Особенности совершенствования двигательных умений и качеств у учащихся 12–13 лет на уроках физической культуры средствами спортивных игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 27.10.2014

Статья просмотрена: 699 раз

Библиографическое описание:

Шуракова К. В. Особенности совершенствования двигательных умений и качеств у учащихся 12–13 лет на уроках физической культуры средствами спортивных игр // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 104-106. — URL https://moluch.ru/archive/77/13140/ (дата обращения: 18.08.2018).

 

В статье дается теоретическое обоснование возможности развития двигательных качеств у учащихся 12–13 лет с помощью средств и методов спортивных игр, реализуемых на уроках физической культуры. Автор предлагает комплекс специальных упражнений интегрального характера из баскетбола и волейбола, способствующих развитию двигательных качеств детей.

Ключевые слова:спортивные игры, двигательные качества, баскетбол, волейбол, интегральные упражнения, метод сопряженного воздействия, игровой метод.

 

Возможность научиться рациональным двигательным действиям зависит от приобретения знаний о сути, правилах и условиях их выполнения, но превращение знаний в действие может произойти лишь на основе его практического осуществления [1].

При овладении техникой какого-либо двигательного действия, вначале возникает умение его выполнить, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык. Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, то есть способами управления со стороны сознания человека [1;4]. Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: овладения необходимыми знаниями о технике действия, наличие двигательного опыта, достаточного уровня физической подготовленности, при творческом мышлении в процессе построения новой формы движений [4].

Обычно двигательное действие выполняется вначале с повышенным напряжением и лишними движениями, вынужденными задержками между входящими в него операциями, скованно и замедленно. Это обусловлено неотлаженностью операций и отсутствием прочных связей между ними [3], необходимостью детально контролировать движения и концентрировать внимание на всех основных моментах действия.

«Двигательное умение — это такой уровень владения двигательным действием, который отличается необходимостью подробного сознательного контроля за действием всех основных опорных точек, невысокой быстротой, нестабильностью, итогов, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и малой прочностью запоминания» [4]. Двигательные умения имеют большое дидактическое значение. Их формирование требует от ребёнка активного участия в обучении, приучает анализировать сущность поставленных задач, условия исполнения, управлять собственной умственной, перцептивной и двигательной деятельностью.

В современных условиях требования к качеству подготовки специалистов по физической культуре возрастают [2;5;6], в том числе требования к эффективному обучению детей и молодежи новым двигательным действиям. Поэтому проблема совершенствования двигательных качеств и умений не только актуальна для подрастающего поколения, которое воспитано на компьютерных играм, социальных сетях, но и для сфере подготовки педагогов по физической культуре (ФК).

Актуальность проблемы нашего исследования определяется той огромной ролью, как важно формирование двигательных умений и двигательных качеств, одним из оптимальных средств которых являются спортивные игры.

Проблема исследования: поиск новых подходов, средств, методов формирования двигательных умений и качеств у детей 12–13 лет в условиях урока ФК.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по физической культуре.

Предмет исследования: средства и методы формирования двигательных умений.

Цель исследования: теоретически обосновать использование средств и методов спортивных игр для формирования двигательных умений.

Задачи исследования:

1.            Изучить и проанализировать теоретические аспекты формирования двигательных навыков и качеств.

2.            Изучить уровень сформированности двигательных качеств учащихся среднего звена.

3.            Разработать и внедрить комплекс средств и методов спортивных игр для формирования двигательный умений и двигательных качеств учащихся среднего звена.

Гипотеза исследования: предполагается, что комплексное сочетание средств и методов спортивных игр (в урочных и неурочных формах физического воспитания) будут способствовать эффективному формированию двигательных умений, навыков и качеств учащихся 12–13 лет.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования определяется разработкой теоретических основ организации учебно-воспитательного процесса, ориентированных на формирование двигательных умений и качеств с помощью спортивных игр.

Методы исследования: анализ научно — методической литературы, методы опроса (анкетирование, беседа), констатирующий этап педагогического эксперимента, методы математической статистики.

База исследования: экспериментальная работа осуществлялась в период педагогической практики в МОУ СОШ № 8, г. Ишима. В исследовании приняли участие учащиеся 12–13 лет в количестве 15 человек.

Исследование проходило в несколько этапов: первым, из которых является изучение и обобщение исторической и психолого-педагогической литературы по вопросам выбранной нами темы курсовой работы, так же на первом этапе в ходе констатирующего эксперимента проходило диагностирование двигательных умений школьников (апрель-май 2014 года).

Вторым этапом исследования стала разработка и теоретическое обоснование специальной системы средств и методов спортивных игр, направленных на развитие двигательных умений и качеств учащихся 12–13 лет (сентябрь 2014 г.).

Третий этап был наполнен обработкой результатов констатирующего эксперимента, формулировкой предварительных выводов планированием формирующего эксперимента (октябрь-декабрь 2014 г.).

В течение первой-второй учебных четвертей для учащиеся на уроках физической культуры разработана программа, направленная на овладение основами техники баскетбола, легкой атлетики и выполнение контрольных нормативов. При этом, основной упор на формировании прикладных умений и основных физических двигательных качеств был сделан на средства баскетбола.

Основные задачи: укрепление здоровья, улучшение физического развития, привитие интереса к физкультурным занятиям, приобретение разносторонней подготовленности на основе занятий баскетболом, легкой атлетикой с применением средств баскетбола, футбола.

Для первичной оценки уровня подготовленности учащихся нами была проведена батарея тестов, включавшую тесты — прыжок в длину с места, бег 30 м, комплексный тест на ловкость, подъем туловища и подтягивания. Анализируя результаты тестов, можно отметить достаточно большую разницу, это говорит о разном уровне физической подготовленности испытуемых. Сравнивая показатели испытуемых с программными нормативами, можно заключить, что у испытуемых средний уровень развития двигательных умений, и не соответствуют требованиям программы по ФК в школе.

Также можно сказать, что наиболее низкий уровень наблюдается у юношей в подтягивании, у них в среднем составляет 4,5, а по нормативам ГТО должны приблизительно 7 раз. Только у одного учащегося наблюдается выполнение норматива. Отметим тот факт, отметить, что в некоторых показателях результаты преобладают у девочек, что для данного возраста вполне объективно, т. к. девочки начинают опережать мальчиков в физическом развитии (таблица).

Таблица 1

Исходные показатели уровня развития двигательных качеств учащихся 12–13 лет

 

Список испытуемых

пол

Подъем туловища (дев.) /

Подтягивание (мальчики), кол-во раз

Прыжок в длину с места, см (ю/д)

Бег 30 м, с.

(ю/д)

Тест на ловкость,

(бег, лазание, перелазание, метание мяча), с (ю/д)

1.                   

А. В.

ж

 

19

 

165

 

4,6

 

14,2

2.                   

Б.Д.

м

5

 

156

 

5,0

 

18

 

3.                   

Б. И.

ж

 

16

 

145

 

5,3

 

19,2

4.                   

В. В.

ж

 

17

 

164

 

4,0

 

13,2

5.                   

Г. А.

м

3

 

130

 

4,0

 

14,2

 

6.                   

Г. К.

ж

 

16

 

123

 

5,2

 

17,4

7.                   

К. В.

м

6

 

156

 

4,8

 

18.1

 

8.                   

К. В.

м

5

 

145

 

5,0

 

17.6

 

9.                   

М. Д.

м

4

 

139

 

4,5

 

15.5

 

10.               

М. А.

ж

 

17

 

167

 

3,9

 

12.8

11.               

М.К.

ж

 

15

 

156

 

4,7

 

14.6

12.               

О. В.

м

7

 

145

 

4,2

 

13.9

 

13.               

О.А.

ж

 

15

 

154

 

4,8

 

17.0

14.               

Ш.Т.

ж

 

18

 

160

 

3,8

 

13.0

15.               

Я.А.

м

2

 

134

 

4,3

 

16,7

 

 

Среднее

±σ

4,5±1,9

16,6±1,4

143,7±9,6

154,2±15,4

4,5±0,4

4,03±0,5

16,2±1,6

15,7±2,2

 

Полученные данные позволяют констатировать, что существуют резервы для повышения уровня развития двигательных умений и двигательных качеств у учащихся 12–13 лет на уроках физической культуры в школе. Так как игровой метод и спортивные игры является наиболее привлекательным видом деятельности детей данного возраста, то мы на основе этого можем предположить, что данные резервы заложены в оптимальном сочетании средств и методов спортивных игр.

Разработанная нами программа содержит такие средства и методы как: игры в баскетбол без ведения с ограничением времени владения мячом; отработка быстрого прорыва с ведением или передачами; баскетбольные эстафеты; подвижные игры «мяч капитану», «третий лишний (с ведением мяча)», «набор передач в передовой зоне», «выбор номеров с ведением мяча», «шишки, жёлуди, орехи (с перемещением приставными шагами)» и многие другие; баскетбол с партнером на плечах; баскетбол прыжками на одной ноге. Основными методами данной программы являются игровой, соревновательный, непрерывный, повторный. На наш взгляд данная программа может привести к существенному повышению двигательных возможностей учащихся.

По результатам проведенного исследования можем сделать следующие выводы:

1.                  В современной научно-методической литературе достаточно подробно описаны и обоснованы подходы к обучению и формированию двигательных навыков и двигательных качеств детей, в том числе 12–13 лет. Однако, в данной литературе не учтены особенности подрастающего поколения, воспитанного в условиях интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий, компьютерных технологий, автоматизации производства и т. п. аспектов развития современного общества. На сегодня ученик 12–13 лет отличается от такового 20–30-летней давности. Поэтому необходим перемсмотр программ, средств и методов физического воспитания детей, в том числе подходов к формированию двигательных умений и развития физических качеств.

2.                  Результаты тестирования уровня физической подготовленности детей 12–13 лет свидетельствуют о существующей тенденции в сфере ФК — несоответствии данных параметров требованиям программ по ФК в школе. Так, испытуемые не выполняют требования нормативов в подтягиваниях, прыжке в длину с места, в тесте на ловкость. Данные факты актуализируют проблему нашего исследования — поиск новых подходов к средствам и методам формированию двигательных умений, навыков и качеств.

3.                  Нами разработана программа развития двигательных умений, навыков и качеств для учащихся 12–13 лет, основанная на широком применении наиболее приемлемых для детей данного возраста методах (игровой, соревновательный, повторный) и с использованием средств спортивных игр (баскетбол, футбол). Эксперимент по реализации программы продолжается.

 

Литература:

 

1.                  Боген, М. М. Педагогический анализ техники ориентировочной части двигательного действия [Текст] / М. М. Боген. — Москва: Физкультура и спорт, 1991 — c. 114–158.

2.                  Ведерникова, Л. В. Роль программы развития системы педагогического образования вуза в повышении качества подготовки современного педагога [Текст] / Л. В. Ведерникова, А. Г. Поливаев // Современные подходы к повышению качества образования: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, отв. ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим, 2013. — С. 6–14.

3.                  Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология [Текст]: Учеб. пособ. для студ. пед. ВУЗов / Ю. А. Ермолаев. — М.: Высшая школа, 1985. — С. 356–387.

4.                  Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки [Текст] / Л. П. Матвеев — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 280 с.

5.                  Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 167–170.

6.                  Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 9. — С. 125–129.

7.                  Поливаев, А. Г. Экспериментальное обоснование модели спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе [Текст] / А. Г. Поливаев // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. — 2012. — № 5–3(5). — С.47–49.

Основные термины (генерируются автоматически): умение, физическая культура, игра, качество, двигательное действие, формирование, легкая атлетика, учебно-воспитательный процесс, игровой метод, физическое развитие.


Ключевые слова

волейбол, спортивные игры, двигательные качества, баскетбол, интегральные упражнения, метод сопряженного воздействия, игровой метод

Похожие статьи

Развитие двигательных способностей на уроках физической...

Самым эффективным методом развития двигательных способностей на уроках физической культуры, является метод круговой тренировки, который обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы.

Особенности применения спортивных и подвижных игр для...

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, развитие быстроты, игра, высокий старт, экспериментальная группа, тест, бег

Формирование прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов на уроках физической культуры.

Игровые методы в физическом воспитании | Статья в сборнике...

Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств...

Метод круговой тренировки как эффективное средство повышения...

Форму занятий физическими упражнениями, предусматривающую использование основных методов развития двигательных качеств, позволяющих решать задачи физической подготовки, принято называть термином «круговая тренировка».

Подвижные игры и элементы спортивных игр как основа...

По мере взросления ребёнка подвижные игры используются для общего физического развития, совершенствования двигательных умений и навыков, это самые доступные и эффективные средства воздействия на учащихся при их полной активности.

Формирование прикладных двигательных умений и навыков...

Объект исследования: учебный процесс по физической культуре, ориентированный на формирования прикладных двигательных умений и навыков учащихся 6 классов.

Развитие двигательных качеств обучающихся

Развитие двигательных качеств обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 7–9 классов средствами проектной деятельности на уроках физической культуры.

Подготовка студентов к уроку физической культуры

двигательное действие, физическая культура, начало обучения, подготовительная работа, подготовительный этап, учебно-воспитательный процесс, учебный материал, этап.

Теория и методология обучения физической культуре...

Рассматриваются общие закономерности обучения двигательным упражнениям, развития физических способностей, воспитания волевых качеств личности в процессе занятий физическими упражнениями.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие двигательных способностей на уроках физической...

Самым эффективным методом развития двигательных способностей на уроках физической культуры, является метод круговой тренировки, который обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы.

Особенности применения спортивных и подвижных игр для...

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, развитие быстроты, игра, высокий старт, экспериментальная группа, тест, бег

Формирование прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов на уроках физической культуры.

Игровые методы в физическом воспитании | Статья в сборнике...

Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств...

Метод круговой тренировки как эффективное средство повышения...

Форму занятий физическими упражнениями, предусматривающую использование основных методов развития двигательных качеств, позволяющих решать задачи физической подготовки, принято называть термином «круговая тренировка».

Подвижные игры и элементы спортивных игр как основа...

По мере взросления ребёнка подвижные игры используются для общего физического развития, совершенствования двигательных умений и навыков, это самые доступные и эффективные средства воздействия на учащихся при их полной активности.

Формирование прикладных двигательных умений и навыков...

Объект исследования: учебный процесс по физической культуре, ориентированный на формирования прикладных двигательных умений и навыков учащихся 6 классов.

Развитие двигательных качеств обучающихся

Развитие двигательных качеств обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 7–9 классов средствами проектной деятельности на уроках физической культуры.

Подготовка студентов к уроку физической культуры

двигательное действие, физическая культура, начало обучения, подготовительная работа, подготовительный этап, учебно-воспитательный процесс, учебный материал, этап.

Теория и методология обучения физической культуре...

Рассматриваются общие закономерности обучения двигательным упражнениям, развития физических способностей, воспитания волевых качеств личности в процессе занятий физическими упражнениями.

Задать вопрос