Автор: Скворцова Светлана Оганесовна

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.11.2015

Библиографическое описание:

Скворцова С. О. Подвижные и спортивные игры на занятиях по физической культуре в вузе // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 322-325.



 

Статья посвящена решению проблемы разработки психолого-педагогической технологии, с использованием методики применения подвижных и спортивных игр на учебных и учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентами.

Ключевые слова: студенты, подвижные и спортивные игры, педагогическая технология, игровой метод.

 

Современные требования к образованию, физическому воспитанию, профессиональной и спортивной ориентации, вызывают необходимость постоянного творческого поиска преподавателей физической культуры.

Руководство нашего университета стремится к тому, чтобы создать условия для формирования научных школ в университете, вовлекать преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов в научную деятельность.

Благодаря этому, инициативная группа кафедры физического воспитания и спорта получила возможность за счет внутреннего гранта, приобрести необходимый инструментарий для морфо-функциональных и психолого- педагогических исследований.

Следует сказать, что задача нашего исследования заключается в разработке психолого-педагогической технологии в системе физического воспитания и саморазвития студентов экономического вуза.

Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса [2, с.59].

Основой разрабатываемой нами технологии является совокупность средств и методов группового и индивидуального воздействия, направленного на повышение знаний и практических навыков по совершенствованию физической активности, профилактике имеющихся заболеваний и формированию спортивного стиля жизни.

Мы хотим остановиться, на использовании подвижных и спортивных игр, как одном из методов нашей педагогической технологии.

Подвижные игры, представляют универсальный вид физических упражнений, занятия играми оказывают одновременное влияние на психическую, эмоционально-волевую и двигательную системы, координационные способности студентов. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции, что способствует силе и подвижности нервных процессов, совершенствуется лабильность центральной нервной системы. Использование подвижных и спортивных игр в сочетании с другими средствами физической культуры обеспечивает высокую эффективность воспитания личностных качеств занимающихся. Игра, по мнению известного советского педагога А.С.Макаренко, тот же труд: «Она приучает к тем физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы».

Использование подвижных игр и эстафет на занятиях физической культурой способствует повышению общей физической подготовленности, с их помощью можно эффективно формировать и совершенствовать необходимые двигательные умения и навыки, физические и морально-волевые качества. Хочется отметить, что использование игрового метода является действенным профилактическим средством по отношению к различным негативным явлениям, таким, как, умственное перенапряжение, длительная статическая нагрузка на лекционных занятиях, состояние тревоги, стресс, негативное настроение. Игровой метод, это комплексное совершенствование движений в усложненных вариативных условиях.

Отдельно стоит сказать о проявлении физических качеств во время проведения игр (по В.Г.Яковлеву).

Ловкость:

        игры, побуждающие переходить от одних действий к другим;

        игры, требующие умения сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях.

Быстрота:

        игры, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, звуковые сигналы, с короткими перебежками; с преодолением небольших расстояний в кротчайший срок; с бегом на скорость в изменяющихся условиях.

Сила:

        игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статического характера.

Выносливость:

        игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движения к другим. [3,c.7].

В процессе проведения подвижных игр решаются образовательные и воспитательные задачи, это, сотрудничество и взаимопомощь в команде, развивающее чувство коллективизма, и чувство соперничества, и соревновательной борьбы с другими командами или участниками игр.

Существенной особенностью игрового метода является то, что игровые действия осуществляются в неожиданно меняющихся внешних условиях. Каждый играющий стремиться поставить себя в наиболее выгодное по сравнению с соперником положение и вместе с тем создать для него, возможно больше трудностей в осуществлении игровых целей.

Изменчивость игровых ситуаций вызывает у участников игры необходимость постоянно и вдумчиво ориентироваться, что обуславливает проявление таких качеств, как наблюдательность, умение анализировать и оценивать сложившееся положение [3,c.8].

В нашем университете тренеры-преподаватели проводят занятия в спортивных отделениях: баскетбол, волейбол, легкая атлетика, плавание и фехтование, и активно применяют подвижные игры в спортивной подготовке своих воспитанников.

При выборе игры, всегда, необходимо учитывать возраст занимающихся, уровень их физической подготовленности, к какой медицинской группе они относятся по состоянию здоровья, количество участников и место проведения игры. При определении задач преподаватель должен проанализировать, какие движения будут использоваться в игре, на развитие каких физических качеств направлена игра.

На учебно-тренировочных занятиях по спортивным игра (баскетбол, волейбол), наши преподаватели, вместе со специальными упражнениями используют подвижные игры, для решения задач физической, технической и тактической подготовки спортсменов. Постепенно усложняя подвижные игры, они вводят в них элементы противоборства, направляя на самостоятельный выбор решения, что формирует и совершенствует нужные навыки в условиях приближенных к соревновательным [1, с. 185].

Волейбол и баскетбол, имеют много сходных компонентов в построении технических и тактических действий, но и каждая спортивная игра имеет свои специфические приемы. Так в баскетболе, это борьба за отскочивший мяч, в волейболе важно уметь ставить блок у сетки. Большинство игр развивают у занимающихся умение ориентироваться на площадке, что очень помогает спортсменам в реальной игровой ситуации.

В учебно-тренировочных занятиях фехтовальщиков, большое внимание отводится парным упражнениям, играм на внимание и скорость реакции, используются упражнения и эстафеты с набивными и теннисными мячами, скакалками [4, c. 164].

В фехтовании с помощью игры можно совершенствовать высокий уровень развития ловкости, вот некоторые из них: «Меткий укол», «Сабли, рапиры, шпаги», «Поменяйся рапирой», «Бой султанчиков». Игры способствуют и развитию морально-волевых качеств: мужеству, воли, выдержке и решительности.

Значительное место в начальной подготовке пловца, а также на последующих этапах занимают игры, проводимые в воде. Бассейн «Водолей», относящийся к нашему университету неглубокий (120-180), поэтому очень подходит для студентов не умеющих плавать. Мы используем игры, в которые входят упражненияпозволяющие освоиться в воде, преодолеть водобоязнь. Для студентов умеющих плавать, игры, на закрепление скоростно- силовых качеств, дальность ныряния, водное поло по упрощенным правилам.

В спортивных группах и на учебных занятиях по легкой атлетике используется весь арсенал спортивных и подвижных игр. В тренировке бегунов используются игры совершенствующие быстроту реакции, технику старта, финишный рывок. Эстафеты, направленные на освоение техники бега, передачу эстафетной палочки, с преодолением препятствий.

При подборе игр необходимо помнить, что игры, направленные на воспитание стартовой скорости, одинаково необходимы и прыгунам, и метателям, так же как игры с мячом, рекомендуемые баскетболистам или волейболистам (с выпрыгиванием у корзины и у сетки) [1, с. 170].

Таким образом, использование подвижных и спортивных игр на учебных занятиях и в группах спортивного совершенствования решает: образовательные, воспитательные, развивающие, оздоровительные задачи физической культуры в вузе. Активное использование игрового метода в разрабатываемой нами психолого-педагогической технологии вполне актуально, и соответствует образовательным стандартам нового поколения.

 

Литература:

 

  1.                Былеева Л. В., Коротков И. М. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физ. культ.- Изд. 5-е, перераб. и доп. — М.: Физическая культура и спорт, 1982. — 224с., ил.
  2.                Греховодов В.А. Анализ современных понятий в научных педагогических исследованиях/ В.А. Греховодов // Теория и практика физической культуры.-2013.-№ 9.-С. 58-60.
  3.                Пахомова С.В. Подвижные игры и эстафеты в системе физического воспитания студентов: методические указания/С.В.Пахомова, Е.В.Витун. — Оренбург: ГОУОГУ, 2005.-24с.
  4.                Скворцова С.О. Учебно-тренировочный процесс в спортивном отделении фехтования студентов экономического вуза /С.О.Скворцова// Интер ЭКСПО ГЕО — СИБИРЬ. Изд-во: Сиб. гос. унив. геосистем и технологий.-Новосибирск, 2015. Т-6.-№ 2.- С. 163-167.
Основные термины (генерируются автоматически): Подвижные игры,         игры, спортивных игр, учебно-тренировочных занятиях, подвижные игры, подвижных игр, спортивные игры, физического воспитания, физической культуры, психолого-педагогической технологии, игрового метода, системе физического воспитания, студентов экономического вуза, Использование подвижных, использование игрового метода, физической культуре, физической подготовленности, занятиях физической культурой, учебных занятиях, Использование подвижных игр.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос