Формирование читательской грамотности у младших школьников на основе текстов страноведческой направленности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 июня, печатный экземпляр отправим 18 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 28.04.2024

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Мороз, А. М. Формирование читательской грамотности у младших школьников на основе текстов страноведческой направленности / А. М. Мороз. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 415-418. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113494/ (дата обращения: 02.06.2025).



В статье автор рассматривает возможность формирования читательской грамотности младших школьников посредством текстов страноведческой направленности, а также уделяет внимание социокультурным компетенциям младших школьников, как важному аспекту в изучении иностранного языка.

Ключевые слова: читательская грамотность, младший школьный возраст, тексты страноведческой направленности, формирование читательской грамотности, социокультурные компетенции

Развитие способности учащихся применять знания, умения и навыки на практике для решения реальных задач является главной целью современного языкового образования [1]. В этой связи, изучение истории, традиций, образа жизни и поведения носителей языка, а также формирование социокультурных компетенций учащихся начальных классов являются основополагающими факторами развития читательской грамотности при изучении иностранных языков. Несмотря на то, что современные авторы учебников и педагоги осознают необходимость страноведческой подготовки, её привлекательность, на сегодняшний день, остается низкой. В настоящее время чтение страноведческих текстов, ответы на вопросы, пересказ и заучивание «топиков», практикуется уже не так полно, как несколько десятилетий назад.

Изучение страноведческого материала на начальном этапе изучения иностранного языка необходимо для достижения эффективных результатов обучения. Формирование и развитие коммуникативных навыков младших школьников при изучении иностранного языка является одной из основных задач. При этом, при подготовке младших школьников к межкультурной коммуникации следует сформировать у учащихся социокультурные компетенции, которые включают:

— социокультурные знания о стране, язык которой изучается;

— опыт изучения и трактовки понятий и явлений иноязычной культуры;

— формирование личностного отношения к фактам иноязычной культуры;

— навыки владения иностранным языком в письме и устной речи (при чтении текстов, письме отдельных лексических единиц и предложений и т. д.).

Проблема межкультурного общения имеет большое значение в практике обучения иностранному языку младших школьников. В исследовании Ю. И. Апариной отмечается важность воспитания культурно-ориентированной личности, обладающей не только навыками общения и письма на иностранном языке, но и знаниями культуры той страны, язык которой изучается [2].

Российская методика обучения иностранному языку на начальной ступени образования рассматривает социокультурные компетенции как сложную систему, которая состоит из нескольких компонентов (рис. 1) [6].

Компоненты социокультурных компетенций при обучении иностранному языку

Рис. 1. Компоненты социокультурных компетенций при обучении иностранному языку

И. Л. Бим в своих исследованиях обозначает важность формирования и развития у учащихся начальной школы знаний страноведческой направленности в рамках обучения иностранному языку. Страноведческие знания, в свою очередь, должны применяться в коммуникационных ситуациях для развития межкультурного общения младших школьников [4].

В то же время, большинство учёных, посвятивших свои труды изучению проблемы формирования читательской грамотности у младших школьников с использованием текстов страноведческой направленности, отмечают, что изучение культуры своей страны должно стоять на первом месте. Связано это с тем, что знания о своей стране являются базовыми, позволяющими выстраивать систему знаний, основанную на культурологическом и социолингвистическом понимании. Таким образом, параллельно с развитием речевых навыков целесообразно формировать читательскую грамотность у младших школьников на основе социокультурных компетенций, рассмотренных ранее.

Использование текстов страноведческой направленности являются одним из основных и действенных методов формирования социокультурных компетенций младших школьников. Через страноведческие материалы происходит понимание социальной действительности и культуры изучаемого языка. В текст страноведческой направленности, как правило включена следующая информация [6]:

— культурные особенности страны и носителей языка;

— традиции и национальные праздники;

— история и исторические факты;

— названия городов и рек;

— достопримечательности и знаменитости и т. д.

Учебно-методические комплексы по предмету иностранный язык, как правило, уже с самой первой ступени обучения включают материалы страноведческой направленности. Так, например, в учебнике авторов К. М. Барановой, Д. Дули Английский язык. Звездный английский. Starlight для 2 класса есть специальные блоки со страноведческими сведениями [3]. Таким образом, формирование социокультурной компетенции по данному УМК осуществляется через изучение этических норм построения диалога, рассказов о себе, семье, друзьях и своей стране/городе. Тексты страноведческой направленности фактически отсутствуют. Они не представлены ни в одном из модулей учебника.

Для формирования читательской грамотности у младших школьников следует применять целенаправленные способы и методы воздействия на учащихся начальной школы, которые будут способствовать развитию интереса к изучению иностранного языка и мотивировать к обучению [7]. Форма проведения урока иностранного языка должна учитывать возрастные особенности младших школьников, т. к. в этом возрасте у учащихся ещё нет осознанного понимания того, для чего им нужно изучать иностранный язык. Поэтому важно формировать у младших школьников мотивацию к изучению иностранного языка, используя различные наглядно-образные и вызывающие эмоциональный отклик средства — игры, интерактивные системы обучения и т. д.

Сегодня при изучении иностранного языка все большую популярность получает дидактический принцип текстуальности. Он заключается в использовании текстов в учебной деятельности для развития навыков понимания, чтения, перевода, воспроизведения и создания своих собственных высказываний разной сложности. Текст может быть как письменным, так и устным, — для каждого текста, независимо от его вида, характерно восприятие как результат анализа и синтеза материальных средств языка, а понимание как результат анализа и синтеза смысловых значений этих средств.

Чтение — это сложный процесс, включающий узнавание, запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации. В этом процессе учащийся аналитически считывает языковые знаки и структуры, соотносит содержание текста со своим личностным отношением и опытом, проживая его субъективно. Чтение оказывает влияние на личность человека, развивает его кругозор, увеличивает знания в различных областях и формирует нравственные качества. При обучении чтению необходимо учитывать уровень знания иностранного языка младшего школьника, выбирать материал, соответствующий его возрасту и способностям, и использовать процессуальные формы восприятия, при необходимости.

Для успешного формирования читательской грамотности у младших школьников очень важно, чтобы они были эмоционально вовлечены в процесс. Благодаря своему опыту, знаниям и предположениям, младшие школьники могут понимать содержание и развитие сюжета текста, строить свои собственные высказывания и делать выводы по теме. Использование страноведческих текстов является наиболее эффективным при выборе материала для чтения, так как они помогают младшим школьникам лучше понимать географию, культуру и общество страны, изучаемого языка, а также развивать нестандартное мышление и социокультурную компетенцию.

После изучения обучающих младших школьников иностранному языку текстов, написанных носителями и не носителями языка, мы пришли к выводу, что аутентичные тексты имеют сложную грамматическую структуру и содержат актуальную лексику для страны, где изучается язык. Однако, они могут быть сложными для понимания изучающим язык младшим школьникам из-за использования стилистически сложных выражений и культурно-страноведческих понятий.

Национально-культурная семантика, которая выражается в национально-маркированной лексике, также может быть трудной для понимания младших школьников. Использование интерференции через калькирование и другие приемы перевода в данном случае неуместно.

Аутентичные тексты также могут содержать безэквивалентные обороты и структуры, что делает страноведческие тексты недоступными для понимания младшим школьникам на определенном уровне знания языка. Даже если учащийся сможет распознать знаки и структуры, он может не суметь провести анализ прочитанного [3].

Тексты, написанные на русском языке, не полностью отражают реальность и не имеют аутентичной структуры страноведческого текста. Хотя они могут быть художественно насыщенными, часто они не отражают современные аспекты жизни и культуры изучаемого иностранного языка. Большинство учебных комплексов было создано в период расцвета межкультурного взаимодействия между СССР и Западными англоязычными странами. Сегодня они не всегда актуальны для современных детей и не стимулируют их интерес. В связи с чем, учебно-методические комплексы зарубежных авторов с различной степенью адаптации по возрасту и уровню языка на начальной ступени обучения являются более эффективными. По мере того, как младшие школьники улучшают свои языковые навыки, тексты становятся более сложными и аутентичными. Для подготовки аутентичного текста к изучению можно использовать сокращения, опускание деталей и синонимические замены [7].

Исследования показали, что содержание учебных материалов на иностранном языке должно быть насыщенным страноведческой информацией, иметь эмоциональную окраску и включать разнообразные темы и жанры. Это стимулирует младших школьников проявлять интерес к изучению иностранного языка [4].

Таким образом, при выборе страноведческих текстов для формирования читательской грамотности у младших школьников необходимо учитывать их различную композиционную направленность. Тексты страноведческой направленности должны состоять из базовых компонентов социокультурных компетенций: лингвокультурного, страноведческого и культурно-страноведческого.

Оригинальный страноведческий текст является не только средством обучения иностранному языку, но и источником информации о культурном и языковом опыте народа, мотивирующим учащихся младшего школьного возраста к поиску, синтезу и прочному усвоению культурно и нравственно обогащающей информации.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. — Москва: Просвещение, 2023. — 45 с.
  2. Апарина, Ю. И. Вербальное воздействие педагога на личность учащегося как основное средство его всестороннего развития / Ю. И. Апарина // Образование и саморазвитие. — 2010. — № 4(20). — С. 69–72.
  3. Баранова К. М, Дули Д. Английский язык. Звездный английский. Starlight. 2 класс. Учебник (комплект 2 части). 2024. — 136 с.
  4. Бим, И. Л. Цели и содержание обучения иностранным языкам. Общий подход к их рассмотрению // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. — М.: 2010. — 464 с.
  5. Григорьева, Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению / Е. Ю. Григорьева // Молодой ученый. — 2019.– № 7. — С. 86–90.
  6. Дейкова, Л. А. Развитие социокультурной компетенции учащихся: проектная деятельность по страноведению // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. — № 6. — С. 343–349.
  7. Петрова, И.М., Апарина, Ю. И. Развитие когнитивных способностей̆ учащихся при обучении грамматике английского языка на материале теории классов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. — 2018. — № 5. — С. 61–65.
  8. Уфимцева О. В. Развитие учебной иноязычной лексической компетенции в процессе обучения английскому языку будущих специалистов по связям с общественностью: автореф. дис. … канд. пед. наук. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург. 2015. — С. 22–23.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, страноведческая направленность, читательская грамотность, школьник, текст, изучение, использование текстов, компетенция, иноязычная культура, личностное отношение.


Похожие статьи

Читательская грамотность младших школьников

В статье автор раскрывает понятие «читательская грамотность» и рассматривает особенности формирования читательской грамотности младших школьников, как нового направления для современной начальной школы, которое решает задачи в соответствии с требован...

Влияние СМИ на речь современного школьника

Статья посвящена актуальной проблеме развития языковой культуры молодежи в контексте влияния массовой коммуникации. В статье дается определение концепции языковой культуры, представлены результаты анкетирования молодежи, целью которого является опред...

Формирование читательской грамотности у школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий

В статье рассматривается читательская грамотность как компонент функциональной грамотности. Анализируются составляющие читательской грамотности и исследуется использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамот...

Читательская грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе

В статье подчеркивается важность развития читательской грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе. В эпоху широкого распространения информационных технологий оттачивание навыков чтения приобретает решающее значение для того, чтобы дети ...

Теоретические основы процесса формирования интереса к культуре других народов у младших школьников на уроках и во внеурочное время

В статье раскрывается сущность и понятие интереса к многообразию культур мира, подчеркивается значимость данной проблемы в контексте воспитания толерантности и межкультурного взаимодействия с раннего возраста; анализируется формирование интереса как ...

Формирование коммуникативной компетенции с учетом регионального компонента

В статье дается характеристика регионального компонента и описание его влияния на формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка. Автор говорит о необходимости использования национально-регионального компонента на урок...

Особенности внеурочной деятельности и практические методы формирования толерантности на занятиях по литературному чтению

В статье раскрываются психолого-педагогические аспекты формирования толерантности у младших школьников, связанные с особенностями их психического и эмоционального развития, а также с методами и подходами, используемыми в образовательном процессе.

Внедрение в практику работы современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетентности младших школьников

В статье авторами рассматриваются вопросы внедрения в практику работы начальной школы современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетентности младших школьников.

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку

В статье анализируются особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку, что является одним из актуальных запросов современного общества. Автор рассматривает определенные особенности обучения иностранному языку, характерные для дошкольног...

Похожие статьи

Читательская грамотность младших школьников

В статье автор раскрывает понятие «читательская грамотность» и рассматривает особенности формирования читательской грамотности младших школьников, как нового направления для современной начальной школы, которое решает задачи в соответствии с требован...

Влияние СМИ на речь современного школьника

Статья посвящена актуальной проблеме развития языковой культуры молодежи в контексте влияния массовой коммуникации. В статье дается определение концепции языковой культуры, представлены результаты анкетирования молодежи, целью которого является опред...

Формирование читательской грамотности у школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий

В статье рассматривается читательская грамотность как компонент функциональной грамотности. Анализируются составляющие читательской грамотности и исследуется использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамот...

Читательская грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе

В статье подчеркивается важность развития читательской грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе. В эпоху широкого распространения информационных технологий оттачивание навыков чтения приобретает решающее значение для того, чтобы дети ...

Теоретические основы процесса формирования интереса к культуре других народов у младших школьников на уроках и во внеурочное время

В статье раскрывается сущность и понятие интереса к многообразию культур мира, подчеркивается значимость данной проблемы в контексте воспитания толерантности и межкультурного взаимодействия с раннего возраста; анализируется формирование интереса как ...

Формирование коммуникативной компетенции с учетом регионального компонента

В статье дается характеристика регионального компонента и описание его влияния на формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка. Автор говорит о необходимости использования национально-регионального компонента на урок...

Особенности внеурочной деятельности и практические методы формирования толерантности на занятиях по литературному чтению

В статье раскрываются психолого-педагогические аспекты формирования толерантности у младших школьников, связанные с особенностями их психического и эмоционального развития, а также с методами и подходами, используемыми в образовательном процессе.

Внедрение в практику работы современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетентности младших школьников

В статье авторами рассматриваются вопросы внедрения в практику работы начальной школы современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетентности младших школьников.

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку

В статье анализируются особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку, что является одним из актуальных запросов современного общества. Автор рассматривает определенные особенности обучения иностранному языку, характерные для дошкольног...

Задать вопрос