Достижение метапредметных результатов в работе с текстом на уроках английского языка в начальной школе
Авторы: Ершова Ольга Александровна, Растаускайте Марина Витаутасовна, Суворова Людмила Андреевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)
Дата публикации: 06.06.2016
Статья просмотрена: 2969 раз
Библиографическое описание:
Ершова, О. А. Достижение метапредметных результатов в работе с текстом на уроках английского языка в начальной школе / О. А. Ершова, М. В. Растаускайте, Л. А. Суворова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 136-140. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10690/ (дата обращения: 16.12.2024).
В соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам предметом оценки деятельности ученика, учителя и образовательного учреждения теперь являются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного — квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Школа должна: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно потому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. И, говоря, об обучении учащихся различным видам речевой деятельности на уроках английского языка, а конкретно в данной работе — чтению, в соответствии с ФГОСом, теперь под обучением чтению мы подразумеваем не только восприятие и понимание письменного текста, но также работу с самим текстом, опору не только на содержащуюся в нём информацию, но и на его жанр, структуру, выразительные средства.
Самостоятельная учебная деятельность становится важнейшим компонентом учебного процесса при обучении иностранному языку. В связи с этим необходим подход к обучению иностранному языку, основанный на управлении формированием самостоятельной учебной деятельностью, её целенаправленным развитием для обеспечения продуктивного характера образовательного процесса и развития необходимых личностных качеств.
Освоение учащимися универсальных учебных действий — метапредметные результаты — это, своего рода, цель деятельности учителя. Безусловно, чтение, являясь одним из важнейших видов речевой деятельности, становится незаменимым составляющим компонентом, «винтиком» в процессе обучения и учения. А различные его виды, разнообразные тексты, формы работы и задания к ним — инструментом в деятельности учителя. Но если мы говорим о достижении метапредметных результатов в работе с иноязычным текстом, то сначала хотелось бы подробнее остановиться на разборе составляющих этих образовательных результатов в целом и образовательными результатами учащихся на уроках английского языка в частности. Итак, метапредметные результаты начального образования должны отражать в себе следующее:
‒ формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
‒ освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
‒ активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
‒ использование различных способов поиска — в справочных источниках и в открытом информационном пространстве — сети Интернет;
‒ овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
‒ осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
‒ овладение логикой сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
‒ установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;
‒ готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
‒ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
‒ формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
‒ определение наиболее эффективных способов достижения результата.
А к основным метапредметным умениям, достигаемых средствами уроков иностранного языка мы относим следующие:
‒ Смысловое чтение.
‒ Поисковое чтение. Основные логические операции: сравнение, анализ, классификация, синтез.
‒ Заполнение анкет, таблиц, а также работа с ними.
‒ Достижение взаимопонимания в процессе устного общения.
‒ Работа в группах сотрудничества, в том числе выполнение проектных работ.
‒ Оценочная деятельность, самонаблюдение, самооценка и взаимооценка, самокоррекция.
‒ Познавательная и личностная рефлексия.
‒ Принятие и сохранение целей и задач учебной деятельности.
‒ Выполнение заданий с использованием средств ИКТ, в том числе ресурсов Интернет.
Как можно видеть из вышеизложенного, метапредметные умения, формируемые на уроках иностранного языка, тесно переплетены и во многом дублируют метапредметные результаты общего начального образования. Повторяются они не только относительно чтения, но и других аспектов разностороннего развития учащихся, их культуры, рефлексии и саморефлексии, универсальных учебных действий. И это неслучайно. Ведь постоянное слаженное и гармоничное развитие личности ребёнка, его мировоззрения, его обучение, должно осуществляться не на отдельно взятом занятии или его этапах а на всех уроках в целом, систематизировано.
Сузив широкий диапазон возможных достигаемых умений, мы рассматриваем непосредственно метапредметные результаты в работе с англоязычным текстом в рамках учебного и самостоятельного чтения.
Итак, чтение — это один из видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. В зависимости от целевой установки, в зависимости от того, какую задачу мы хотим решить, различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так лёгкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
Ведущая роль в формировании самостоятельной учебной деятельности младших школьников при овладении иностранным языком принадлежит чтению, которое является одной из стратегических целей раннего обучения иностранному языку. Чтение необходимо учащимся не только для практического владения иностранным языком и открытия другой культуры, оно также является средством самообразования и творческой деятельности. Практика в чтении позволяет поддерживать и совершенствовать не только умения в чтении, обеспечивающие понимание и интерпретацию читаемого, но и универсальные учебные действия, обеспечивающие самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Чтение на иностранном языке выступает для младшего школьника как ведущее средство самостоятельной образовательной деятельности в данной предметной области. Следовательно, становится очевидна необходимость формирования умения самостоятельного чтения уже на начальном этапе обучения иностранному языку. Читательская самостоятельность учащихся играет роль фундамента в языковом образовании, который обеспечивает эффективность изучения иностранного языка на последующих этапах обучения.
Трактовка чтения как вида речевой деятельности объясняет приоритет деятельностного подхода к обучению. Согласно И. А. Зимней, обучение чтению как деятельности в контексте такого её представления не может ограничиваться или осуществляться только по элементам, например, только по технике чтения. Оно должно строиться как обучение деятельности, то есть с позиции управления, формирования и развития самого учащегося и, прежде всего его мотивационной сферы, обеспечения адекватного целям предметного содержания и технике чтения.
Для практического использования чтения как вида речевой деятельности важно что и каким образом учащиеся научаться читать, то есть определить конечные цели обучения чтению на английском языке на начальном этапе. В зависимости от цели процесс чтения может протекать в двух формах: вслух и про себя. Чтение вслух чаще всего имеет своей целью сообщение информации. Чтение про себя — сообщение информации. Поскольку чтение вслух осуществляется для другого, читающий должен понять содержание читаемого и передать его так, чтобы это было понятно слушающему, то есть при чтении вслух воспринимающий текст должен быть предельно внимателен к содержанию и форме текста. При чтении про себя читающий должен понять текст только для себя. При чтении вслух читающий должен понять текст сам и сделать его содержание понятным для слушателя, что ведёт к более тонкому пониманию. Так, в психологической и методологической литературе чтение вслух является первой важной ступенью при овладении младшими школьниками чтением про себя.
При постепенном переходе от чтения вслух к чтению про себя, следует отметить некоторые условия его осуществления:
‒ параллельное формирование навыков чтения вслух и про себя на всех уровнях языкового материала с помощью специальных средств обучения;
‒ включение в содержание средств обучения текстов, имеющих новизну и значимость для учащихся, представляющих для них интерес, дающих возможность решения различных коммуникативных задач;
‒ обеспечение этих текстов соответствующими коммуникативными заданиями, направляющими поиск информации;
‒ вынесение во внешний план способов выражения понимания — вербальных и невербальных.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что конечными целями обучения на английском языке на начальном этапе будут овладение техникой чтения вслух с полным пониманием читаемого и постепенный переход к чтению про себя и умение выразить понимание прочитанного в требуемой форме.
Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений.
Предтекстовые упражнения направлены на устранений смысловых и языковых трудностей.
В текстовых заданиях учащимся предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения, необходимость решения определённых познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.
Послетекстовые упражнения предназначены для проверки понимания прочитанного.
Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта:
‒ ознакомительное — изучающее — просмотровое — поисковое;
‒ изучающее — ознакомительное — просмотровое — поисковое.
Последний вариант наиболее эффективен, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения.
На уроках английского языка ведётся обучение следующим видам чтения:
‒ чтение с общим охватом содержания (просмотровое, ознакомительное);
‒ чтение с целью детального понимания прочитанного (изучающее);
‒ чтение с целью извлечения конкретной информации (поисковое).
Ну и, конечно, упражнения для каждого вида чтения выбираются с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся.
При изучающем чтении учащимся можно предложить следующие упражнения.
Предтекстовый этап:
‒ Выполните частичный перевод предложений на родной язык.
‒ Найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов.
‒ Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда.
‒ Найдите в тексте и выпишите существительные, образованные от глагола (прилагательного).
‒ Выберете предложения, содержащие пассивный залог (сложное дополнение и т. д.), объясните по каким признакам вы установили грамматическую форму.
Текстовый этап:
‒ Прочтите текст и перечислите вопросы, освещённые в нём.
‒ Прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования.
‒ Прочтите текст и передайте его основную идею несколькими предложениями.
Послетекстовый этап:
‒ Используя материал текста, ответьте на вопросы.
‒ Расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте.
‒ Используя факты из текста, расскажите о….
‒ Перескажите текст, используя план и выписанные словосочетания.
‒ Охарактеризуйте персонажей/ время действия своими словами.
‒ Выразите своё отношение к прочитанному.
‒ Прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из него.
‒ Составьте аннотацию к тексту.
При ознакомительном чтении незаменимы следующие упражнения.
Предтекстовый этап:
‒ Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему.
‒ Выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста.
‒ Составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу.
‒ Разделите текст на вводную часть, информационную (основную) часть и заключительную.
‒ Попробуйте определить тему текста по иллюстрации.
Текстовый этап:
‒ Прочтите первый абзац текста и найдите в нём предложение, содержащее основную информацию.
‒ Найдите главные факты текста.
‒ Составьте список вопросов к тексту.
‒ Подготовьте план пересказа текста.
‒ Поясните главную мысль текста своими словами.
Послетекстовый этап:
‒ Прочтите текст и выразите своё согласие (несогласие) с приведёнными ниже утверждениями.
‒ Ответьте на вопросы по тексту.
‒ Выразите своё отношение к прочитанному.
А при поисковом чтении учащимся следует предложить следующие задания.
Предтекстовый этап:
‒ Найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней.
Текстовый этап:
‒ Просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему.
‒ Отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы.
Послетекстовый этап:
‒ Зачитайте из текста факты, которые относятся к теме ….
‒ Подчеркните в тексте определение (вывод, термин).
Безусловно, не каждое из вышеуказанных предложений подойдёт для использования на уроках в младшей школе, но на многие следует обратить внимание. Ведь если немного видоизменить их и придать игровую направленность — такие упражнения можно и нужно использовать на уроках обучения чтению. Несомненно, это положительно скажется и на творческой деятельности учителя, и на познавательной активности учащихся, и на результатах учебной деятельности в целом.
В различных заданиях дети могут проявлять не только свои знания в области английского языка, но и свои творческие способности и логическое мышление.
Говоря о достижениях метапредметных результатах, мы подразумеваем освоение учащимися универсальных учебных действий. Иными словами — овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Чтение учебных текстов и в последующем художественной литературы — это благодатный материал для развития этих умений, для развития логического мышления, внимания, памяти, творческого потенциала.
Разнообразные упражнения, подобранные к тексам — это неотъемлемая часть работы с ними, важнейший элемент деятельности учителя и учащихся. И даже связующая нить, подталкивающая к размышлению над своей работой и работой одноклассников. Ведь нам важно, чтобы ребята не просто читали то, что написано в книгах, а научились бы выделять главную мысль прочитанного, сумели бы дать свою оценку прочитанному, обсудить свою точку зрения и сравнить её с мнением других ребят.
Безусловно, в основной и средней школе, такие задания — упражнения к текстам — разнообразнее. В старших классах у учащихся объёмный словарный запас, это может несколько облегчить отбор текстов.
Однако начинать подготавливать ребят к такой достаточно серьезной работе нужно и необходимо уже в начальной школе. Для расширения кругозора, для навыка работы сообща, в команде или группе, для умения размышлять, анализировать, сравнивать — чтение, как средство обучения — незаменимый инструмент деятельности учителя.
Применяя разнообразные подходы на разных уроках, мы формируем одни и те же умения, добиваемся схожих метапредметных результатов, а именно к этому мы и должны прийти, что чётко обозначено в новом ФГОС для начальной и общей школы.
Литература:
- Асмолов А. Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» Пособие для учителя. — М., Изд-во «Просвещение», 2008
- Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. «Теория и практика обучения иностранным языкам» Методическое пособие, Изд-во «Айрис-Пресс», М., 2004
- Зимняя И. А. «Лингвопсихология речевой деятельности» Воронеж, Изд-во «Модек», 2001
- Колесникова И. Л., Долгина О. А. «Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков». — М., Изд-во «Дрофа», 2008.