Динамика основных двигательных качеств учащихся — юношей 5–9 классов при использовании фитнес-программы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 24.10.2013

Статья просмотрена: 194 раза

Библиографическое описание:

Бабичева, И. В. Динамика основных двигательных качеств учащихся — юношей 5–9 классов при использовании фитнес-программы / И. В. Бабичева, А. А. Сафронов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 768-772. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8071/ (дата обращения: 19.04.2024).

В данной статье рассматривается динамика основных двигательных качеств школьников 5–9 классов при использовании фитнес-программы на уроках по физическому воспитанию.

Ключевые слова: физическая культура, фитнес, нагрузка, физическая подготовленность.

Уроки физической культуры, проводимые в школе, лишь частично устраняют недостаток двигательной активности, и если школьники дополнительно не занимаются физическими упражнениями и спортом, это может привести к торможению развития их моторики. Данное обстоятельство подтверждают научные исследования, свидетельствующие о замедлении к 14–15 годам развития ряда двигательных функций у подростков не занимающихся спортом, и наоборот продолжение развития моторики у подростков занимающихся в достаточном объёме физической культурой [2].

В данном случае немаловажное значение имеет физиологически обоснованная организация процесса физического воспитания, поддержание у школьников интереса к занятиям спортом, дифференцированный подход к физическому воспитанию в связи с возрастом [1].

Усиленный рост грудной клетки у юношей начинается примерно в 12–13 лет и совпадает с периодом ускоренного развития основных соматических признаков. У них наблюдаются первые признаки брадикардии (пульс в некоторых случаях достигает 65 уд/мин) на фоне выраженной аритмии. Наибольшее усиление роста тела в длину наблюдается у юношей 13–14 лет. Несмотря на то, что в этот же период усиленно растет мышечная масса сердца, все же его ударный объём значительно меньше, чем у юношей старшего возраста.

Аппарат внешнего дыхания также несколько отстаёт в своём развитии: жизненная ёмкость легких у юношей составляет 2200–3100 см³. Организм школьников 13–14 лет всё ещё недостаточно приспосабливается к длительным физическим нагрузкам на выносливость. По-видимому, это вызвано недостаточным развитием компенсаторных и адаптивных механизмов системы дыхания и кровообращения при мышечной работе в условиях кислородного голодания.

В 13–14 лет юноши довольно хорошо ориентируются в пространстве, могут давать оценку своим движениям. Успешно овладевают сложными, в координационном отношении, двигательными действиями. В то же время, в 13–14 лет особенно заметны различия в индивидуальных темпах физического развития и функциональных систем организма, обеспечивающих мышечную работоспособность. Это является следствием неравномерного развития опорно-двигательного аппарата и органов грудной полости [3].

В рамках проводимого исследования анализировались основные двигательные показатели учащихся (юношей) 5–9 классов средней школы № 100 г. Ташкента. Общее количество школьников, принявших участие в исследовании, составило 82 человека. Регистрировали результаты в беге на 60 м, 1000 м, прыжках в длину с места, подтягивании на перекладине и сгибании и разгибании рук в упоре лежа. Полученные данные подвергались математической обработке, вычисляли среднюю арифметическую величину, среднее квадратическое отклонение, ошибку средних арифметических, t-критерий достоверности Стьюдента, вероятность ошибки по таблице коэффициента Стьюдента.

Проанализируем показатели физической подготовленности учащихся 5–9 классов, представленные в таблице и на рисунках 1–5.

В таком показателе физической подготовленности, как бег 60 м, динамика среднего результата носит положительный характер. Результат достоверно улучшается (x=10,3±0,27 с в 5 классе, x=8,7±0,3 с в 9-ом). Недостоверное различие в этом показателе обнаружено между средними показателями 5 и 6 классов (х=10,3±0,27 с и х=10,4±0,35 с при P>0,05). Следует отметить, что средний показатель в беге на 60 м у юношей 5 класса равен оценке «отлично», в то время как средний показатель в этом же нормативе у юношей 9 класса равен оценке «хорошо», согласно требованиям Республиканского центра образования Узбекистана [4].

В беге на 1000 м статистически достоверное различие обнаружено только между 5 и 9 классом (х=4:21±12.1 с, и х=4:00±16.5 с при Р<0,05). При этом следует отметить, что средние значения в этом показателе у школьников 6 и 7 классов ухудшились.

Положительная динамика на улучшение результата прослеживается и в подтягивании на перекладине, но следует обратить внимание на то, что средний показатель в этом нормативе у учащихся 5 класса равняется оценке «отлично», в то время как в 9 классе на «отлично» сдали норматив всего 35,3 % юношей.

Результат в прыжках в длину с места к 9 классу вырос в среднем на 29,4 % и составил х=206,6±9,2 см. Положительная динамика на увеличение результата в данном показателе видна в каждом классе.

В таком нормативе как сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, статистически достоверных различий между 5–6 и 5–7 классами не обнаружено. Значительное улучшение результата в этом показателе происходит только в 8 и 9 классах, оно составляет около 30 %.

В заключении следует отметить, что научно-обоснованная и внедренная в практику физического воспитания учащихся 5–9 классов фитнес-программа позитивно влияет на динамику физической подготовленности школьников.

Литература:

1.                 Любомирский Л. Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков. Москва. «Педагогика», — 1979–96 с.

2.                 Лях В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы. Москва, — 1993. — 126 с.

3.                 Половцев В. Г., Панов Г. М. Юный конькобежец. М. Ф и С, — 1977. — 182 с.

4.                 Республиканский центр образования Узбекистана. Календарно-тематический план по программе уроков физического воспитания (5–9 класс). Ташкент, 2010.


Таблица

Достоверность различий параметров физической подготовленности учащихся 5–9 классов

Показатели

5 класс (n=16)

6 класс (n=17)

7 класс (n=13)

8 класс (n=19)

9 класс (n=17)

x

S

x

S

m

t

P

x

S

m

t

P

x

S

m

t

P

x

S

m

t

P

Бег 60м, с

10,3

0,27

10,4

0,35

0,11

0,63

>0,05

9,8

0,3

0,1

4,4

<0,05

9,2

0,5

0,1

7,9

<0,05

8,7

0,3

0,1

16,0

<0,05

Бег 1000м, мин, с

4:21

12.1

4:23

13.2

4.4

0,53

>0,05

4:30

12.3

4,5

1,9

>0,05

4:16

16.1

4,9

1,0

>0,05

4:00

16.5

5,1

4,2

<0,05

Подтягивание, раз

5

0,77

6

1,12

0,34

1,38

>0,05

6

1,5

0,4

3,3

<0,05

7

1,3

0,4

5,1

<0,05

8

1,4

0,4

6,9

<0,05

Прыжок в длину с места, см

159,6

5,23

173,5

5,79

1,92

7,26

<0,05

186,6

5,3

1,9

13,7

<0,05

194,9

17,8

4,6

7,7

<0,05

206,6

9,2

2,6

17,8

<0,05

Отжимания, раз

16,8

1,65

16,7

1,89

0,62

0,07

>0,05

17,5

2,0

0,7

1,0

>0,05

22,1

2,7

0,8

6,9

<0,05

21,9

2,7

0,8

6,6

<0,05

Примечание: n — количество учащихся; x — средняя арифметическая величина; S — среднее квадратическое отклонение;

m — средняя ошибка средних арифметических; t — критерий достоверности Стьюдента;

P — вероятность ошибки по таблице коэффициента Стьюдента


Рис. 1. Динамика изменений результатов в беге на 60 м учащихся 5–9 классов

Рис. 2. Динамика изменений результатов в беге на 1000 м учащихся 5–9 классов

Рис. 3. Динамика изменений результатов в подтягивании на перекладине

учащихся 5–9 классов

Рис. 4. Динамика изменений результатов в прыжке в длину с места учащихся 5–9 классов

Рис. 5. Динамика изменений результатов в сгибании и разгибании рук в упоре лёжа учащихся 5–9 классов

Основные термины (генерируются автоматически): класс, показатель, физическая культура, физическое воспитание, юноша, положительная динамика, разгибание рук, физическая подготовленность.


Похожие статьи

Динамика физического развития и физической...

Динамика физического развития и физической подготовленности учащихся 5–6 классов.

Основные термины (генерируются автоматически): физическое развитие, разгибание рук, класс, масса тела, двигательная подготовленность учащихся, физическая...

Динамика общей и специальной физической подготовленности...

Ключевые слова: физическая подготовленность, динамика, юноши, бокс, начальная специализация.

В сгибании и разгибании рук в упоре лежа от пола на время у юных боксеров показатели находятся примерно на одинаковом уровне и существенные различия не...

Особенности взаимосвязи данных физического развития...

физическое развитие, двигательная подготовленность, образовательный процесс, физическое воспитание, показатель, физическое воспитание студенток, двигательная активность, здоровое поколение...

Влияние занятий спортивными играми на показатели физической...

Средние показатели уровня физической подготовленности двух групп испытуемых.

Динамика общей и специальной физической подготовленности боксеров юношей, занимающихся боксом на этапе начальной спортивной специализации.

Мониторинг интегральной подготовленности при...

Оценка физической подготовленности.

Для юношей: бег 10х10м — 21.7 сек, бег 1000м — 3 мин, прыжки в длину с места — 251.5 см, сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа — 68 раз, в висе поднимание ног к перекладине — 15 раз, подъём переворотом — 10 раз.

Методика совершенствования специальных физических качеств...

2. Определить динамику специальной физической подготовленности борцов под влиянием работы со спарринг-партнерами различной квалификации и веса.

2. Для определения скоростно-силовых способностей: сгибание- разгибание рук в упоре лежа за 10 с...

Критерий оценки физической подготовленности учащихся...

Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи. Динамика физического развития и физической подготовленности учащихся 5–6 классов.

Взаимосвязи интегральной подготовленности студентов...

Для этого необходимо определить интегральную подготовленность студентов: физическое развитие, общую и специальную физическую

Известно, что мышцы расположены на передней части руки, ответственные за её сгибание, на задней — за разгибание.

Физическая подготовленность юношей Тюмени, приступивших...

физическая подготовленность, спортивная квалификация, летний отдых, юноша, разгибание рук, тест, челночный бег, физическая подготовленность юношей, тренировочный процесс, высокий старт.

Похожие статьи

Динамика физического развития и физической...

Динамика физического развития и физической подготовленности учащихся 5–6 классов.

Основные термины (генерируются автоматически): физическое развитие, разгибание рук, класс, масса тела, двигательная подготовленность учащихся, физическая...

Динамика общей и специальной физической подготовленности...

Ключевые слова: физическая подготовленность, динамика, юноши, бокс, начальная специализация.

В сгибании и разгибании рук в упоре лежа от пола на время у юных боксеров показатели находятся примерно на одинаковом уровне и существенные различия не...

Особенности взаимосвязи данных физического развития...

физическое развитие, двигательная подготовленность, образовательный процесс, физическое воспитание, показатель, физическое воспитание студенток, двигательная активность, здоровое поколение...

Влияние занятий спортивными играми на показатели физической...

Средние показатели уровня физической подготовленности двух групп испытуемых.

Динамика общей и специальной физической подготовленности боксеров юношей, занимающихся боксом на этапе начальной спортивной специализации.

Мониторинг интегральной подготовленности при...

Оценка физической подготовленности.

Для юношей: бег 10х10м — 21.7 сек, бег 1000м — 3 мин, прыжки в длину с места — 251.5 см, сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа — 68 раз, в висе поднимание ног к перекладине — 15 раз, подъём переворотом — 10 раз.

Методика совершенствования специальных физических качеств...

2. Определить динамику специальной физической подготовленности борцов под влиянием работы со спарринг-партнерами различной квалификации и веса.

2. Для определения скоростно-силовых способностей: сгибание- разгибание рук в упоре лежа за 10 с...

Критерий оценки физической подготовленности учащихся...

Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи. Динамика физического развития и физической подготовленности учащихся 5–6 классов.

Взаимосвязи интегральной подготовленности студентов...

Для этого необходимо определить интегральную подготовленность студентов: физическое развитие, общую и специальную физическую

Известно, что мышцы расположены на передней части руки, ответственные за её сгибание, на задней — за разгибание.

Физическая подготовленность юношей Тюмени, приступивших...

физическая подготовленность, спортивная квалификация, летний отдых, юноша, разгибание рук, тест, челночный бег, физическая подготовленность юношей, тренировочный процесс, высокий старт.

Задать вопрос