Библиографическое описание:

Курчанова Е. И., Коскин А. С., Игнатенков Н. Е., Чернышева Е. Н. Влияние Вальдорфских игр подвижного характера на физическую подготовленность учащихся младших классов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 88-90.

В настоящее время уровень физической подготовленности детей младшего школьного возраста становится все ниже и ниже, что напрямую влияет на ухудшение состояния их здоровья [5,6,8]. Статистика указывает, что у детей в разных возрастных группах, имеют различные отклонения в состоянии здоровья, в среднем от 20 до 30% школьников имеют низкий уровень физического развития [3,2].

В связи с этим в современной системе образования ведется поиск новых возможностей развития педагогической науки и практики на основе гуманистических и культурных приоритетов. Среди многообразия различных форм обучения и воспитания в системе образования одним из нетрадиционных направлений в отечественной системе является вальдорфская педагогика (существующая в европейской системе образования более 80 лет) [1].

Всесторонняя физическая подготовленность школьников может быть достигнута, в первую очередь, путем развития двигательных качеств с учетом возрастных и половых особенностей детского организма. Школьники младших классов наиболее адекватно реагируют на нагрузку, получаемую в результате вовлечения ребенка в игровую деятельность, поэтому мы в своей работе сделали попытку обосновать позитивную роль воздействия вальдорфских подвижных игр на физическую подготовленность учащихся младших классов [4,6].

Нами был проведен педагогический эксперимент по выявлению влияния вальдорфских игр, включенных в образовательный процесс по физической культуре, на физическую подготовленность учащихся - младших классов. Исследование проводилось в начальных классах: контрольная группа, в этих классах образовательный процесс по физической культуре проводился согласно существующей образовательной программе, и экспериментальная группа, в этих классах в образовательный процесс по физической культуре вводились вальдорфские игры подвижного характера. Уроки по физической культуре в контрольных и экспериментальных группах проводились 3 раза в неделю. В экспериментальной группе вальдорфские игры подвижного характера использовались главным образом в основной части урока, но некоторые игры (на координацию и гибкость) - в заключительной части. В процентном соотношении на Вальдорфские игры в уроке физической культуры уходило до 40% всего учебного времени. При этом надо учесть, что, кроме вальдорфских подвижных игр, в уроке физической культуры применялись и другие подвижные игры, которые рекомендованы образовательной программой по предмету «Физическая культура» для учащихся начальной школы. Таким образом, урок в экспериментальной группе практически носил игровой характер.

Контроль за динамикой физической подготовленности велся нами по результатам выполнения двигательных тестов: бег на 30 метров (секунды) высокого старта, челночный бег 3 х 10 метров, подтягивания на высокой (низкой – для девочек) перекладине из положения виса, прыжок в длину с места, наклон туловища вперед - вниз из положения стоя на гимнастической скамейке, 6-минутный бег.

Исходное состояние физической подготовленности девочек и мальчиков младших школьников показывает, что выбранные нами экспериментальные и контрольные группы не имели существенных различий. Это указывает на однородность физической подготовленности экспериментальной и контрольной группы.

Анализируя показатели повторного тестирования в контрольной группе рис.1, мы получили следующие данные, по всем тестам мы наблюдаем прирост показателей, достоверный прирост показателей (Р<0,05), выявлен в таких тестах как, челночный бег 3х10 метров – что составило 6,2% у мальчиков и 6,8% у девочек, наклон вперед из положения сидя у мальчиков 7,2% и у девочек 5,3%, самый большой прирост показателей был зафиксирован в тестировании 6-минутного бега у девочек 8,3% и 10,1% у мальчиков, это говорит о том, что предложенная методика проведения занятий в контрольной группе младших школьников, более эффективно влияет на силовые качества испытуемых, на координационные и выносливость.

Недостоверный прирост показателей (Р>0,05), обнаружен в таких тестах, как - бег 30 метров, прыжки в длину с места, и в подтягивании на высокой перекладине из виса (мальчики); на низкой (девочки), что составило у мальчиков 4,1%, а у девочек 3,8 %,

Результаты исследования в экспериментальной группе рис.2 показали, достоверным прирост показателей (Р<0,05), бег 30 метров – у мальчиков 7,2%, у девочек 6,3%, Челночный бег 3х10 метров, у мальчиков достоверен (Р<0,05) - 5,6%, а у девочек недостоверен (Р>0,05) - 3,7%, прыжки в длину с места, так же недостоверен (Р>0,05) у мальчиков – 4,2% и у девочек 3,8%, 6-минутный бег - достоверен (Р<0,05) мальчики – 8,4%, девочки 7,9%, наибольший прирост в процентах был зафиксирован в тесте - подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики) – 9,5%, на низкой (девочки) – 7,4% достоверно (Р<0,05), наклон вперед из положения сидя достоверно (Р<0,05), мальчики -10,1%, девочки – 8,3%.

Рис. 1 Прирост результатов тестирования в процентах после проведения эксперимента (контрольная группа)

Примечание: 1- Бег 30 метров (секунды); 2- Челночный бег 3х10 метров (секунды); 3- Прыжки в длину с места (сантиметры); 4- 6-минутный бег (метры); 5- Наклон вперед из положения сидя (сантиметры); 6- Подтягивание: на высокой перекладине из виса (мальчики), количество раз; на низкой (девочки).

Рис. 2 Прирост результатов тестирования в процентах после проведения эксперимента (экспериментальная группа)

Примечание: 1- Бег 30 метров (секунды); 2- Челночный бег 3х10 метров (секунды); 3- Прыжки в длину с места (сантиметры); 4- 6-минутный бег (метры); 5- Наклон вперед из положения сидя (сантиметры); 6- Подтягивание: на высокой перекладине из виса (мальчики), количество раз; на низкой (девочки).


Говоря о динамике развития у мальчиков, такого физического качества, как ловкость - челночный бег 3 х 10 метров, мы определили, что конечные результаты этого показателя в экспериментальной группе статистически достоверны, в то же время, несмотря на определенную динамику этого показателя в контрольной группе, мы не наблюдаем статистическую достоверность различий. Такую закономерность сдвигов мы объясняем тем, что использование в уроках по физической культуре вальдорфские подвижные игры в экспериментальной группе как раз и содействовало такой статистически значимой закономерности. Это подтверждает, что вальдорфские игры подвижного характера обладают существенным потенциалом при развитии физической подготовленности учащихся- младших классов.

В силовом показателе – подтягивание на высокой перекладине из положения виса - в обеих группах мальчиков младших классов, мы выявили, что в экспериментальной группе, где использовались вальдорфские игры, этот рост существенен и статистически значим по отношению к результатам мальчиков контрольных классов. Это говорит о том, что развитие силы верхнего пояса у учащихся младших классов, зависит от использования на уроке физической культуры вальдорфских подвижных игр.

Рассматривая динамику скоростно-силовой подготовленности - прыжок в длину с места - мы больших различий в динамике этого показателя в контрольных и экспериментальных классах не наблюдаем.

Анализируя показатели физического качества скорость – бег на 30 м у девочек в контрольной и экспериментальной группе, мы видим, что прирост результатов происходит во всех группах (контрольной и экспериментальной), но наибольший прирост мы наблюдаем у девочек в экспериментальной группе, что, несомненно, указывает на положительное воздействие применения вальдорфских подвижных игр прыжковой и беговой направленности.

Развитие физического качества ловкость у девочек (челночный бег 3 по 10 метров в экспериментальной группе мы не наблюдаем значительного прироста показателей в экспериментальных классах по сравнению с контрольными, что говорит о том, что применяемые подвижные игры на основе вальдорфской педагогики были в основном прыжковой и беговой направленности.

Резюмируя результаты, полученные в экспериментальной группе начальной школы у девочек и мальчиков - можно сказать, что существенные сдвиги в физической подготовленности детей произошли, несомненно, вследствие использования в уроках физической культуры вальдорфских игр подвижного характера. Это позволяет нам сделать вывод, что вальдорфские игры обладают высоким двигательным потенциалом, и их применение в современном образовательном процессе на уроках физической культуры позволит не только поддерживать достаточный уровень физической подготовленности школьников младших классов, но и способствовать ее значительному росту.


Литература:

  1. Басова, Н.В. Вальдорфская педагогика. Педагогика и практическая психология: учебное пособие / Н.В. Басова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 416 с.

  2. Василевская, Е.С. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня начальной школы: пособие для учителей начальных классов / Е.С. Василевская. – Мозырь : Белый ветер, 2007. – 54 c.

  3. Жуков, М.Н. Подвижные игры : учебник для студ. пед. вузов / М.Н. Жуков. – М. : Издательский центр "Академия", 2000. – 160 с.

  4. Матвеев, А.П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры / А.П. Матвеев. – М. : ФОН, 1997. – 47 с.

  5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М. : ЭКСМО, 2003. – 507 с.


Основные термины (генерируются автоматически): младших классов, учащихся младших классов, экспериментальной группе, физической культуры, физической подготовленности, вальдорфских подвижных игр, физической культуре, челночный бег, 6-минутный бег, уроке физической культуры, подвижного характера, прирост показателей, физическую подготовленность учащихся, высокой перекладине, вальдорфские игры, подготовленность учащихся младших, младших школьников, игры подвижного характера, физической культуры вальдорфских, вальдорфские игры подвижного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос