Автор: Сиюткин Василий Сергеевич

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.11.2015

Библиографическое описание:

Сиюткин В. С. Народные спортивные игры как эффективное средство физического воспитания обучающихся 5 классов общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 535-537.



 

Материалы статьи содержат результаты констатирующего этапа эксперимента по внедрению и апробации программы по физической культуре в 5 классе с применением народных спортивных и подвижных игр в уроке. На данном этапе теоретически обоснована необходимость применения народных игр и недостаточность решения задач физического воспитания в рамках традиционной программы по физической культуре.

Ключевые слова: физическое воспитание детей, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), народные игры, лапта, городки, бабки, салки.

 

Актуальность исследования. В современных условиях развития техники и компьютеров в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями. В науке обосновываются различные подходы к повышению эффективности процесса физического воспитания детей [8], однако, большинство из них основаны на применении нетрадиционных современных зарубежных систем упражнений, и лишь незначительная часть исследований касается использования для этой цели древнерусских народных средств [1; 2], таких как народные спортивные игры (лапта, городки, бабки, салки и т. п.).

Народные игры являются эффективным средством развития детей, формирует у них положительное отношение к физической культуре и спорту, а также развивает двигательные умение [2].

В народных подвижных играх формируются двигательные навыки, развиваются и совершенствуются жизненно важные физические качества ребенка [1].

При этом обучение народным спортивным играм студентов физкультурного профиля позволит повысить качество их профессиональной подготовки и, соответственно, более эффективно решать задачи физического воспитания при работе с подрастающим поколением [3; 4; 5].

Проблема исследования заключается в недостаточном научно-методическом обосновании эффективности использования народных спортивных игр на уроках физической культуры (ФК) как эффективного средства физического воспитания.

Цель исследования — теоретически обосновать применение народных спортивных игр на уроках физической культуры учащихся среднего звена.

Объект исследования: образовательный процесс на уроках физической культуры в 5 классе.

Предмет исследования: совершенствование учебного процесса по ФК с применением народных подвижных игр.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме применения в сфере физического воспитания подрастающего поколения народных спортивных игр.
  2. Определить исходный уровень физической подготовленности учеников 5 класса.
  3. Подобрать и теоретически обосновать наиболее эффективные народные игры, применяемые на уроках ФК.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что внедрение народных спортивных игр в урок физической культуры повысит уровень физических возможностей подрастающего поколения

Методы и организация исследования. В соответствии с целью и задачами исследования были выбраны адекватные методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогический эксперимент; метод контрольных испытаний; математико-статистические методы обработки материала.

Эксперимент проводился с сентября по октябрь 2015 г, в котором приняли участие 10 учащихся 5 «а» класса (ЭГ) и 10 учащихся 5 «б» класса (КГ) общеобразовательной школы № 5 г. Ишима.

Учащиеся, сформированные в экспериментальную (ЭГ) и контрольную группы (КГ), были оценены по 5-балльной системе по следующим тестам по физической подготовленности (табл.1): прыжок в длину с места (м); челночный бег 3 x 10 (м); подтягивания на высокой (м) и низкой (д) перекладине (кол-во раз); бег 60 м с высокого старта (с); бег на 100 (м); метание набивного мяча (м).

Наглядно видно, что уровень физической подготовленности у детей достаточно низкий и соответствует в основном оценке «3» (таблица).

Прыжок в длину с места. 2 ученика сдали данный норматив на «отлично», 6 учеников на «хорошо», 8 учеников «удовлетворительно», и 4 ученика не справились с нормативом.

Челночный бег 3 по 10 м. Из 2-х групп на «отлично» норматив сдали только 4 ученика, на «хорошо» 5 учащихся, на «удовлетворительно» 7 учеников и не смогли сдать этом норматив 4 ученика.

Подтягивание на высокой перекладине для мальчиков, на низкой — для девочек. С силовой подготовкой нормативы хуже, 2 учащихся сдали его на «отлично», 4 ученика на «хорошо», на «удовлетворительно» 12 учеников и 2 ученика не вложились в норматив.

Бег на 60 метров. На «отлично» сдало 2 ученика, «хорошо» получили 2 ученика, 13 учеников сдали на «удовлетворительно», не справились 3 ученика.

Таблица 1

Показатели физической подготовленности учащихся КГ и ЭГ в начале эксперимента

Вид норматива

ЭГ, средний балл

КГ, средний балл

Разница, балл

t

Р

Прыжок в длину с места

3,2

3,1

0,1

0,25

Р>0.05

Челночный бег

3,4

3,3

0,1

1,12

Р>0.05

Подтягивание на перекладине

3,3

3,2

0,1

0,54

Р>0.05

Бег на 60 метров

3,2

3,1

0,1

1,12

Р>0.05

Бег на 100 метров

3,1

3,0

0,1

1,20

Р>0.05

Метание малого мяча

3,2

3,1

0,1

0,32

Р>0.05

 

Был бег на 100 метров. 2 ученика сдали на «отлично», никому не удалось сдать этот норматив на «хорошо», 15 учеников уложились на «удовлетворительно» и 2 ученика не уложились с нормативами.

Метание малого мяча. С данным нормативом справились не все: 2 ученика сдали на «отлично», 2 учеников сдали на «хорошо», 13 учеников получили «удовлетворительно», 3 не смогли выполнить норматив.

Математико-статистическая обработка результата показала, что между двумя группами испытуемых отсутствуют достоверные различия, т. е. на начало эксперимента две группы идентичны.

Нами разработана программа физкультурно-оздоровительной работы на основе народных спортивных и подвижных игр, которая позволит, на наш взгляд, решить целый комплекс важных вопросов при работе с обучающимися 5-х классов: удовлетворить их потребность в движении, развить не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества, стабилизировать их эмоции и т. д. Кроме этого, мы предполагаем, что будут решены задачи приобщения детей к русским традициям, воспитания патриотизма и гражданственности, что заложено в современных федеральных государственных образовательных стандартах основного и среднего общего образования [6; 7].

Данная программа включает в себя применение лапты, городошного спорта, в вариативной части программы по ФК, а также в минимальном объеме в базовой части вместо упражнений по легкой атлетике, баскетболу и волейболу. Общий объем часов в экспериментальной программе на народные спортивные игры составил 14 часов. В этот же объем вошли часы, выделяемые на раздел «Подвижные игра», в рамках которого включены народные подвижны игры — «бабки», «горелки», «жмурки», «считалки», «чехарда», «чижик», «банки», «пятнашки», «защита крепости» и т. п.

Выводы. Народные игры достаточно эффективно применялись в системе физического воспитания детей советской школы, однако, на современном этапе развития школьного образования их применение значительно сократилось. Данный факт приводит к отходу от русских традиций в образовании и физическом воспитании. В связи с требованиями ФГОС ООО (СОО) возрастает потребность в применении народных древнерусских игр с целью более эффективного решения задач физического воспитания и воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения.

Анализ исходного уровня физической подготовленности учащихся 5-х классов подтвердил наше предположение о недостаточно эффективной реализации традиционной программы по ФК в школе. Физическая подготовленность учащихся соответствует в основном оценке «3» и свидетельствует о наличии резервов повышения, в том числе за счет применения народных спортивных и подвижных игр в учебном процессе.

Нами разработана и внедрена программа по физической культуре в 5-х классах с применением народных игр, в рамках которой объем часов на данный раздел составляет 14 часов в первом полугодии. В программу вошли народные спортивные игры (лапта и городки), а также народные подвижные игры. Игры подобраны в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями детей данного возраста. Эксперимент продолжается.

 

Литература:

 

  1.                Литвинова, М. Ф. Русские народные подвижные игры [Текст] / М. Ф. Литвинова. — М.: Просвещение, 1986. — 79 с.
  2.                Панкеев, И. А. Русские народные игры [Текст] / И. А. Панкеев.- М.: Яуза; Эксмо-пресс, 1998. — 235 с.
  3.                Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 3(129). — С. 167–170.
  4.                Поливаев, А. Г. Совершенствование системы подготовки учителя физической культуры в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Высшее образование в России. — 2013. — № 11. — С.134–137.
  5.                Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 4. — С. 125–129.
  6.                Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 кл.) [Электронный ресурс]. — 2010. — url: http://минобрнауки.рф/документы/938. — (дата обращения 29.10.2015.).
  7.                Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (10–11 кл.) [Электронный ресурс]. — 2012. — url: http://минобрнауки.рф/документы/2365. — (дата обращения 29.10.2015.).
  8.                Фомичёва, Н. В. Технологии и подходы к организации учебного процесса по физической культуре в современной системе физкультурного образования [Текст] / Н. В. Фомичёва, А. Г. Поливаев, Н. А. Волохина, А. Н. Родионов // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 6. — С.61–64.
Основные термины (генерируются автоматически): физического воспитания, народных спортивных, народных спортивных игр, физической культуры, народных спортивных и подвижных, физической культуре, физической подготовленности, уроках физической культуры, спортивных и подвижных игр, с применением народных, народные спортивные игры, средство физического воспитания, задач физического воспитания, физического воспитания детей, образовательный стандарт основного, основного общего образования, стандарт основного общего, государственный образовательный стандарт, уровень физической подготовленности, народных игр.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle