мнениями, дискуссию.

Несмотря на различия в данных технологиях обучения, все они должны быть направлены не только на обучение смысловому чтению, но и на формирование и развитие личности ребенка. «Анализ социального заказа на образование, проведённый нами за последние 7 лет, подтверждает востребованность общего образования как среды социализации обучающихся, способствующей формированию готовности их к самореализации на протяжении всей жизни». Поэтому личностные результаты обучающихся иностранному языку необходимым компонентом современного образования [6, c.56].

Так для обучения младших школьников смысловому чтению наиболее целесообразно использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Тем не менее, применение нескольких технологий в их взаимодействии представляется наиболее эффективным путем освоения навыков смыслового чтения.

Литература:

  1. Квасников И. А. Формирование языковой личности младшего школьника и развитие элементов лингвистического мышления в условиях становления системы УУД / Квасников И. А., Масан Е. В. // Известия ИППО МГПУ. — 2017. — № 1. — С. 152–155.
  2. Кокоулина С. Н. Использование технологии «Обучение в сотрудничестве» на уроках иностранного языка [Электронный ресурс]. Режим доступа:. http://festival.1september.ru/articles/595480/ (дата обращения: 31.01.2019).
  3. Ломакина Г. Р. Способность к смысловому чтению как метапредметный результат обучения иностранному языку в средней школе / Г. Р. Ломакина, А. С. Скоробогатова // Общество: социология, психология, педагогика. — 2013. — № 4. — С. 83–87
  4. Поддуба С. Г. Инновационные технологии в обучении английскому языку [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.samson-corp.ru/Developments/MM23/mm23–18.pdf (дата обращения: 31.01.2019).
  5. Применение инновационных методов обучения иностранным языкам в школе: учебно-методическое пособие / И. Ю. Щемелева, Ю. С. Васильева, А. О. Наследова, И. В. Нужа. — Орск: ОГТИ, 2009. — 118 с.
  6. Ромашина С. Я. Формирование личностных результатов обучающихся в иноязычном образовании / С. Я. Ромашина, Р. Е. Андронова, Е. М. Косцова, А. В. Межина // Вестник Московского городского педагогического университета. — 2015. –№ 4(20). — С.56–64.
  7. Трофименко О. А. Инновационные технологии в обучении чтению на иностранном языке. / О. А. Трофименко // Инновационные технологии в технике и образовании. — 2015. — С.170–175.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации — М.: Просвещение, 2010. — 31 с.
Основные термины (генерируются автоматически): смысловое чтение, иностранный язык, критическое мышление, технология развития, вид чтения, обучение, особое внимание, проблемное обучение, текстовая информация, языковой портфель.


Задать вопрос